новости и события11.02.2019 11:00:00Байкал покажет, как зарождается нефть<p style="text-align:justify;">​Возможно, вы об этом не знали, но в акватории Байкала есть нефть (в кайнозойских отложениях). Добывать ее там в промышленных целях — значит подвергнуть экосистему озера неоправданным рискам. Однако байкальская нефть представляет огромный интерес для науки, поскольку зарождается в реальном времени, то есть буквально на наших глазах. </p><p style="text-align:justify;">О проявлениях нефти на Байкале было известно еще в XVII веке. Изучать и разрабатывать ее начали в конце XIX — начале XX века. В Советском Союзе серьезно рассматривалась возможность добывать нефть из уникального озера. Этому воспрепятствовали некоторые экономические причины (байкальская нефть не относится к числу самых выгодных и легкодобываемых) и дальновидность ученых страны, в том числе основателя нынешнего Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН академика Андрея Алексеевича Трофимука и известного специалиста в области геологии и геохимии нефти и газа, когда-то директора ИНГГ СО РАН академика <a href="http://www.ipgg.sbras.ru/ru/person/ipgg-KontorovichAE">Алексея Эмильевича Конторовича</a>. </p><p style="text-align:justify;">«В свое время мы коллективом нашего института сделали подсчет начальных ресурсов байкальской нефти. Это порядка 250—300 миллионов тонн. Постепенно она поднимается и засоряет чистейшую байкальскую воду», — рассказывает ведущий научный сотрудник ИНГГ СО РАН доктор геолого-минералогических наук <a href="http://www.ipgg.sbras.ru/ru/person/ipgg-MoskvinVI">Валерий Иванович Москвин​</a>. — Для того чтобы вызвать экологическую и экономическую катастрофы, нужен всего лишь разовый выброс в один миллион двести тысяч тонн нефти». </p><blockquote dir="ltr" style="margin-right:0px;"><p style="text-align:justify;">Стоимость чистейшей воды всего водоема составляет 93 000 нынешних бюджетов РФ.</p></blockquote><p style="text-align:justify;">На Байкале существуют естественные выходы нефти. По его дну проходит Байкальская рифтовая зона — крупная, протяженностью 1 500 км, система многочисленных глубинных разломов. Оттуда нефть в жидкой подвижной фазе попадает в воду и создает угрозу для озерных экосистем. Так, благодаря экспедициям на научно-исследовательском судне «Г. Ю. Верещагин» и погружениям на подводных глубоководных аппаратах «Мир», в 2004—2008 годах в восточной части Байкала, в районе мысов Горевой Утес и Толстый, на глубине 200—900 метров удалось найти донные битумные постройки. Оттуда нефть периодически поднимается в виде шариков диаметром около одного сантиметра. Из подобных объектов в воды озера ежегодно выбрасывается от трех до пяти тонн. </p><p style="text-align:justify;">По словам исследователя, сейчас весь земной шар потихоньку загрязняется нефтью. В районах Северного моря, там, где ее добывают, предельно допустимая концентрация нефти превышена в 10—20 раз. Чистоту Байкала охраняет, во-первых, статус объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, а во-вторых — микроорганизмы. </p><p style="text-align:justify;">Чистой воде Байкала помогают оставаться микроорганизмы, которые эту нефть поедают. Это — углеводородокисляющие бактерии из рода Rhodococcus. Они используют углеводороды в своем жизненном цикле и практически полностью утилизируют наиболее «вкусные» из них (то есть парафиновые). Rhodococcus обитают в нефтяных битумах и сдерживают распространение нефти по обширной акватории водоема. Заодно они играют роль индикаторов этого ценного и опасного ископаемого.</p><p style="text-align:justify;">В то же время микроорганизмы способствуют генерации байкальской нефти, в ее составе обнаружились специфические продукты их окисления. Относительно недавно сибирские ученые установили в ней высокое содержание реликтовых циклановых углеводородов, наследующих структуру липидов, которые входят в состав живых организмов. Так было доказано заведомо биогенное происхождение нефти Байкала. Геологические данные позволили уточнить, что она имеет возраст моложе 65 млн лет (до этого существовала еще и другая гипотеза — «глубинная», согласно которой источником байкальской нефти являются гораздо более древние кембрийские и докембрийские морские толщи).</p><p style="text-align:justify;">«Это одна из самых молодых, возникающих сегодня, нефтей на планете. Сам по себе анализ появления и созревания нефти в относительно молодом нефтегазоносном объекте чрезвычайно важен для науки. Он позволяет наблюдать феномен рождения нефти в условиях напряженного геотермического режима на наших глазах. Такие объекты для естествоиспытателя очень интересны, — говорит академик Алексей Эмильевич Конторович. — Однако ставить вопрос о поисках и тем более добыче нефти на Байкале абсолютно бессмысленно — игра не стоит свеч. Как в медицине есть запрещенные сферы исследования, которые могут изуродовать генотип человека, так и здесь, в таких местах, как Байкал, искать нефть с промышленной целью — запрещенная тема, даже думать об этом не стоит».</p><p style="text-align:justify;">Таким образом, значение байкальской нефти в том, что она предоставляет ученым шанс проводить научные исследования современных процессов нефтеобразования и разрушения залежей во внутриконтинентальных рифтовых структурах.</p><p style="text-align:justify;">Может ли так случиться, что образующаяся в Байкале нефть по естественным причинам выльется в воды озера в объемах, с которыми микроорганизмы уже не справятся? По словам Валерия Москвина, такое вероятно, если на Байкале произойдет сильное землетрясение. Именно поэтому надо внимательно следить за сейсмической и геологической обстановкой озера.</p><p style="text-align:right;"><strong>Диана Хомякова</strong></p><p style="text-align:right;"><em>Фото Владимира Короткоручко</em></p>новости и событияБайкал покажет, как зарождается нефть<tags><tag>og:description</tag><value>​Возможно, вы об этом не знали, но в акватории Байкала есть нефть (в кайнозойских отложениях). Добывать ее там в промышленных целях — значит подвергнуть экосистему озера неоправданным рискам. Однако байкальская нефть представляет огромный интерес для науки, поскольку зарождается в реальном времени, то есть буквально на наших глазах</value><tag>og:image</tag><value>http://news.sbras.ru/ru/NewsPictures/природа/Baikal.jpg</value></tags>

Источники

Двойное дно Байкала
Информ-полис   19.02.2019 18:00:00
Эколог Наталья Тумуреева: Сомневаюсь, что нефть может попасть в воды Байкала
Восток-Телеинформ (vtinform.com)   14.02.2019 18:00:00
Российские ученые обнаружили на дне Байкала сотни миллионов тонн нефти
Cont.ws   14.02.2019 18:00:00
Эколог Наталья Тумуреева: Сомневаюсь, что нефть может попасть в воды Байкала
БезФормата.Ru Улан-Удэ (ulanude.bezformata.ru)   14.02.2019 18:00:00
Все новости Братска (obratske.ru)   14.02.2019 18:00:00
БезФормата.Ru Иркутск (irkutsk.bezformata.ru)   14.02.2019 18:00:00
Братский городской сайт (bratsk.org)   14.02.2019 18:00:00
"В свое время мы сделали подсчет начальных ресурсов байкальской нефти. Это порядка 250-300 миллионов тонн. Постепенно она поднимается и засоряет чистейшую байкальскую воду" - Валерий Москвин
RateNews.ru   13.02.2019 18:00:00
Под озером Байкал обнаружены большие залежи нефти
RateNews.ru   13.02.2019 18:00:00
На дне Байкала обнаружены миллионы тонн молодой нефти
Musavat.com   13.02.2019 18:00:00
СО РАН: в глубинных разломах Байкала содержится до 300 миллионов тонн нефти
33live.ru   13.02.2019 18:00:00
"СО РАН: в глубинных разломах Байкала содержится до 300 миллионов тонн нефти"
Ivest.kz   13.02.2019 18:00:00
СО РАН: в глубинных разломах Байкала содержится до 300 миллионов тонн нефти
MaxNews (maxnews.net)   13.02.2019 18:00:00
Ученые: миллионы тонн нефти на дне Байкала могут уничтожить...
Ангарский портал новостей (правозащита38.рф)   13.02.2019 18:00:00
Сибирские ученые рассказали о залежах нефти на Байкале
Московский Комсомолец # Улан-Удэ (ulan.mk.ru)   13.02.2019 18:00:00

Видео