Яндекс.Метрика
В документе подчёркнуто, что СО РАН остаётся главной организацией, осуществляющей  научно-методическое руководство деятельностью научных институтов на территории Сибирского макрорегиона, а также утверждено окончательное слияние Сибирских отделений РАН, РАМН и РАСХН.

«Принятие Устава — это легитимизация объединённого Сибирского отделения в его новом состоянии, — заявил председатель СО РАН академик Александр Леонидович Асеев. — Академия наук вступила в новый этап своей жизни, своей деятельности, своего развития».

Самая важная задача Устава — восстановить функцию руководства РАН научной деятельностью институтов, которые теперь отнесены к Федеральному агентству научных организаций (ФАНО). В документе предусмотрено существование объединённых учёных советов (ОУС) по разным наукам, в том числе и двух новых — по медицинскому и сельскохозяйственному направлениям. Их возглавили академики Любомир Иванович Афтанас (СО РАМН) и Александр Семенович Донченко (СО РАСХН), которые также стали заместителями председателя Сибирского отделения РАН по науке. Кроме того, они, а также академики Николай Иванович Кашеваров, Валерий Павлович Пузырев, Владимир Андреевич Солошенко, член-корреспонденты РАН Михаил Иванович Воевода, Михаил Семенович Любарский и доктор сельскохозяйственных наук Владимир Климентьевич Каличкин вошли в обновленный состав Президиума СО РАН. «Мы должны были назначить председателей ОУСов, чтобы они могли начинать работать, не делая перерыва на лето, так как время дорого, и требуется множество шагов, особенно по взаимодействию с ФАНО», — подчеркнул Александр Асеев.

«Дело в том, что без Академии, её навыков, фундаментализма институты, особенно нашего профиля, просто не могут работать. Руководители ФАНО понимают этот вопрос и идут к нам навстречу. Сейчас в Уставах научных организаций обозначено, что за фундаментальные исследования отвечает РАН, — сказал заместитель председателя СО РАН академик Александр Семенович Донченко. — Это позволяет «привязать» институты к Сибирскому отделению. Теперь никакие отчёты не пройдут в Москву без контроля Академии», — считает он. Заместитель председателя СО РАН академик Любомир Иванович Афтанас отметил разграничение обязанностей: «Здесь важно понимание, что закон отделил генерацию знаний от компетенции экспертизы. Если первым занимаются институты, то второе — прерогатива РАН. Сейчас самое главное — создать интерфейс, где будет чётко прописано: вне экспертизы Академии никакая наука невозможна. Если законодательно всё это закрепить, никаких проблем не будет».​

​Единственным пунктом, вызвавшим дискуссию, стал вопрос о подведомстве региональных центров. Академик Николай Леонтьевич Добрецов считает, что их существующее положение, закрепленное и в Уставе, не соответствует нормативным документам: «Налицо скрытый конфликт. В Законе «О Российской академии наук…» написано, что территориальные научные центры входят в РАН, а решением Правительства они переданы в ФАНО как научные организации. Стоит помнить, что они не только научные, но и научно-организационные, инфраструктурные. Мы можем ставить вопрос о возвращении научных центров в структуру РАН и её региональных отделений. Такую возможность в Уставе надо отразить». А. Асеев поддержал эту идею и предложил учесть подобную вероятность в ст. 63 Устава СО РАН: «Предложение абсолютное верное, так как сила Сибирского отделения  — как раз в региональных научных центрах, которые мы старались развивать, иногда в ущерб новосибирскому». По его мнению, правда, сегодняшний статус научных центров позволил им в меньшей степени испытать на себе действие реформы: «Если бы мы пошли по пути спора с Правительством, то научные центры ожидали бы такие же сокращения, как постигшее аппарат СО РАН», — сказал он. Академик Донченко считает, что «…прежде чем просить научные центры обратно, с ними надо разбираться. Нужно ли такое количество центров? Следует подумать, посмотреть полугодовые отчёты». Александр Асеев подчеркнул, что по научным центрам должно работать «правило двух ключей», когда все решения согласовано принимаются РАН и ФАНО.

Участники Общего собрания СО РАН единогласно проголосовали за принятие нового Устава. После этого он будет направлен в Москву для утверждения РАН, которое ожидается к осени.  ​