Яндекс.Метрика

Темпы разработки месторождений в Кемеровской области в последние годы растут - на-гора выдается уже более 220 миллионов тонн угля в год. Между тем количество лицензий, приобретенных недропользователями, по некоторым данным, соответствует объему добычи, превышающему 350 миллионов тонн. При этом преобладает открытый способ освоения месторождений, а это значит, что площадь земель, нуждающихся в рекультивации, может увеличиться еще на десять тысяч гектаров. 

Постепенное уничтожение природных экосистем и снижение уровня биологического разнообразия можно остановить. Это подтверждает опыт кузбасских ученых, активно взаимодействующих с угольщиками. Уже несколько лет в регионе воплощается в жизнь проект Программы развития ООН и Глобального экологического фонда (ПРООН/ГЭФ). Его цель - разработка, апробация и внедрение в деятельность добывающих компаний эффективных методов сохранения биоразнообразия. Например, сотрудники Кузбасского ботанического сада (ФИЦ угля и углехимии СО РАН) испытали на отвале вскрышных пород разреза "Виноградовский" в Беловском районе Кузбасса новую технологию реставрации растительного покрова и популяций редких растений.

Кузнецкая степь с ее редкими и исчезающими видами флоры, многие из которых занесены в Красную книгу, значительно пострадала от угледобычи. Потому что там, где она раскинулась, залегают мощнейшие пласты высококачественного и дорогостоящего черного золота. Но неужели после его извлечения из недр обязательно должны оставаться безжизненные лунные пейзажи?

В Кузбассе на местах угледобычи до сих пор доминирует элементарная технология посадки сосны обыкновенной без учета природных особенностей. Невзирая на то, что раньше на том или ином месте был вовсе не лес, а просторная степь. При этом за сорок лет ни один участок лесной рекультивации не был использован для заготовки древесины. Да и экологическую роль сосняки, выращенные на отвалах, не всегда выполняют в полной мере: как правило, там не образуется травянистого яруса. Не говоря уже о прочем биоразнообразии.

При плановой экономике в 1980-х на отвалах создавали пастбища и сенокосы, однако при этом использовали лишь хозяйственно ценные растения, а не степное и луговое разнотравье. И только в 2014 году ученые провели эксперимент: нанесли на опытные делянки травяно-семенную смесь, скошенную и измельченную особым способом.

Самый богатый травяной покров (до тридцати степных видов) удалось получить всего за пару лет. И на отвале вновь закачались краснокнижные ковыли.

По итогам эксперимента была разработана промышленная схема реставрации степной растительности, предусматривающая все - от технологии, материального обеспечения до сроков проведения и стоимости работ. К слову, последняя сопоставима с затратами на лесную рекультивацию, но дает лучший эффект. А семенной материал для возрождения степи будут брать все в том же Беловском районе - на Бачатских сопках, которые получили статус природного заказника регионального значения.

- Наша технология реставрации ландшафтов в этом году включена в новый ГОСТ в качестве наилучшей доступной технологии рекультивации нарушенных земель, - сообщил "РГ" координатор проекта ПРООН/ГЭФ и Минприроды России по Кемеровской области, доктор биологических наук Юрий Манаков. - Кроме того, в рамках проекта разработан "Сборник инновационных решений по сохранению биоразнообразия для угледобывающего сектора". В него вошли как теоретические аспекты, так и лучшие международные и российские практики угледобывающих компаний. И это лишь некоторые из направлений, реализуемых в Кузбассе.

Акцент

Самый богатый травяной покров на местах отвалов удалось получить всего за пару лет

КСТАТИ

В этом году в России впервые опубликован рейтинг горнодобывающих компаний, главным критерием оценки деятельности которых стала информационная открытость. Речь о том, что предприятия должны размещать экологически важную информацию (в том числе проекты рекультивации) на корпоративных сайтах. В феврале 2017-го был опубликован рейтинг за 2015 год, и большинство угольщиков оказалось в самом низу. Рейтинг-2016 выйдет в свет в конце текущего года. Крупные добывающие компании активизировали работу по корпоративной социальной отчетности.​​​

 Юлия Потапова 

Вылечить степь
В Кузбассе взялись за рекультивацию земель после угледобычи