новости и события06.06.2018 9:00:00Предложены варианты правовой модели развития Новосибирского научного центра<p style="text-align:justify;">​<span><span>На расширенном заседании Координационного комитета по проекту развития Новосибирского научного центра обсудили концепцию правовой модели, в рамках которой его планируется организовать. <br><br>Предпосылки формирования правовой модели развития ННЦ - это задача, обозначенная президентом РФ в ходе его визита в новосибирский Академгородок в феврале 2018 года. Согласно ей, в Новосибирске планируется создать единый территориальный научно-образовательный и технологический комплекс. Предложения по формированию модели развития Новосибирского научного центра озвучила врио заместителя председателя правительства НСО - министра юстиции НСО <strong>Наталья Владимировна </strong><strong>Омелехина</strong><strong>.</strong><br><br>"Мы планируем интегрировать в научно-технологический комплекс и самостоятельные муниципальные образования - городские и сельские поселения, и часть городского округа. Сегодня Академгородок с точки зрения права - маленькая территория, просто условно обозначаемая и именуемая, и ей нужно придать какой-то правовой статус и включить в проект развития ННЦ, - рассказала Н.В. Омелехина. - Для того чтобы построить правовую модель, нужно четко определить территориальную, субъектную и функциональную модели правовой организации научно-технологического центра". <br><br>Каждая из этих типов моделей имеет несколько возможных вариантов. Территориальная подразумевает создание единого административно-территориального образования, единого агломерационного образования либо анклавного агломерационного образования. В первом случае Новосибирский научный центр будет представлять собой отдельный городской округ либо поселение, созданное из частей интегрированных территориальных образований. "Думается, сегодня эта идея звучит утопично: чтобы мы отрывали от территорий "куски" и создавали что-то новое, но поскольку она потенциально возможна, я не могу ее не озвучить", - говорит Наталья Омелехина. Единое агломерационное образование - это сотрудничество муниципалитетов на основе договоров. Именно такая модель взаимодействий реализуется на территории Новосибирской области сейчас. Однако есть возможность создания и анклавного агломерационно образования, объединяющего муниципалитеты и их части, не имеющие общих пространственных границ. И такая модель видится новосибирским чиновникам наиболее эффективной, хотя и наиболее сложной с точки зрения практической реализации.<br><br>"Возможно, мы используем сначала создание единого агломерационного образования через последующий выход к анклавному, но это нужно обсуждать, все будет формироваться на основе запросов научного и бизнес-сообществ", - отмечает Наталья Омелехина.<br><br>Субъектная классификация правовых моделей предполагает распределение органов госвласти, местного самоуправления, научно-образовательных и бизнес-структур по трем группам: координаторов, руководителей направлений и резидентов - участников проекта. Первая будет представлять собой совещательный орган, включающий представителей всех трех субъектов власти и руководителей проектов. По мнению министерства юстиции НСО, проект должен координироваться на президентском или правительственном уровне: советом при президенте РФ или отдельным вице-премьером правительства. Органам исполнительной власти, научно-образовательным и бизнес структурам отводится роль руководителей направлений и резидентов-участников. В разрабатываемой концепции развития ННЦ примерный список научных проектов в основном сформирован. "Однако юридическое отношение к тому или иному ведомству не исключает возможности интегрирования и взаимодействия", - отмечает Наталья Омелехина.<br><br>Третья классификация - функциональная модель научного центра. Здесь также предлагается три варианта модели управления. Первая - единая, из общего центра, объединяющего в себе все (начиная с инфраструктуры, жилищно-коммунальной и социально-бытовой сфер и заканчивая внедрением). Она видится самой простой, но наименее эффективной. Вторая - одновременно сосуществующие две параллельных вертикали управления, из которых одна будет ответственна за организационные системы обеспечения, а другая - за научно-производственную деятельность. Третья модель - смешанная, подразумевающая интеграцию первых двух. Она самая сложная в правовом построении, потому что должна учитывать самостоятельный статус организаций, но в то же время создать единый организационный центр, который обеспечивал бы синхронизацию их деятельности. <br><br>Если говорить о возможных формах закрепления в федеральных правовых актах, то предлагается пять возможных решений: внесение изменений в закон о территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, внесение изменений в закон об инновационных научно-технологических центрах, создание отдельной федеральной государственной программы о научно-технологическом центре, создание подпрограммы о научном центре в существующей федеральной программе либо принятие отдельного федерального закона по типу закона о Сколково.<br><br>"Я считаю, с точки зрения территориальной модели нужно ориентироваться на самую сложную - анклавную, что касается моделей управления: единую на сегодняшний день создать невозможно, параллельно существующие есть, и они менее эффективны, поэтому мы должны думать о смешанной. Один из важнейших вопросов: кто должен стать этим единым координационным центром? По правовой основе, безусловно, мы все ориентируемся на пятый вариант, но надо предоставить четкую аргументацию, почему мы не можем использовать второй", - прокомментировал врио губернатора Новосибирской области Андрей Александрович Травников.<br><br>"Самое главное - использование имеющейся территории и возможность получения финансов для саморазвития. Территория должна быть самодостаточна, формировать финансирование, которые ННЦ мог бы по собственному усмотрению бросить на развитие тех или иных наук", - сказал председатель Сибирского отделения РАН академик <a href="https://www.sbras.ru/ru/node/39393">Валентин Николаевич Пармон</a>.<br><br>Уточнение правовой модели и ее корректировка будут зависеть от тех предложений, которые прозвучат в рамках других функциональных рабочих групп.<br><br>"В ближайшее время мы разработаем паспорт проекта по разработке плана развития Новосибирского научного центра. Времени у нас на это практически нет. По поручению В. В. Путина, уже в сентябре этого года мы должны внести документ в аппарат президента", - сказал заместитель врио губернатора НСО Андрей Викторович Жуков. </span></span></p><p style="text-align:left;"><strong>«Наука в Сибири»</strong></p><p style="text-align:left;"><em>Фото Юлии Поздняковой</em></p>новости и событияПредложены варианты правовой модели развития Новосибирского научного центра<tags><tag>og:description</tag><value>​На расширенном заседании Координационного комитета по проекту развития Новосибирского научного центра обсудили концепцию правовой модели, в рамках которой его планируется организовать. Предпосылки формирования правовой модели развития ННЦ - это задача, обозначенная президентом РФ в ходе его визита в новосибирский Академгородок в феврале 2018 года</value><tag>og:image</tag><value>http://news.sbras.ru/ru/Documents/DSC_0195.jpg</value></tags>

 Источники

 

 

ИНГГ СО РАН

Предложены варианты правовой модели развития ННЦ
Наука в Сибири (sbras.info)   05.06.2018 18:00:00

 Видео

 

 

 

 

 Файлы