новости и события10.03.2015 4:00:00Александр Власов: «Специалист в области информационных технологий — гуманитарий с хорошим «алгоритмическим» мышлением»<p style="text-align:justify;">Вопреки распространенному стереотипу, факультет информационных технологий НГУ готовит не только программистов для IT-компаний, но и научные кадры для институтов. Кандидат технических наук <a href="http://www.ipgg.sbras.ru/ru/person/ipgg-VlasovAA">Александр Власов</a> – яркий тому пример. Научно-исследовательскую деятельность в ИНГГ СО РАН он успешно сочетает с работой ведущего программиста на научно-производственном предприятии геофизической аппаратуры «Луч» и преподаванием в университете. О преимуществах обучения на ФИТ, своем профессиональном пути и специфике работы программиста на стыке разных областей знания Александр рассказал в нашем интервью.</p><p style="text-align:justify;"><em>– Александр, Вы поступали на факультет информационных технологий НГУ больше десяти лет назад. Какие воспоминания сохранились у Вас об этом периоде?</em></p><p style="text-align:justify;">– Я окончил экономическое отделение Высшего колледжа информатики и планировал связать себя именно с этим направлением. Программирование на тот момент было для меня неким побочным знанием, приобретенным во время учебы. Но, ознакомившись с программой экономического факультета, я засомневался в правильности своего выбора. И до последнего дня подачи документов не знал, какое же направление выбрать. Помню, как в тот день вышел из университета, сел на ступеньки и задумался о том, куда же мне поступать. Решил выбрать тот факультет, на который будет самый большой конкурс. На факультет информационных технологий было подано 210 заявлений, конкурс – семь человек на место. Так я и поступил на ФИТ.</p><p style="text-align:justify;"><em>– Как менялось Ваше отношение к факультету информационных технологий НГУ в процессе обучения?</em></p><p style="text-align:justify;">– Учеба на первом курсе давалась мне легко. В колледже я получил довольно хорошую подготовку по программированию, поэтому вначале основная часть времени уходила на изучение математики и физики, которые были мне интересны. На втором курсе пошли уже новые для меня предметы по информатике – сетевые технологии, объектно-ориентированное программирование. Они потребовали от меня больших усилий. Оглядываясь назад, я понимаю, что все курсы, которые я слушал, затем пригодились мне в той или иной мере. В том числе гуманитарные. ФИТ дает комплексное обучение. Никто не знает, как бы мы программировали, если бы не читали «Евгения Онегина» или не знали бы основ квантовой механики. Я считаю, что широкий кругозор необходим специалистам в области информационных технологий, поскольку он помогает развиваться и профессионально расти. Мои однокурсники нашли себя в самых разных сферах деятельности – в науке, IT-компаниях, собственных бизнес-проектах. Знания и навыки, полученные на факультете, они активно используют каждый день.</p><p style="text-align:justify;"><em>– Чем работа обычного IT-специалиста принципиально отличается от работы программиста, решающего какие-либо геофизические задачи? В чем специфика работы в Вашей области?</em></p><p style="text-align:justify;">– Для меня работа в нефтегазовой области - это возможность приложить на практике тот широкий спектр знаний, который был получен на ФИТ: от квантовой механики до методов математического анализа. А также взаимодействие непосредственно с ведущими специалистами, осуществляющими масштабные нефтегазовые проекты в нашей стране. В современной нефтегазовой индустрии информационные технологии - это тот локомотив, который позволяет людям разных специальностей решать комплексно такие сложные задачи как поиск, добыча, транспортировка, переработка и реализация углеводородов. С каждым годом доля программных систем в этой области увеличивается лавинообразно и возможностей для работы по нашей специальности становится все больше.</p><p style="text-align:justify;"><em>– Зачастую Вы взаимодействуете со специалистами, далекими от программирования. Что привлекательного может быть в том, чтобы реализовывать себя на стыке совсем разных областей?</em></p><p style="text-align:justify;">– В первую очередь, это колоссальная самоотдача. Например, недавно мы применили методы динамического программирования - волновой алгоритм Ли поиска кратчайшего пути в лабиринте, для решения задачи построения межскважинной корреляции. И теперь на этот процесс у геологов уходит не неделя, как раньше, а всего один день. В геофизике граница между наукой и производством очень размыта, поскольку это направление деятельности по сути комплексное, впитавшее в себя передовые достижения из разных областей. Бок о бок здесь работают математики, физики, специалисты в области приборостроения и информационных технологий, и этот симбиоз всегда дает новые, полезные результаты. Геофизики первыми, после военных, освоили ЭВМ для решения своих прикладных задач. И сегодня эта область знаний продолжает динамично развиваться.</p><p style="text-align:justify;"><em>– Вы соединяете в себе три ипостаси – преподавателя, исследователя и специалиста на производстве. Как они связаны между собой?</em></p><p style="text-align:justify;">– Знания, которые генерируются в стенах нашего Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН мною и моими коллегами, каждодневно необходимы для решения практических задач на производстве, в том числе и для создания новой аппаратуры. Эти знания бесполезны, если их не воплотить в конкретную технологию, аппаратуру, программную систему и не передать другим людям. В среднем, за год, в командировках я провожу около 2-3 месяцев в различных уголках нашей страны, где внедряю свои разработки и общаюсь на местах с ведущими специалистами крупных компаний, которые делятся своими задачами, опытом. Полученный знания я использую в своей работе и стараюсь передать своим студентам. По большому счету и работа в институте, и преподавательская деятельность в университете – все это направлено на создание новых технологий в геофизике, наверное, это мое понимание знаменитого лаврентьевского треугольника «наука-образование-производство».</p><p style="text-align:justify;"><em>– Вы довольно рано начали преподавать. С чего началась эта деятельность?</em></p><p style="text-align:justify;">– Мне в свое время очень понравился курс, связанный с созданием сложных программных систем при помощи подходов объектно-ориентированного программирования. После того, как курс закончился, я активно читал литературу по этой теме, и, когда я только защитил диплом бакалавра, у меня родилась идея преподавать в университете. К тому времени у меня набралось много теоретических знаний и практического опыта по этому направлению, поскольку я реализовал несколько сложных программных систем, которые внедрил на производстве. Мне хотелось поделиться этим. От деканата поступило предложение провести семинарские занятия по объектно-ориентированному анализу и дизайну. Я учился на первом курсе магистратуры и преподавал третьему курсу. Мне понравилось, поэтому после получения диплома магистра я взял несколько студентов специализироваться в ИНГГ СО РАН. Затем с каждым годом я стал набирать по несколько студентов для прохождения дипломной практики. За шесть лет больше двадцати студентов защитилось под моим руководством и соруководством. В основном это студенты факультета информационных технологий, но есть с физфака и мехмата. По моему мнению, преподавать надо начинать тогда, когда ты уже не можешь не делиться теми знаниями, умениями, опытом которыми владеешь. Знания не переданные другим людям — мертвые знания.</p><p style="text-align:justify;"><em>– Какими проектами Вы занимаетесь особенно активно в настоящее время? Расскажите о них поподробнее.</em></p><p style="text-align:justify;">– Сейчас большую часть своего времени я посвящаю работе над проектом, связанным с созданием новой аппаратуры для скважин. Это комплекс СКЛ, разрабатываемый на научно-производственном предприятии геофизической аппаратуры «ЛУЧ». Он уникален, поскольку позволяет производить все измерения за один спуск и подъем, что существенно сокращает сроки строительства скважины, а это, в свою очередь, приводит к существенной экономии средств. Я занимаюсь созданием программных систем для обслуживания этого комплекса. Отчасти это работа, связанная с решением каких-либо инженерных, технических задач. Но так как этот комплекс новый и производит измерение физических величин, которые раньше не измерялись в скважине, то их обработка и получение новых свойств пространства около скважины предполагает и научную составляющую этой работы. Эти новые знания очень важны для разработки месторождений Западной Сибири в поздней стадии эксплуатации.</p><p style="text-align:justify;"><em>– Что лично Вам дало обучение на факультете информационных технологий НГУ?</em></p><p style="text-align:justify;">– Самое главное, что факультет мне дал, кроме тех знаний, которые я использую каждый день, – умение алгоритмически думать. Это помогает в конструктивном решении каждодневных задач. После обучения в НГУ моя жизнь качественно изменилась не только в профессиональном плане, но и в плане взаимоотношений с людьми, досуга и прочего.</p><p style="text-align:justify;"><em>– Прошло больше шести лет с тех пор, как Вы окончили ФИТ НГУ. Как бы Вы сформулировали конкурентные преимущества факультета?</em></p><p style="text-align:justify;">– Важно, что обучение на ФИТ – это не только доступ к передовым технологиям, а еще и возможность научиться у создателей этих технологий, как правильно их применять. Для начинающего IT-специалиста – это такая же удача как, например, для молодого хирурга учиться у Николая Ивановича Пирогова, ассистировать ему. Для меня таким «Пироговым» стал академик <a href="http://www.ipgg.sbras.ru/ru/person/ipgg-EpovMI">Михаил Иванович Эпов</a>. Факультет имеет хорошо выстроенный учебный процесс, включающий как курсы, дающие полный спектр знаний об информационных технологиях, так и очень хорошую подготовку по математике и физике. Когда я учился на первом курсе, я думал, что выпускники ФИТ — это такие люди-одиночки, которые сидят и пишут некий программный код, который никто не понимает кроме них, и потом из этого получается что-то необыкновенное. На деле – для того чтобы получился качественный продукт, который понятен пользователям, нужно общаться с множеством людей из самых разных сфер деятельности и применять знания из разных областей. Так, например, сейчас 80 % из того, что написанного для программной системы, — это не код, а текст, связанный с описанием проекта, в том числе и пользовательская документация. Сегодня я думаю, что специалист в области информационных технологий — это гуманитарий с хорошим «алгоритмическим» мышлением.</p><p style="text-align:justify;"><em>– Александр, за что Вы любите свою работу?</em></p><p style="text-align:justify;">– Я люблю эту работу за то, что она позволяет мне заниматься тем, что я считаю нужным и правильным. Приятно видеть отклик от других людей, которые пользуются продуктами моей деятельности. Когда вы написали программу, приехали на скважину, запустили ее, получили с ее помощью какие-то измерения и сделали выводы, а, значит, новые знания, — все это наполняет энтузиазмом. Ради этих ощущений несомненно стоит работать. Воодушевляет общение со студентами, которые у меня специализируются. Радует, когда у них складывается профессиональная жизнь так, как им того хотелось бы.</p>новости и событияАлександр Власов: «Специалист в области информационных технологий — гуманитарий с хорошим «алгоритмическим» мышлением»<tags><tag>og:description</tag><value>Вопреки распространенному стереотипу, факультет информационных технологий НГУ готовит не только программистов для IT-компаний, но и научные кадры для институтов. Кандидат технических наук Александр Власов – яркий тому пример</value><tag>og:image</tag><value>http://news.sbras.ru/ru/NewsPictures/VlasovA.jpg</value></tags>

 Источники

 

 

 Видео

 

 

 

 

 Файлы