новости и события04.07.2014 9:00:00Академик Диканский. Куда катятся наука и образование<p style="text-align:justify;"><em>​Зачем России ЕГЭ, почему возник дефицит «технарей» и что получится из реформы Российской академии наук. Эти и другие вопросы поднимает бывший ректор НГУ, а ныне заместитель председателя СО РАН Николай Диканский. Академик написал для портала Сибкрай.ru статью, в которой подводит некоторые итоги масштабных преобразований последних лет.​</em></p><div style="text-align:justify;">В России реформы идут уже 25 лет и пора бы подвести их итоги, назвав имена их авторов. Мы сосредоточимся на результатах реформ образования и науки.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">На начальном этапе Министерство образования в школе боролось за гуманитаризацию школьного образования, его вариативность, что, по сути, свелось к сокращению часов по точным наукам. По-видимому, предполагалось, что в России нужны только юристы, экономисты, филологи и философы. В результате количество абитуриентов желающих поступать на «тяжелые» факультеты (точные науки, инженерию) стало быстро сокращаться. В это время Министерство образования, следуя указаниям сверху, решило рыночные механизмы внедрить в систему высшего образования и стало педалировать платное обучение. Недофинансированное образование естественно схватилось за это предложение и количество вузов и филиалов увеличилось в девяностых годах в десять раз.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Количество выпускников гуманитариев выросло в десятки раз. Этим грешили не только педагогические вузы, но и технические. Важно, что из выпускников пединститутов менее 10% шли работать в школы.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Итог этих нововведений в России – дефицит инженеров, специалистов по точным наукам. Но хуже того введение платного образования стало легализацией продажи дипломов и как следствие девальвацией российских дипломов.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Опять-таки сверху, подсказали, что нужно интегрироваться в Европейскую образовательную систему «Болонский процесс», в которую США категорически отказались вступать. Одним из основополагающих ее принципов является мобильность студентов и преподавателей. Но учитывая большую разницу зарплат и стипендий фондов – это игра в одни ворота, лучших они скупят. Но самым плохим в этой системе явилось двухуровневое образование. Появилась бакалавриатура – недоученный выпускник без специальности. В магистратуру попадают только половина бакалавров, а остальные без специальности, без высшего образования с непонятными дипломами. То ли техникум, то ли университет. Кем они могут работать? Это же потерянные инвестиции в образование. Почему специалитет заблокировали? Массовое производство юристов, экономистов, психологов, менеджеров (без базового образования) – разве это нужно «современной экономике России»? Ведь многие из этих выпускников не работают по специальности. Впрочем, как и многие выпускники по другим специальностям.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">И вот шедевр, который родило Министерство образования и науки – ЕГЭ! Эту систему они подсмотрели в США, которую ненавидят многие в США, наши выпускники, которые растят детей там, клянут их школьную систему образования и говорят, что наше дореформенное школьное образование было намного лучше. Зачем сломали лучшее и к чему пришли… Между прочим, финны до сих пор считают, что советская система образования была одной из лучших в мире и ее используют. Когда «демократично» внедряли систему ЕГЭ в нашу систему образования, нам говорили, что это позволит бороться  с коррупцией при приеме в вузы, сравнивать уровень образования в школах и так далее. Но не было учтено, что число вузов много меньше, чем число школ – и коррупция опустилась на уровень городов, поселков, школ и расцвела! И поступают в МГУ 100-балльники на журналистику, а 80% из них получают двойки по сочинению при проверке в начале семестра на первом курсе! А сколько средств МОН вкладывается в проведение ЕГЭ и еще на обеспечение контроля системы ФСБ, МВД… И на это потрачены десятки миллиардов рублей. А результат широкого использования ЕГЭ отрицательный. И вот еще одно нововведение – МОН хочет  ввести в вузах аналог ЕГЭ!!! </div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Следует вспомнить, что в 1990 году школьное образование в России было на третьем месте в мире, а в 2012 года стало 40-м. Не пора ли сделать выводы… </div><div style="text-align:justify;">И большинство из авторов реформ в образовании приступили к реформированию РАН.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Результаты деятельности этих людей по реформе образования налицо. Кто вам дал право это делать без широких, открытых, компетентных дискуссий?! Усилиями реформаторов опущена одна из лучших систем образования в мире, и развал ее продолжается. </div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Надо назвать фамилии этих реформаторов: Министры образования В.Г. Кинелев, А.Н. Тихонов – гуманитаризация, борьба со сциентизмом, вариативность; В.М. Филиппов – Болонское соглашение, А.А. Фурсенко, Д.В. Ливанов – дальнейшее продвижение ЕГЭ, а теперь и борьба с Академией наук. Общество должно знать «героев» в лицо. Есть еще актеры второго плана, но главные идеологи – всевозможные центры стратегических исследований, ВШЭ с Я.И. Кузьминовым во главе, РЭШ с уже отодвинутым от руководства С.М. Гуриевым, АНХ во главе с В.А. Мау. Д.В. Ливанов – большой любитель американской системы образования, испортив вконец отношения с РАН, решил привлечь американскую компанию PricewaterhouseCoopers для того чтобы сделать «карту науки» РОССИИ.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Российские мальчики лет 25, отучившись по два-три месяца за рубежом, составили эту карту, над которой смеялась вся Россия. Но когда я их спросил, сколько в среднем стоит одна статья у американцев и сколько стоит одна статья в РАН, они не смогли ответить, потупив взор. Они даже не подозревали, что бюджет РАН – это около двух миллиардов долларов, а бюджет любого заштатного университета в США, которых там десятки, имеет столько же или больше. Из их анализа президент РАН – специалист по гинекологии, и таких ошибок – море.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">У нас были и свои оценщики. Так, уважаемый министр науки Б.Г. Салтыков, специалист по наукометрии, в начале 1990-х годов произнес: «В России слишком много науки».  Результат – в России погибло около пяти тысяч отраслевых институтов, инженерно-технологических центров, которые связывали институты РАН и вузы с промышленностью (инжиниринговые центры), проводя НИР и НИОКР для промышленных предприятий. Так были разрушены цепочки инновационного развития страны. </div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Отсутствие спроса на инновации со стороны государства и компаний в течение 25 лет привело к тому, что квалифицированные коллективы распались. Так погибли инженерные и технологические школы страны.                                         </div><div style="text-align:justify;">Конечно, не все эти институты работали на мировом уровне, что нельзя сказать об НИИ оборонного сектора (и среди них всегда были высококонкурентные организации, и высшее признание – в виде санкций США). Состоялась огромная стратегическая ошибка! Конечно, очень жаль, что за 25 лет погибли многие инженерные и технологические школы, что существенно ослабило позиции РФ в мировой технологической гонке. В итоге, когда министерство решило заняться инновациями и вложило в это в пять раз больше денег (300 миллиардов рублей), чем бюджет РАН, это дало увеличение публикаций всего на 2%, а инноваций – кот наплакал. А суровые обвинения были предъявлены РАН, хотя доля РАН в публикациях более 50%. </div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Бюджет РАН восемь лет оставался неизменным без индексаций на инфляцию – 62 миллиарда рублей. Огромные инвестиции ушли в песок. Хотелось бы надеяться, что хоть небольшая часть этой колоссальной суммы пошла в дело, однако научно-техническая общественность страны так и не получила ответа об эффективности потраченных за последние десять лет гигантских средств. Реформы ради реформы или реформы ради дела!</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Оценка деятельности Российских институтов и исследователей по международным рейтинговым оценкам порочна и в основном ориентирована на англоговорящие страны. Европейцы, как известно, этого не приемлют.</div><div style="text-align:justify;">Россия была в изоляции более 75 лет, языковые проблемы послужили толчком к выработке собственных стандартов и перечней специальностей, поэтому резкий переход на международный стандарт системы классификации отраслей науки и технологий FOS-2011 и системы классификации по образованию МСКО-2011, скорее всего, приведут к полной дезорганизации системы подготовки кадров. Где, на каких высокотехнологических предприятиях России молодые инженеры будут проходить практику? Переход необходимо делать очень продуманно.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">По оценкам, переход на новые стандарты обойдется России в несколько сотен миллиардов евро.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;"><strong>Риски, генерируемые реформаторами:</strong></div><div style="text-align:justify;">1. Педалирование публикаций с высоким индексом цитирования приводит к игнорированию разработок двойного назначения и коммерческих работ лучшими университетами страны и академическими институтами. Мы этого хотим? Хирш или инновации?</div><div style="text-align:justify;">2. Финансирование уникальных установок в стране прекратилось 25 лет назад. Выжили немногие!</div><div style="text-align:justify;">3. Государство не финансировало мегапроекты в стране 25 лет. Поэтому в течение 25 лет в стране нет новых установок.</div><div style="text-align:justify;">4. Государство крайне скудно финансирует исследовательскую работу в академических институтах, поэтому престиж исследователя резко упал. Приток в науку талантливой молодежи резко сократился и упадет еще больше в результате проводимой реформы РАН.</div><div style="text-align:justify;">5. Государство вкладывает в международные проекты огромные средства (ЦЕРН – 150 миллионов долларов, Германия – 500 миллионов евро, ИТЭР (Франция) – миллиард евро), а наши проекты, далеко не худшие по уровню, остаются без финансирования.</div><div style="text-align:justify;">6. Ориентация только на институты и лаборатории, работающие на мировом уровне, приведет к большому сокращению сотрудников, которые при скудном финансировании работают на достойном уровне. Реальностью становится потеря научной среды!</div><div style="text-align:justify;">7. Сокращение исследователей и преподавателей в два или в три раза при существенном увеличении средств на материальную базу работ будет отрицательна во всех отношениях!</div><div style="text-align:justify;">8. Одновременное сокращение преподавателей НГУ и исследователей РАН приведет к социальной катастрофе в Новосибирском Академгородке и массовому отъезду молодежи за границу. Ливанов и Фурсенко этого добиваются? Похоже, что да, ведь надо уничтожить опасного конкурента в борьбе за бюджетные ресурсы на науку!</div><div style="text-align:justify;">9. Если в наблюдательном совете НГУ академическое влияние сократится (до одной четверти), то университетом будут править, в большинстве своем, посторонние люди, которым судьба НГУ безразлична, и будет потеря преемственности. Университет наш силен короткой обратной связью.</div><div style="text-align:justify;">10. Предусмотренное реформой управление со стороны ФАНО институтами, финансирование из Москвы быстро приведет к дезинтеграции и разрушению горизонтальных связей. Многолетний опыт показывает, что финансирование через московские структуры работы региональных отделений РАН равносильно тому, как нюхать розы через противогаз.</div><div style="text-align:justify;">11. Поскольку ученые степени доктора наук, кандидата наук предложено теперь присуждать ученым советам, то коррупциогенность такого решения очевидна. Советов по стране очень много, а ранее решения по докторским диссертациям принимал только ВАК. К сожалению, об этом свидетельствуют события, произошедшие в прошлом году одном из наиболее уважаемых вузов страны – Московском педагогическом университете.</div><div style="text-align:justify;">12. В результате принятия федерального закона 253 руководство страны и законодательная власть понесла серьезные репутационные потери: МОН и правительство – индекс доверия упал с десяти пунктов до одного, индекс Совета Федерации с минус одного до минус 15, индекс Государственной думы снизился до минус 26 пунктов. В научной среде все ветви власти понесли значительно большие репутационные потери. При этом уровень доверия к РАН возрос.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;"><strong>Что делать:</strong></div><div style="text-align:justify;">1. Необходимо изменить закон 253 таким образом, чтобы в функционале была ответственность РАН за реализацию разработок, а в функционале ФАНО – обеспечение работ и функционирование институтов.</div><div style="text-align:justify;">2. Необходимо создать Министерство Науки и Высоких технологий, включив в него РАН с ее институтами и Национальные Исследовательские и Федеральные Университеты, а также продолжающие работу на высоком уровне отраслевые институты. Наиболее подходящей кандидатурой на пост министра, на наш взгляд, является такая значимая фигура как академик Е.Н. Каблов – действительный член РАН, генеральный директор ГНЦ «ВИАМ», руководитель важнейшей программы специального назначения.</div><div style="text-align:justify;">Интеграция</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Роль интеграции в создании научного потенциала Сибири и Дальнего Востока.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">В современном изложении СО РАН – мультидисциплинарный мегакластер (интегратор науки образования и промышленных предприятий), созданный 57 лет назад отцами-основателями Сибирского отделения для развития науки, образования, и промышленности Сибири. Интеграция АН СССР, образования, и промышленности, как система, была рождена при создании оборонного комплекса в CССР сразу после Великой Отечественной войны, примером чему являются такие выдающиеся организации как МФТИ, МИФИ, МХТИ и другие. Нечто подобное произошло в США при реализации Атомного проекта и реализации информационных технологий на основе полупроводниковой революции 1960-70-х годов – феномен Кремниевой долины. И то, и другое, является созданием государственной системы для решения глобальных проблем.</div><div style="text-align:justify;">Одновременное создание научного центра ННЦ СО АН СССР и университета НГУ – это, по сути дела, было созданием исследовательского университета мегаразмера в научном смысле при небольшом численном составе НГУ. С самого начала существенным деструктивным фактором для СО РАН и НГУ явилась принадлежность к разным ведомствам. В течение многих лет НГУ и СО РАН пытались объединиться юридически, но ведомства не позволяли этого сделать как в советское время, так и сейчас.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Первоначально в Академгородке планировалось создание 13 институтов. Число институтов выросло до 34 по мере развития. Университет вместе с СО РАН подготовили более 50 тысяч научных сотрудников, около 15 тысяч аспирантов закончили аспирантуру НГУ и СО РАН (СО АН СССР).</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">После насыщения ННЦ было принято решение о направлении выпускников НГУ для создания научных центров в Красноярске, Иркутске, Томске, Якутске, Владивостоке, лабораторий в Хабаровске, Петропавловске (научные десанты). Так, в 1978 году было создано Дальневосточное отделение РАН  –  успешный опыт пересадки науки (НГУ-СОАН СССР) на новые территории рассредоточения науки по Сибири и Дальнему Востоку. По образцу Новосибирского Академгородка образовались зарубежные аналоги: Цукуба (Япония), Монпелье (Франция), Тэджон (Корея), Адлерсхоф (Германия) и так далее. В настоящее время в Сибирском отделении РАН около 80 институтов и более 100 стационаров, распределенных по всей территории Большой Сибири от Урала до Чукотки.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Сейчас у нас есть точки присутствия в виде институтов и научных центров СО РАН (ныне ФАНО) во всех крупных городах Сибири.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Уральское отделение РАН создано в 1987 году ярким представителем Томской научной школы – председателем Томского научного центра СО АН СССР, директором Института сильноточной электроники академиком Г.А. Месяцем.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Интеграция НГУ – СО РАН оказалась очень плодо- и животворной. Бескормица, связанная с крахом системы финансирования в 1990-х годах, привела к оттоку большого количества молодых научных сотрудников, но, благодаря тому, что в центре функционировал университет, кадровые провалы в научных школах своевременно пополнялись и залечивались. Это не привело к фатальным кадровым потерям институтов и потерям научных школ. Некоторые институты за эти годы сменили дважды научный состав. Это, с одной стороны, обеспечило приток молодых выпускников НГУ, а с другой стороны – произошло существенное омоложение кадрового состава институтов. Сейчас, если правительство наконец поймет, что Академия наук – это одно из главных богатств страны, ее золотой фонд, и начнет нормально финансировать собственные проекты развития, есть надежда, что уехавшие ребята вернутся в родные пенаты, и тогда будут залечены провалы в кривой возрастного состава РАН. В научных школах (студенты, аспиранты, научные сотрудники, профессора) должно быть правильное распределение по возрастам (без провалов).</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">В настоящее время более 100 ведущих российских научных школ находятся в СО РАН, и значительная часть из них являются научными школами мирового уровня.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">СО РАН является одним из соучредителей Академпарка, и основная масса разработчиков в нем – бывшие научные сотрудники институтов ННЦ. Естественно, значительная доля разработок в Академпарке вышла из институтов ННЦ, и почти все сотрудники фирм Технопарка – выпускники НГУ, где 80% преподавателей – сотрудники СО РАН.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">К сегодняшнему дню в ННЦ СОРАН лежат на полках сотни разработок, не получившие должного развития и не ставшие продуктами рынка, хотя есть и примеры их успешной реализации в таких ведущих институтах СО РАН как ИЯФ, ИНГГ, ИГД, ИК, ИФП, ИХТТМ и других.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Для того чтобы восстановить цепочки инновационного развития страны необходимо интегрировать усилия РАН, университетов и промышленных предприятий.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Инновационная цепочка развития страны, созданная в советское время, была разорвана в связи с гибелью отраслевых институтов. Поэтому необоснованы обвинения РАН о малом вкладе в инновационное развитие страны. У нас есть несколько институтов, имеющих собственные конструкторские бюро и промышленные производства. Вот они и зарабатывают на внешнем рынке миллионы долларов, выигрывая международные тендеры. Исключительно результативно работают конструкторско-технологические институты в системе СО РАН – научного приборостроения и вычислительной техники.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Так, например, ИЯФ СО РАН за десять лет работы выполнил контрактов для ЦЕРНА на 150 миллионов долларов для проекта Большого адронного коллайдера. Институт неорганической химии ежегодно производит кристаллов на пять миллионов долларов, и поэтому ПЭТ-томографы General Electric оснащены лучшими кристаллами в мире из ИНХ ННЦ. Ряд других институтов ННЦ умеют зарабатывать деньги порядка миллионов долларов. Контракт с Brookhaven принес ИЯФу – 14 миллионов, XFEL – 20 миллионов долларов, и так далее.</div><div style="text-align:justify;">В чем главный вред проводимой реформы РАН? </div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">ФЗ-253 и разделил институты РАН, подчинив НИИ управляющей структуре ФАНО, и превратил РАН в наблюдающую, рекомендующую и проводящую экспертизу организацию, то есть функция управления наукой у РАН была изъята, несмотря на формулировку статей 2 и 3 ФЗ-253 о научно-методическом руководстве институтами ФАНО со стороны РАН и ее региональных отделений.</div><div style="text-align:justify;">РАН была системным интегратором сотен институтов, осуществляя горизонтальную и вертикальную междисциплинарную интеграцию различных научных направлений.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Менеджмент РАН осуществлялся учеными, либо людьми, вышедшими из науки, поэтому в условиях длительного скудного финансирования науки удалось сохранить институты, научные школы, которые в последнее время от выживания перешли к развитию. Таким образом, менеджмент людьми, обладающими необходимым набором ключевых компетенций, сохранил дееспособность РАН. </div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Идеологические вдохновители создания закона ФЗ-253 начали создавать дублирующие РАН структуры – «Сколково», РОСНАНО и так далее, но увеличения количества публикаций и инноваций не произошло, несмотря на значительные затраченные средства. И опять научно-техническая общественность страны находится в полном неведении относительно эффективности вложенных в эти грандиозные проекты средств.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Текущий момент требует максимальной концентрации усилий научного сообщества в решении проблем, стоящих перед страной. Как сказал на последнем собрании академик Г.А. Романенко,  «в истории отечественной науки прослеживается удивительная тенденция – наши правители вспоминают о науке, только когда в стране возникают проблемы, а когда с помощью науки они устраняются, начинают ее реформировать».</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">И вот сейчас наступил момент, когда надо признать, что реформирование РАН в таком виде является разрушающей страну стратегической ошибкой.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">К сожалению, председатель Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской академик РАН А.Р. Хохлов не понимает, что возрождать былую славу не нужно – она либо есть, либо ее нет. (смотрим статью в «Российской Газете» от 23 апреля 2014года). «Былая слава» – это разработки глобального масштаба, которые обеспечили независимость и безопасность страны и высококлассное образование. Система РАН и сейчас обладает необходимым набором ключевых компетенций для решения проблем глобального масштаба. Так воспользуйтесь этим богатством и не разрушайте его!</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Остаются вопросы, на которые должен быть дан ответ теми, кто инициировал разработку ФЗ-253. О целях и показателях реформы РАН. Общество должно знать, а не догадываться об инициаторах и авторах этого закона. Авторы закона должны были представить функционал новой системы и дорожную карту ее развития, а не перекладывать эту работу на наспех созданную из малокомпетентных в науке людей из ФАНО.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Если закон оставить в прежнем виде без функции РАН по научному и научно-методическому руководству институтами подведомственными ФАНО, то через несколько лет страна обнаружит, что потеряла R&D – департамент инновационного развития страны. Восстановить систему будет очень дорого и потребует десятки лет. Кто ответит за эту стратегическую ошибку? Миссия власти объединять и способствовать реализации поставленных задач.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;"><strong>Некоторые итоги реформы РАН</strong></div><div style="text-align:justify;">– Дезинтеграция институтов и РАН, нарушение горизонтальных и вертикальных связей.</div><div style="text-align:justify;">– В результате «реформ» разрушены основы мощи российской науки: научные школы, имущественный комплекс и система управления, которые складывались десятилетиями и позволили РАН пережить тяжелые времена 1990-х годов. </div><div style="text-align:justify;">– Российской науке нанесен тяжелый и невосполнимый удар, последствия которого проявятся в самое ближайшее время, прежде всего в неспособности российской экономики освоить шестого технологического уклада и в создании принципиально новых систем вооружений. </div><div style="text-align:justify;">– Передача управления наукой от РАН к ФАНО приводит к коллапсу научного комплекса страны из-за отсутствия высококвалифицированных научных кадров в системе ФАНО и проведения несогласованных с РАН решений (примеры последнего времени – решения ФАНО по выборам директоров и подготовке уставов научных организаций). </div><div style="text-align:justify;">– Необходимо выполнить основное положение ФЗ-253 (Статья 2, пункт 3) – вернуть функции научно-методического и научно-организационного управления наукой со стороны РАН и закрепить это положение дополнением к ФЗ-253 и в других документах, таких как новый устав РАН, соглашение РАН-ФАНО.</div><div style="text-align:justify;">– Нанесен непоправимый ущерб имиджу власти в глазах интеллигенции и научных сотрудников, в первую очередь, молодых. Для исправления сложившейся ситуации необходимы срочные меры по обновлению руководства Минобрнауки и руководства научно-технической сферой в администрации президента.</div><div style="text-align:justify;">– Нанесен ущерб имиджу страны в международном научном сообществе из-за резкого снижения активности международного научного взаимодействия, как со странами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья. </div><div style="text-align:justify;">– Нанесен значительный ущерб системе науки в регионах, что проявится в ближайшее время в потере конкурентоспособности регионов в образовании, инновациях и развитии высоких технологий, в том числе, в сфере ОПК. </div><div style="text-align:justify;">– Существует очевидная угроза потери национальной научно-технической и технологической идентичности Российской Федерации (во времена СССР – это мировое лидерство в космосе, в  ядерной энергетике и в технологиях ОПК).</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">В результате ситуации, сложившейся с принятием ФЗ-253 в действующей редакции, существуют реальные основания по снижению качества научных исследований, проводимых научными организациями (институтами) объединенной Российской академии наук; снижению квалификации научного персонала и руководства научными организациями (институтами) объединенной Российской академии наук; сужению возможностей проводить междисциплинарные научные исследования на стыках наук, где, как известно, и появляются научные результаты прорывного характера; уменьшению способности выполнять масштабные проекты в интересах федеральных министерств, ведомств, регионов России, ведущих университетов, государственных и частных корпораций, предприятий высокотехнологических отраслей промышленности и оборонно-промышленного комплекса, технопарков и технико-внедренческих зон; снижению способности осуществления полномасштабного международного сотрудничества; снижению возможности по обеспечению качества мониторинга и экспертной оценки деятельности научных организаций;  снижению уровня развития материально-технической базы научных организаций, научных центров и Центров коллективного пользования; снижению возможности развития научных центров и академгородков, строительства жилья для сотрудников научных организаций и научных центров.                                                                                                </div><div style="text-align:justify;">Руководство страны должно осознать то, что происходит с образованием и наукой в России. Это не просто катастрофа, это уничтожение условий для их возрождения и развития, это путь к исчезновению самой страны.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;"><strong>Предложения</strong></div><div style="text-align:justify;">Необходимо обеспечить положение ФЗ-253 о  научно-методическом и научно-организационном руководстве научными организациями, региональными научными центрами и научными центрами региональных отделений РАН со стороны Российской академии наук и ее региональных отделений в следующей части:</div><div style="text-align:justify;">– подготовка предложений по кандидатурам руководителей институтов и научных центров; введение статуса научных руководителей институтов из числа членов РАН;</div><div style="text-align:justify;">– подготовка, рассмотрение и утверждение планов НИР, научных и научно-организационных отчетов, подготовка и экспертиза государственных заданий;</div><div style="text-align:justify;">– организация, координация и проведение междисциплинарных исследований с последующей оценкой их результатов;</div><div style="text-align:justify;">– подготовка предложений по развитию материально-технической базы научных организаций, научных центров и Центров коллективного пользования;</div><div style="text-align:justify;">– организация, координация, подготовка планов перспективных исследований и проведение работ с министерствами, ведомствами, руководством регионов, ведущими университетами, государственными и частными корпорациями, предприятиями высокотехнологических отраслей промышленности и оборонно-промышленного комплекса, технопарками и технико-внедренческими зонами;</div><div style="text-align:justify;">– подготовка предложений по развитию научных центров и академгородков, строительству жилья для сотрудников научных организаций и научных центров;</div><div style="text-align:justify;">– организация совместных фундаментальных и прикладных исследований с ведущими зарубежными научными организациями;</div><div style="text-align:justify;">– мониторинг и экспертная оценка деятельности научных организаций, региональных научных центров и научных центров региональных отделений.</div><div style="text-align:justify;">– необходимо закрепить положение ФЗ-253 (Статья 2, пункт 3) о научно-методическом и научно-организационном управлении наукой со стороны РАН в дополнении к ФЗ-253, в новом уставе РАН, в соглашении РАН-ФАНО.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">В сложившейся ситуации необходимы радикальные организационные меры конструктивного характера. В качестве основной из них предлагается образование на основе имеющихся структур (ФАНО, РНФ) при экспертной и кадровой поддержке РАН нового Министерства науки и технологий РФ. Этот шаг позволит сформировать адекватный канал управления научно-технической политикой, наладить эффективный диалог между наукой, ведущими российскими государственными и частными корпорациями и бизнес-сообществом при опоре на экспертную мощь Российской академии наук и ведущих университетов, сконцентрироваться на отработке эффективных механизмов введения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности, ускорить решение ключевых проблем перевода экономики страны на новый технологический уклад.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Предлагаемая мера по созданию Министерства науки и технологий в полной мере соответствует сложившейся практике государств, демонстрирующих на современном этапе высокие темпы технологического развития, таких как Германия, Франция, Япония, Южная Корея, КНР и другие. Министерства науки и технологий этих стран выполняют функции национальных институтов развития, задают на основе тщательно проработанных экспертных оценок основные приоритеты в области высоких технологий и обеспечивают, тем самым, выход на мировые рынки.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">Необходимо изменение коренным образом всей практики поддержки научно-технологической сферы России в рамках нового Министерства науки и технологий с определением государственных приоритетов, привлекая для этого Российскую академию наук в качестве высшего экспертного сообщества страны. Исключительно важно является укомплектование нового Министерства по-настоящему высококвалифицированными кадрами на конкурсной основе при открытой и гласной процедуре отбора кадров. </div><div style="text-align:justify;">​<br></div><div style="text-align:justify;">Для достижения поставленных целей и задач при проведении фундаментальных исследований, подготовке нового поколения высококвалифицированных научных кадров и кадров новой экономики России, реализации инновационного потенциала предлагается организация научно-образовательных и инновационно-технологических консорциумов (либо в виде других форм институциональной организации – корпорации, фонды, кластеры) по приоритетным направлениям деятельности в сфере высоких технологий (смотри ниже) и при решении задач развития регионов (Дальний Восток, Сибирь, Арктика, Юг России, Крым).</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">В числе целей и задач консорциумов – совместная деятельность по наиболее эффективному использованию научно-образовательного и инновационного потенциала их участников в проведении фундаментальных, поисковых и прикладных исследований по приоритетным направлениям развития экономики: </div><div style="text-align:justify;">– эффективная энергетика и возобновляемые источники энергии;</div><div style="text-align:justify;">– технологии для обороны и безопасности; </div><div style="text-align:justify;">– ядерные технологии;</div><div style="text-align:justify;">– космические технологии; </div><div style="text-align:justify;">– нанотехнологии и информационные технологии; </div><div style="text-align:justify;">– биология и медицинские технологии; </div><div style="text-align:justify;">– технологии аграрного комплекса; </div><div style="text-align:justify;">– изучение водных ресурсов; </div><div style="text-align:justify;">– изучение проблем климата и экологии; </div><div style="text-align:justify;">– проблемы разведки, добычи и переработки нефти, газа, угля и минеральных ресурсов; </div><div style="text-align:justify;">– исследования Арктики; </div><div style="text-align:justify;">– археология, изучение истории, гуманитарных проблем и так далее. </div><div style="text-align:justify;">В числе основных задач совместной деятельности консорциумов:</div><div style="text-align:justify;">– подготовка и предоставление предложений по объемам государственных средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на очередной финансовый год по приоритетным направлениям фундаментальных, поисковых и прикладных исследований;</div><div style="text-align:justify;">– подготовка и предоставление предложений по объемам финансирования из региональных фондов развития науки, образования и инноваций;</div><div style="text-align:justify;">– подготовка и проведение на конкурсной основе междисциплинарных интеграционных проектов государственного значения с участием вузов, отраслевых институтов, научных организаций стран ближнего и дальнего зарубежья, предприятий высокотехнологических отраслей промышленности, крупных государственных и частных корпораций;</div><div style="text-align:justify;">– организация совместных лабораторий между институтами РАН и вузами для повышения качества подготовки молодых специалистов и для повышения международного рейтинга вузов и институтов РАН;</div><div style="text-align:justify;">– подготовка и проведение конкурсов на приобретение особо ценного уникального оборудования для институтов, научных центров и Центров коллективного пользования в системе РАН, подведомственных ФАНО; </div><div style="text-align:justify;">– разработка положения по оценке научной деятельности организаций и проведение в согласованном порядке оценки результативности деятельности научных организаций РАН, подведомственных ФАНО; </div><div style="text-align:justify;">– подготовка предложений о создании новых институтов и научных центров, реорганизации и ликвидации организаций РАН и ее региональных отделений, подведомственных Агентству.</div><div style="text-align:justify;">– подготовка предложений по кандидатурам руководителей научных организаций РАН, подведомственных Агентству, для представления в конкурсную комиссию ФАНО-РАН и кадровую комиссию Совета по науке и образованию при президенте.</div><div style="text-align:justify;">– ведение международной деятельности РАН и ее региональными отделениями, в первую очередь, со странами Евразийского союза и СНГ и подготовка предложений по поддержке совместной работы с научными учреждениями иностранных государств;</div><div style="text-align:justify;">– развитие инновационной деятельности за счет организации малых предприятий при институтах РАН, ведущих университетах и в составе технопарков; </div><div style="text-align:justify;">– организация взаимодействия РАН с крупнейшими корпорациями, предприятиями высокотехнологического сектора промышленности, ведущими вузами и университетами России;</div><div style="text-align:justify;">– подготовка и осуществление масштабных проектов развития материальной базы, строительства новых экспериментальных установок за счет участия в федеральных адресных инвестиционных программах, федеральных целевых программах министерств и ведомств, в деятельности институтов развития и государственных научных фондов;</div><div style="text-align:justify;">– ведение строительства жилья, в том числе – служебного, для сотрудников РАН ее региональных отделений, в первую очередь для молодых научных сотрудников.</div><div style="text-align:justify;"><br></div><div style="text-align:justify;">​<a href="http://sibkray.ru/news/1/865453/">Сибкрай.ru​</a><br></div><p style="text-align:justify;"><em><br></em></p>новости и событияАкадемик Диканский. Куда катятся наука и образование<tags><tag>og:description</tag><value>​Зачем России ЕГЭ, почему возник дефицит «технарей» и что получится из реформы Российской академии наук. Эти и другие вопросы поднимает бывший ректор НГУ, а ныне заместитель председателя СО РАН Никола</value><tag>og:image</tag><value>http://news.sbras.ru/ru/NewsPictures/news.jpg</value></tags>

 Источники

 

 

 Видео

 

 

 

 

 Файлы

 

 

 Новости