Яндекс.Метрика

​Не все знают, что проектировавшийся Бугринский мост через Обь «подвинули» по результатам исследований новосибирских геофизиков. Проект уже был готов, когда выяснилось, что одна опора приходится на разлом в породе, а значит, опираться ей просто не на что.

Электроразведку в пойме реки Обь специалисты Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН проводили на площади размером 2 300 на 235 метров, сканировали глубины грунта до 90 метров. Подряд поступил от петербургского проектного института, разрабатывавшего для Новосибирска третий мост. Говорят, что тем летом 2008 года нашим геофизикам повезло: река была мелкой. Спустя десять лет изыскатели вспоминают, как они бороздили просторы реки. Опыт получился уникальным: по сей день больше не приходилось составлять столь обширную 3D-картину подводного и подземного пространства.

— Геофизические изыскания прописаны строительными нормативами, но не в таком объеме и не в такой продвинутой технологии, как мы это сделали, — вспоминает Евгений Балков​, старший научный сотрудник лаборатории электромагнитных полей Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН. — Мы применили самую современную методику и аппаратурную реализацию, которые позволили получить более детальную картину, из-за чего была перепроектирована ось моста.

Исследования напоминали фильм с приключениями. Для начала пришлось договориться на центральном пляже новосибирского Академгородка со спасателями МЧС, которые не пожалели для этого катер с экипажем. К нему геофизики добавили две свои резиновые лодки, грузили аппаратуру и отправлялись в путь.

Сначала катер шел вверх по Оби, отыскивая точку по GPS-навигатору. Затем вставали на якорь, спускали на воду резиновую лодку с аппаратурой и оператором, подстрахованную кабелем. Начинали замеры. Работа эта была непростой, понадобились три жаркие летние недели. За это время сотрудники института досконально обследовали пойменную, островную и русловую части будущей стройки. В результате создали единую объемную карту, на которой хорошо видны скальные, осадочные, дисперсные породы. Секретов не осталось.

— Смысл этих исследований в том, чтобы сократить объем буровых работ, — объясняет Евгений Балков. — Потому что самая точная возможность определить строение подземного пространства — прямой метод, бурение, когда напрямую устанавливается, на какой глубине какие породы. Но бурение — это операция весьма затратная. И невозможно, как правило, в рамках стандартных бюджетов провести бурение настолько часто, чтобы решить проектные задачи. Поэтому используется геофизика, которая позволяет в дополнение к бурению определить строение пространства между скважинами. И тогда получается непрерывная трехмерная картина.

Анжелина ДЕРЯБИНА

Как Бугринский мост поменял место
Как Бугринский мост поменял место