Яндекс.Метрика

На общем собрании Сибирского отделения РАН, которое состоялось 20 марта, шла речь о достижениях прошлого года и перспективах на нынешний.

Определить стратегии на будущее

В своем вступительном слове губернатор НСО Владимир Городецкий в очередной раз отметил, что разработки сибирских ученых стали опорой для развития Новосибирской области. И если говорить о будущем региона, то главная задача Сибирского отделения – не только сохранить былой научный потенциал, но и приумножить его.

– Год был тяжелым и для российской науки, и для Сибирского отделения: реформа Академии наук, внешнеполитические проблемы страны. Но наши ученые продолжают работать на благо научного сообщества, на благо области, на благо России. Уверен, что сейчас – именно такое время, которое дает нам возможность определиться в стратегиях. И правильный путь – размышлять о перспективах и формировать успешное будущее, – считает Владимир Городецкий.

Достижения наших ученых впечатляют. Вот лишь несколько примеров удачной научной работы. Институт физики полупроводников им. А. Ржанова зафиксировал в структурах «кадмий-ртуть-теллур» трехмерные безмассовые фермионы. Интерес к этим частицам вызван тем, что их считают кандидатами на объяснение природы темной энергии и скрытой материи. Конструкторско-технологический институт научного приборостроения СО РАН, занимаясь разработками для космоса, создал активную систему обезвешивания. Она позволяет в условиях имитации невесомости испытать, возникают ли самопроизвольные колебания крупногабаритных разворачиваемых антенн, панелей солнечных батарей и другого подобного оборудования. Эта система поможет в оснащении космических аппаратов нового поколения. Институт химии твердого тела и механохимии СО РАН создал методы контролируемого синтеза наночастиц металлов и сплавов.

Раскопки на Афонтовой горе, выпуск книг о фольклоре народов Сибири, создание новых спиновых меток для измерения расстояния в биомолекулах, разработки для молочной промышленности и сыроделия – лишь малая часть успехов ученых Сибирского отделения.

С кого брать пример?

На общем собрании также подняли вопрос об изменениях в деятельности Сибирского отделения в связи с реформой. По словам главного ученого секретаря СО РАН Валерия Бухтиярова, бюджет в 2015-м уменьшится как минимум на 10%. Кроме того, реорганизация Академии наук привела к сокращению кадров в аппарате и подразделениях СО РАН, из 511 человек осталось всего 136. В новых условиях институты должны научиться зарабатывать. С кого брать пример? С Института ядерной физики и Института катализа. Уже не раз отмечалось, что им удалось увеличить внебюджетные доходы. Институт ядерной физики, например, смог заработать в прошлом году 2 млрд рублей.

– К 2017 году сметного финансирования может не быть вообще, за исключением редких случаев. А все средства на проведение фундаментальных исследований будут распределяться по конкурсам. Поэтому надо готовиться, изучать опыт передовых институтов, – предупредил коллег председатель СО РАН Александр Асеев.

В 2014 году Сибирское отделение потратило на приобретение оборудования и уникальных приборов 725 млн рублей. Среди них – десять дорогостоящих (каждый – дороже 250 тыс. долларов).

Быть едиными, чтобы развиваться

Научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. Трофимука, председатель Кемеровского научного центра академик Алексей Конторович​ в выступлении сделал акцент на единении всех членов академии.

– Если мы хотим сохранить научное лицо, развиваться, то должны быть едиными. К сожалению, я не вижу, чтобы в Москве, в Президиуме РАН на проблемы будущего Академии смотрели в том же направлении, что и в научных центрах страны вне столиц. Есть неопределенность в позициях и Большой Академии, и Сибирского отделения. Не преодолев эти противоречия, мы не справимся с теми сложностями, которые сегодня стоят перед нами, – сказал Алексей Эмильевич.

Кроме того, академик Конторович высказался по поводу опасности «рейдерских захватов», происходящих внутри самой РАН.

– Не буду называть имён, но такие случаи были и в Новосибирске, и в Тюмени. А во многих крупных городах по чей-то волшебной указке ректоры вузов написали письма с просьбой отдать им соответствующие учреждения Академии наук. По свидетельству нашего земляка академика Геннадия Месяца, Томский политехнический университет попросил отдать им Томский научный центр, а мой родной классический университет попросил отдать все институты медицинской академии в Томске.

Трудности с ЦКБ СО РАН

То, как сложно решаются имущественные вопросы, Алексей Эмильевич показал на примере ЦКБ СО РАН. Он напомнил, что бюджетное финансирование здравоохранения в стране прекращено, единственным источником средств остался Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

– В прошлом году, когда для ЦКБ перестали поступать ассигнования, мы столкнулись с огромными трудностями, – отметил академик. – Диспансер для ведущих ученых и членов их семей удалось спасти только благодаря тому, что были введены платные абонементы на обслуживание. Президиум СО РАН обратился к тогда еще и.о. губернатора Владимиру Городецкому и и.о. министра здравоохранения Олегу Иванинскому с просьбой увеличить финансирование больницы, поддержать сохранение в ЦКБ терапевтического отделения и диспансера как подразделений, специально организованных для медобслуживания членов академии и докторского корпуса Новосибирского научного центра. Правительство области, губернатор и министр поддержали наши просьбы. Во всех переговорах вместе с нами участвовали глава района Валерий Шварцкопп и руководитель территориального управления ФАНО Алексей Колович. Одновременно СО РАН и администрацией района был поднят вопрос о передаче ЦКБ минздраву области. Другого варианта сохранить больницу просто нет!

– В ФАНО России по этому поводу были разные точки зрения. Изучив вопрос, руководитель ФАНО Михаил Котюков и его первый заместитель Алексей Медведев поддержали администрацию области и президиум СО РАН. Докладываю членам общего собрания, что обязательства по финансированию ЦКБ на 2015 год со стороны руководства области и ФОМС, несмотря на кризис, выполняются. Между тем ответные меры со стороны ФАНО и СО РАН затягиваются. Решение о передаче ЦКБ было принято еще в августе, но конкретная работа до сих пор не начата. Более того, среди некоторых руководителей СО РАН появились сомнения: может быть, 3-е терапевтическое отделение отдать, а площади, которые оно занимает, не отдавать? А может, нужно оставить в СО РАН диспансер? Считаю эти разговоры вредными и опасными для жителей Академгородка, для всех для нас! – подчеркнул Алексей Эмильевич.