новости и события12.08.2019 6:00:00Российские ученые открыли новый род древних арктических моллюсков<p style="text-align:justify;"><span class="ms-rteThemeForeColor-2-0">​Ученые новосибирского Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ СО РАН) Сибирского отделения РАН совместно с коллегами из США открыли в Арктике новый вид ископаемых головоногих моллюсков, который является общим предком группы ранее известных арктических родов этих существ. <br></span></p><p style="text-align:justify;"><span class="ms-rteThemeForeColor-2-0">В дальнейшем специалисты намерены продолжать совместные исследования на Северо-Востоке России и Аляске, чтобы, исследуя останки древних моллюсков, выяснить, какие процессы происходили на Земле миллионы лет назад, сообщила ТАСС ведущий научный сотрудник <a href="http://www.ipgg.sbras.ru/ru/institute/structure/stratigraphy/mesozoic">лаборатории палеонтологии и стратиграфии мезозоя и кайнозоя ИНГГ</a> <a href="http://www.ipgg.sbras.ru/ru/person/ipgg-dzyubaos">Оксана Дзюба</a>. </span></p><h2 style="text-align:justify;"><span class="ms-rteThemeForeColor-2-0">Предок семейства моллюсков</span></h2><p style="text-align:justify;"><span class="ms-rteThemeForeColor-2-0">Новый род и одновременно новый вид моллюсков, которые обитали на планете сотни миллионов лет назад, относится к семейству белемнитов. Они были похожи на современных кальмаров, но в отличие от них, имели жесткую конусообразную раковину. Эти раковины и находят в ископаемых скальных отложениях возрастом в сотни миллионов лет.</span></p><div class="text-include-aside text-include-aside_links text-include-aside_small" style="text-align:justify;"><div class="text-include-aside__container"><div class="text-include-aside__header"><div class="text-include-aside__mark"><span class="ms-rteThemeForeColor-2-0">На эту тему</span></div></div><div class="text-include-aside__body"><ul class="text-include-aside__links-list"><li class="text-include-aside__links-list-item"><a class="text-include-aside__news-title" href="http://tass.ru/nauka/6253987" target="_blank"><span class="ms-rteThemeForeColor-2-0">Сибирские ученые нашли сходство древних лесов Арктики с флорой современного Крыма</span></a></li><li class="text-include-aside__links-list-item"><a class="text-include-aside__news-title" href="http://tass.ru/nauka/6388281" target="_blank"><span class="ms-rteThemeForeColor-2-0">Ученые обнаружили, что 130 млн лет назад на территории современной Якутии жили черепахи</span></a></li><li class="text-include-aside__links-list-item"><a class="text-include-aside__news-title" href="http://tass.ru/nauka/6398804" target="_blank"><span class="ms-rteThemeForeColor-2-0">В Якутии найдены ископаемые организмы, обитавшие на Земле более 500 млн лет назад</span></a></li></ul></div></div></div><div class="text-block" style="text-align:justify;"><p><span class="ms-rteThemeForeColor-2-0">"У нас в России семейство белемнитов Cylindroteuthididae (цилиндрические кальмары - прим. ТАСС) изучено лучше, чем где бы то ни было, хотя оно было распространено достаточно широко. Давно было понятно, что впервые это семейство появилось в морях где-то за пределами ныне российских территорий. Совсем недавно, в результате совместных работ с американскими коллегами, мы опубликовали статью, где впервые определили предка этого семейства. На Аляске мы обнаружили новый род, дали ему название - Pseudosimobelus. Он является как минимум переходной формой между двумя семействами, имеет признаки обоих семейств, и по всей видимости, именно он и являлся предком семейства Cylindroteuthididae, которое 170-130 млн лет назад было очень широко распространено в Арктике", - сказала Дзюба.</span></p><p><span class="ms-rteThemeForeColor-2-0">По ее словам, морские осадочные отложения мезозойской эры в России хорошо сохранились в северных, арктических районах: за Полярным кругом и на арктических островах. Нередко они погребены под толщей более молодых пород, однако в арктических территориях могут находиться и на поверхности. Часто их можно увидеть в береговых обрывах рек и морей.</span></p><h2><span class="ms-rteThemeForeColor-2-0">Моллюски и климат</span></h2><p><span class="ms-rteThemeForeColor-2-0">Дальнейшие планы ученых предусматривают новые экспедиции и изучение доступных в Арктике отложений, в которых можно найти ископаемых моллюсков. "Буквально в этом году состоится экспедиция в низовье Лены, за Полярный круг, где будем изучать выходы юрских отложений", - отметила Дзюба. В частности, ученые соберут раковины древних моллюсков, а также образцы на микропалеонтологический анализ (микропалеонтология занимается исследованием объектов, для изучения которых необходим микроскоп). Остатки микроорганизмов как правило представлены в породах в существенно большем количестве, нежели крупные палеонтологические объекты.</span></p><p><span class="ms-rteThemeForeColor-2-0">Широкая направленность исследований, предполагающая изучение как крупных, так и микроскопических объектов, помогает лучше обосновать сделанные выводы. Кроме того, разные аспекты изучения одного и того же временного периода - в данном случае мезозойской эры - дополняют друг друга и формируют единую картину. Например, по изотопному составу раковинного вещества белемнитов, в свою очередь, можно сделать вывод о климатических особенностях эпохи.</span></p><p><span class="ms-rteThemeForeColor-2-0">Изотопный состав раковин головоногих моллюсков существенно менялся при изменении среды. На это влияли климатические изменения, извержения вулканов и т.д. Таким образом, сравнив изотопные данные для разных временных срезов, можно сделать вывод о конкретной динамике изменения климата.</span></p><p><span class="ms-rteThemeForeColor-2-0">"Таким образом, мы изучаем самые разные группы. Обычно, когда говорят о мезозое, прежде всего вспоминают динозавров. Динозавров наша лаборатория не изучает, хотя это, конечно, по-своему интересная группа. Но корреляция осадочных толщ всевозможных территорий наиболее осуществима по моллюскам и другим небольшим, но хорошо сохраняющимся объектам, а не по динозаврам", - пояснил ТАСС заведующий лабораторией <a href="http://www.ipgg.sbras.ru/ru/person/ipgg-shuryginbn">Борис Шурыгин​</a>.</span></p><h2><span class="ms-rteThemeForeColor-2-0">Международный опыт</span></h2><p><span class="ms-rteThemeForeColor-2-0">Ученые отмечают, что на сегодняшний день наибольший потенциал с точки зрения научных открытий в мезозое представляет именно Северо-Восток России и Аляска. В связи с этим, в последние годы усилилось взаимодействие российских и американских ученых, которые ранее не обращали внимания на большую часть моллюсков.</span></p><p><span class="ms-rteThemeForeColor-2-0">"Сейчас же ситуация изменилась, стали востребованы наши знания по белемнитам и двустворчатым моллюскам. К нам обращаются, а мы с удовольствием готовы идти на встречу, поскольку наши интересы совпадают", - отметила Дзюба.</span></p><p><span class="ms-rteThemeForeColor-2-0">Благодаря этому взаимодействию и удается открывать новые группы моллюсков, а также выявлять особенности арктической флоры и фауны.</span></p><p><span class="ms-rteThemeForeColor-2-0">Одним из главных направлений сотрудничества, по словам специалистов, здесь является увязка между собой результатов, полученных на разных континентах. В начале мезозойской эры существовал единый гигантский суперконтинент Пангея, объединявший практически всю сушу Земли, однако со временем произошло разделение и изоляция территорий, которые отделились друг от друга водой. Эта изоляция усложняет работу ученых, и над вопросами взаимной интеграции событий на данных территориях отечественные и зарубежные специалисты работают не первое десятилетие.</span></p></div>новости и событияРоссийские ученые открыли новый род древних арктических моллюсков<tags><tag>og:description</tag><value>​Ученые новосибирского Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ СО РАН) Сибирского отделения РАН совместно с коллегами из США открыли в Арктике новый вид ископаемых головоногих моллюсков, который является общим предком группы ранее известных арктических родов этих существ</value><tag>og:image</tag><value>http://news.sbras.ru/ru/Documents/0bd61435f037566a79a9858e663d9bca.jpg</value></tags>

Источники

ИНГГ СО РАН

Ученые ИНГГ СО РАН совместно с коллегами из США открыли новый вид ископаемых головоногих моллюсков: Яндекс.Новости
Яндекс.Новости (news.yandex.ru)   19.08.2019 18:00:00
1k.com.ua   19.08.2019 18:00:00
Научная Россия (scientificrussia.ru)   19.08.2019 18:00:00
Новосибирские геологи открыли неизвестный род древних моллюсков: Яндекс.Новости
Яндекс.Новости (news.yandex.ru)   15.08.2019 18:00:00
ГОЛОВОНОГИЕ МЕЗОЗОЙСКОЙ ЭРЫ