новости и события15.07.2013 4:00:00Места заповедные<p style="text-align:justify;">Крайний Север — одно из немногих мест на планете, которые все еще удивляют первозданной чистотой. Сохранить эту уникальность — одна из главных задач при индустриальном освоении Арктики</p><p style="text-align:justify;">Все ведущие мировые державы, включая Китай, готовятся к интенсивному освоению Арктики. Их привлекают не только гигантские запасы углеводородов в заполярных землях и на шельфах северных морей, но и возможность использовать Северный Ледовитый океан как новый логистический маршрут — кратчайший путь из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и Северную Америку. Однако Арктика — это не только углеводороды и Северный морской путь. Это еще и огромный резервуар пресной воды, которая через несколько десятилетий может стать даже более востребованной, чем нефть и газ; десятая часть мировых запасов рыбы и дом для коренных малочисленных народов Севера. Поэтому обеспечение экологической безопасности при индустриализации Арктики — важнейшая задача всех имеющих к ней отношение государств и регионов.</p><p style="text-align:justify;"><strong><em>Договориться «на берегу»</em></strong></p><p style="text-align:justify;">«При всей суровости образа Арктики она обладает самой хрупкой экосистемой на нашей планете. Цена невнимательного, беспечного отношения к ней очень высока. Последствия могут быть чрезвычайно серьезными», — обозначил приоритеты российской политики в отношении индустриализации арктических территорий президент РоссииВладимир Путин, выступая на международном форуме «Арктика — территория диалога» осенью 2011 года.</p><p style="text-align:justify;">Жесткие стандарты экологической политики должны быть едины на всех заполярных территориях — и на Ямале, и на Аляске, и в Исландии. Потому что авария, например, китайского танкера с норвежской нефтью, следующего по Севморпути, может иметь очень болезненные последствия для всех стран циркумполярного региона. Именно поэтому весной нынешнего года Совет безопасности РФ при поддержке правительства ЯНАО провел в Салехарде первую международную встречу высоких представителей государств — членов Арктического совета, направленную на совместный поиск путей по обеспечению техногенно-экологической безопасности в Арктике.</p><p style="text-align:justify;">На встрече представителей России, Канады, Финляндии, Исландии, Дании, Швеции, Норвегии, США и стран-наблюдателей обсуждались перспективы международного сотрудничества в области предотвращения чрезвычайных ситуаций в Арктике, обеспечение безопасности мореплавания и экологической безопасности Северного морского пути, а также вопросы ресурсного освоения Арктики и сохранения арктических экосистем. «Надо договариваться “на берегу” и выходить в Арктику согласованно — с самыми передовыми экологическими технологиями добычи и транспортировки нефти и газа, с пунктами предотвращения чрезвычайных ситуаций, совместными программами защиты окружающей среды, спасения людей... По всем этим направлениям мы имеем огромный позитивный опыт работы в высоких заполярных широтах и готовы им поделиться. Уверен, что в данном вопросе конкуренции быть не должно, и все лучшее должно применяться комплексно всеми странами», — убежден губернатор ЯНАОДмитрий Кобылкин.</p><p style="text-align:justify;">При этом очевидно, что и Россия, и Ямал будут отстаивать на международной арене именно свои интересы и свое понимание путей наиболее безопасного и эффективного освоения Арктики. «Для России и ее партнеров по региону Арктика — наш дом и наше будущее. И все основные правила игры в Арктике должны устанавливаться теми, кто в ней живет. Разумеется, с учетом международных норм», — подчеркивает посол по особым поручениям, представитель России в Арктическом совете Антон Васильев.</p><p style="text-align:justify;"><strong><em>Стоп! Олени на дороге!</em></strong></p><p style="text-align:justify;">Уникальность российского опыта промышленного освоения северных территорий в том, что он буквально выстрадан десятилетиями проб и ошибок. На Севере еще памятны времена, когда трубопроводы строили без всякого учета миграции оленьих стад. И олени, ведомые древним инстинктом, гибли сотнями возле газовых труб, не в силах преодолеть неожиданно возникшие на их пути преграды.</p><p style="text-align:justify;">Сейчас ситуация кардинально изменилась. Ни один новый проект на Ямале не реализуется без учета жестких природоохранных требований. «Нам не будет разрешено, как это было в советские годы, завозить туда сотни балков и затем разбрасывать их в живописном беспорядке по тундре», — сказал недавно про освоение Гыданского полуострова начальник управления поставок «НОВАТЭКа» Михаил Шуляк. А главные требования, предъявляемые сейчас нефтегазовыми компаниями к оборудованию для работы в Арктике, — минимальное воздействие на окружающую среду, компактность и полная автономность.</p><p style="text-align:justify;">С этой точки зрения показателен и опыт «Газпрома» по освоению богатств полуострова Ямал, где в прошлом году им было запущено в эксплуатацию одно из крупнейших мировых газовых месторождений — Бованенковское. Концерн обеспечил там замкнутое водоснабжение своих объектов, организовал жесткий учет горюче-смазочных материалов. Отработанные масла после использования должны быть в том же количестве и в той же таре увезены с Бованенково на «материк». «Газпром» запретил передвижение по тундре в период гнездования птиц и по согласованию с оленеводами-кочевниками перекрывает движение по автодороге, чтобы через нее могли перейти оленьи стада.</p><p style="text-align:justify;">Уникальные технические и экологические технологии сейчас использует и «Транснефть», строящая в восточной части округа магистральный нефтепровод от НПС «Пурпе» в Заполярье к гигантским нефтяным месторождениям Сузунское, Русское, Мессояхинское, Пякяхинское, Тазовское и Заполярное.</p><p style="text-align:justify;">С соблюдением самых жестких экологических правил возводится и новый арктический морской порт в поселке Сабетта. Местные жители, поддержав на общественных слушаниях его строительство, все же беспокоились, не нанесет ли этот объект ущерба популяции рыб в Обской губе. Однозначного ответа на этот вопрос ученые дать не могут. Но чтобы избежать даже возможного ущерба, в поселке Харп по немецкой технологии будет построен завод по выращиванию молоди сиговых пород рыб.</p><p style="text-align:justify;">Эти примеры лишний раз демонстрируют, что сегодня природоохранная деятельность на Ямале — улица с двусторонним движением. С одной стороны, при всем несовершенстве российского природоохранного законодательства, окружные власти нашли возможность резко ужесточить контроль за деятельностью нефтегазовых компаний. С другой — изменилась политика и самих компаний. Сейчас большинство из них считают применение природоохранных технологий одним из приоритетов своей деятельности.</p><p style="text-align:justify;">Тем более что пример тут подают и сами ямальские власти. На средства окружного бюджета между Салехардом и Надымом сейчас строится автодорога длиной 330 километров — она должна связать постоянным автомобильным сообщением столицу ЯНАО с Большой землей. Поскольку она полностью пролегает через традиционные маршруты каслания северных оленей, ее конструкция предусматривает создание более полусотни специальных переходов для перегона по ним оленьих стад.</p><p style="text-align:justify;">Заслуживает всяческого уважения и инициатива окружных властей по генеральной уборке самой северной точки ЯНАО — острова Белый. За предыдущие восемьдесят лет остров был изрядно замусорен военными, геологами и метеорологами. Но это место играет особую роль в жизни коренных малочисленных народов Севера и всего Ямала в целом. Поэтому при поддержке «Газпрома» и силами ямальских властей и волонтеров остров Белый вскоре обретет новую жизнь.</p><p style="text-align:justify;"><strong><em>Понять, куда двигаться</em></strong></p><p style="text-align:justify;">Еще одна характерная черта экологической политики на Ямале — стремление окружных властей понять суть процессов, происходящих в экосистеме Севера под влиянием индустриальных проектов. В прошлом году совместно с Росгидрометом за счет окружного бюджета в северные широты была отправлена первая комплексная арктическая экспедиция морского базирования (КАЭМБ) «Ямал-Арктика 2012». Подобных экспедиций, тем более на средства региона, на Ямале не было уже несколько десятилетий. «Мы должны предельно ясно знать и понимать все алгоритмы воздействия интенсивного развития многих сфер деятельности человека на окружающую среду, тем более в связи с активизацией работы в этих широтах компаний топливно-энергетического комплекса», — объясняет этот шаг ямальский губернатор.</p><p style="text-align:justify;">За 47 дней КАЭМБ, базой которой стало научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов», смогла собрать уникальные данные, позволяющие оценить степень техногенного загрязнения природной среды на побережье Северного Ледовитого океана и микробиологические аспекты самоочищения и устойчивости тундровых почв при антропогенном и техногенном воздействии, провести мониторинг полярных акваторий и ландшафтов, начать изучать адаптацию человека к условиям высоких широт и реакцию населения на меняющийся климат в Арктике.</p><p style="text-align:justify;">В прошлом году Салехард также стал местом проведения 10-й Международной конференции по мерзлотоведению, в которой приняли участие более 600 ученых, изучающих Арктику, из 30 стран мира. Ученые с мировыми именами не только обсудили проблемы вечной мерзлоты и ее влияние на формирование климата на планете, но и поддержали идею властей округа о создании на Ямале многофункционального научного центра по комплексному освоению и развитию российской части Арктики.</p><p style="text-align:justify;">В этом году с помощью «Газпрома» и Сибирского отделения Российской академии наук эта идея уже начала воплощаться в жизнь. «Залогом успеха в совместной работе является тесное сотрудничество с органами власти ЯНАО. На мой взгляд, у нас складываются деловые рабочие отношения, основанные на осознании роли науки и инноваций как необходимых условий развития региона», — подчеркивает директор Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука, академик РАН <a href="http://www.ipgg.sbras.ru/ru/person/ipgg-EpovMI">Михаил Эпов</a>.</p><p style="text-align:justify;">А при участии таких федеральных вузов, как МГИМО, МИИТ, Институт нефти и газа, Санкт-Петербургский политехнический университет, учебных заведений Федеральной таможенной службы, МЧС, пограничной службы ФСБ в Салехарде планируют создать центр прикладной науки — Высшую арктическую школу.</p><p style="text-align:justify;">Концентрируя научную мысль на Ямале, федеральные и окружные власти намерены получить максимально объективную картину происходящего сейчас в Арктике и понять, куда и как двигаться дальше. А проведение прикладных исследований в местах непосредственного применения технологий позволит максимально быстро отобрать из них наиболее эффективные и бережные. «Ямал готов выступить объединяющей площадкой, где будут сконцентрированы новейшие научно-практические модели, механизмы и методы для того, чтобы их результаты послужили на благо всей Арктике, всего циркумполярного мира», — подчеркивает Дмитрий Кобылкин. Поэтому Третий международный форум «Арктика — территория диалога», в работе которого примут участие руководители государств, имеющих территориальные и экономические интересы в арктическом регионе, пройдет в сентябре этого года именно в Салехарде. Основная его тема — экология.      </p>новости и событияМеста заповедные<tags><tag>og:description</tag><value>Крайний Север — одно из немногих мест на планете, которые все еще удивляют первозданной чистотой. Сохранить эту уникальность — одна из главных задач при индустриальном освоении АрктикиВсе ведущие миро</value><tag>og:image</tag><value>http://news.sbras.ru/ru/NewsPictures/news.jpg</value></tags>

 Источники

 

 

ИНГГ СО РАН

Места заповедные
ExpertOnline   14.07.2013 17:00:00

 Видео

 

 

 

 

 Файлы