​Возможно, вы об этом не знали, но в акватории Байкала есть нефть (в кайнозойских отложениях). Добывать ее там в промышленных целях — значит подвергнуть экосистему озера неоправданным рискам. Однако байкальская нефть представляет огромный интерес для науки, поскольку зарождается в реальном времени, то есть буквально на наших глазах.

О проявлениях нефти на Байкале было известно еще в XVII веке. Изучать и разрабатывать ее начали в конце XIX — начале XX века. В Советском Союзе серьезно рассматривалась возможность добывать нефть из уникального озера. Этому воспрепятствовали некоторые экономические причины (байкальская нефть не относится к числу самых выгодных и легкодобываемых) и дальновидность ученых страны, в том числе основателя нынешнего Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН академика Андрея Алексеевича Трофимука и известного специалиста в области геологии и геохимии нефти и газа, когда-то директора ИНГГ СО РАН академика Алексея Эмильевича Конторовича.

«В свое время мы коллективом нашего института сделали подсчет начальных ресурсов байкальской нефти. Это порядка 250—300 миллионов тонн. Постепенно она поднимается и засоряет чистейшую байкальскую воду», — рассказывает ведущий научный сотрудник ИНГГ СО РАН доктор геолого-минералогических наук Валерий Иванович Москвин​. — Для того чтобы вызвать экологическую и экономическую катастрофы, нужен всего лишь разовый выброс в один миллион двести тысяч тонн нефти».

Стоимость чистейшей воды всего водоема составляет 93 000 нынешних бюджетов РФ.

На Байкале существуют естественные выходы нефти. По его дну проходит Байкальская рифтовая зона — крупная, протяженностью 1 500 км, система многочисленных глубинных разломов. Оттуда нефть в жидкой подвижной фазе попадает в воду и создает угрозу для озерных экосистем. Так, благодаря экспедициям на научно-исследовательском судне «Г. Ю. Верещагин» и погружениям на подводных глубоководных аппаратах «Мир», в 2004—2008 годах в восточной части Байкала, в районе мысов Горевой Утес и Толстый, на глубине 200—900 метров удалось найти донные битумные постройки. Оттуда нефть периодически поднимается в виде шариков диаметром около одного сантиметра. Из подобных объектов в воды озера ежегодно выбрасывается от трех до пяти тонн.

По словам исследователя, сейчас весь земной шар потихоньку загрязняется нефтью. В районах Северного моря, там, где ее добывают, предельно допустимая концентрация нефти превышена в 10—20 раз. Чистоту Байкала охраняет, во-первых, статус объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, а во-вторых — микроорганизмы.

Чистой воде Байкала помогают оставаться микроорганизмы, которые эту нефть поедают. Это — углеводородокисляющие бактерии из рода Rhodococcus. Они используют углеводороды в своем жизненном цикле и практически полностью утилизируют наиболее «вкусные» из них (то есть парафиновые). Rhodococcus обитают в нефтяных битумах и сдерживают распространение нефти по обширной акватории водоема. Заодно они играют роль индикаторов этого ценного и опасного ископаемого.

В то же время микроорганизмы способствуют генерации байкальской нефти, в ее составе обнаружились специфические продукты их окисления. Относительно недавно сибирские ученые установили в ней высокое содержание реликтовых циклановых углеводородов, наследующих структуру липидов, которые входят в состав живых организмов. Так было доказано заведомо биогенное происхождение нефти Байкала. Геологические данные позволили уточнить, что она имеет возраст моложе 65 млн лет (до этого существовала еще и другая гипотеза — «глубинная», согласно которой источником байкальской нефти являются гораздо более древние кембрийские и докембрийские морские толщи).

«Это одна из самых молодых, возникающих сегодня, нефтей на планете. Сам по себе анализ появления и созревания нефти в относительно молодом нефтегазоносном объекте чрезвычайно важен для науки. Он позволяет наблюдать феномен рождения нефти в условиях напряженного геотермического режима на наших глазах. Такие объекты для естествоиспытателя очень интересны, — говорит академик Алексей Эмильевич Конторович. — Однако ставить вопрос о поисках и тем более добыче нефти на Байкале абсолютно бессмысленно — игра не стоит свеч. Как в медицине есть запрещенные сферы исследования, которые могут изуродовать генотип человека, так и здесь, в таких местах, как Байкал, искать нефть с промышленной целью — запрещенная тема, даже думать об этом не стоит».

Таким образом, значение байкальской нефти в том, что она предоставляет ученым шанс проводить научные исследования современных процессов нефтеобразования и разрушения залежей во внутриконтинентальных рифтовых структурах.

Может ли так случиться, что образующаяся в Байкале нефть по естественным причинам выльется в воды озера в объемах, с которыми микроорганизмы уже не справятся? По словам Валерия Москвина, такое вероятно, если на Байкале произойдет сильное землетрясение. Именно поэтому надо внимательно следить за сейсмической и геологической обстановкой озера.

Диана Хомякова

Фото Владимира Короткоручко

Спрятанная в недрах Байкала нефть может вызвать экологическую катастрофу
Спрятанная в недрах Байкала нефть может вызвать экологическую катастрофу
Ученые обнаружили на Байкале "молодую" нефть
Исследование. Байкал покажет, как зарождается нефть
Ученые: нефть на Байкале поедают микроорганизмы
Ученые нашли на дне Байкала миллионы тонн молодой нефти
"В свое время мы сделали подсчет начальных ресурсов байкальской нефти. Это порядка 250 - 300 миллионов тонн. Постепенно она поднимается и засоряет чистейшую байкальскую воду" - Валерий Москвин
Байкал покажет, как зарождается нефть
Тонны нефти нашли на дне Байкала
"В свое время мы сделали подсчет начальных ресурсов байкальской нефти. Это порядка 250-300 миллионов тонн. Постепенно она поднимается и засоряет чистейшую байкальскую воду" - Валерий Москвин
Ученые: миллионы тонн нефти на дне Байкала могут уничтожить
Миллионы тонн нефти на дне Байкала могут уничтожить озеро - ученые
На дне Байкала обнаружили миллионы тонн молодой нефти
Сибирские ученые рассказали о залежах нефти на Байкале
Ученые: миллионы тонн нефти на дне Байкала могут уничтожить...
Микроорганизмы поедают нефть на Байкале, считают ученые
Сильное землетрясение превратит Байкал в нефтяное озеро
Микроорганизмы поедают нефть на Байкале, считают ученые
На дне Байкала обнаружили биогенную нефть - экологическая катастрофа
Под озером Байкал обнаружены большие залежи нефти
Ученые рассказали о тоннах нефти на дне Байкала
Ученые: Нефть на дне Байкала пожирают микроорганизмы
Ученые: Найденные на дне Байкала тонны нефти могут привести к экологической катастрофе
В Байкале содержится порядка 250-300 миллионов тонн нефти
Байкал покажет, как зарождается нефть.
Запасы байкальской нефти достигают 250-300 миллионов тонн