Яндекс.Метрика

​Приоритеты для нового руководства Сибирского отделения РАН, избираемого в сентябре 2017 года. 

Утрата лидирующих позиций – не только наукой, но и экономикой страны в целом – ставит в число первоочередных вопросы поиска и реализации адекватной отечественной модели развития и использования интеллектуального потенциала страны.

Академия наук уже четвертый год живет в новом и оказавшемся весьма недружественным нам законодательном поле. Но нравится нам закон или нет, его надо соблюдать, кропотливо работая с общественностью и  всеми органами власти для его корректировки. Одновременно в эти же годы Россия оказалась в столь недружественном внешнем окружении, что речь идет уже о твердости и решимости страны отстоять свою экономическую и политическую независимость.

Автор этих строк был претендентом на позицию председателя Сибирского отделения РАН в ходе мартовского тура несостоявшихся выборов нового руководства РАН и уже публиковал свою оценку произошедшего с Сибирским отделением РАН – его потери и, как ни странно, находки (см. «Наука в Сибири» № 9 от 9 марта 2017 г., стр. 6–7). Были сформулированы и первоочередные задачи, которые с необходимостью обязано решить новое руководство Отделения. Задержка в выборах нового руководства РАН и, как следствие, региональных отделений РАН оказалась очень болезненной и на полгода отодвинула решение самых неотложных задач как в РАН, так и в Сибирском отделении. Тем не менее, эта вынужденная отсрочка в действиях не изменила, но позволила уточнить направление необходимых действий по многим вопросам. Более того, быстро сгустившиеся вокруг России за последние полгода тучи, еще более отчетливо показали, что у России есть будущее, только если она сумеет по-настоящему мобилизовать себя на реальное решение многих уже застарелых и хорошо известных научному сообществу технологических, социальных и финансовых проблем. А если она пойдет по этому пути, то российская наука и, прежде всего, РАН вновь займут по праву надлежащее им место в структуре страны.

О причинах и поводах срыва выборов руководства РАН в марте сказано очень многое. Свою точку зрения высказал и уходящий в отставку председатель СО РАН, несколько раз публично обвинивший группу сибирских ученых, включающую пишущего эти строки, в качестве основных виновников срыва выборов. Обвинение является достаточно лестным, поскольку в случае его справедливости следовало бы сделать вывод о невероятной силе обвиняемых «заговорщиков». В действительности же срыв выборов был связан с проходящими процессами демократизации взаимоотношений внутри самой РАН: известные бюрократические фильтры РАН стали тормозом ее развития и не давали возможность даже выдвижения и изложения своего видения необходимых изменений несогласным с политикой действий предыдущего руководства РАН. Принятые сразу после несостоявшихся мартовских выборов поправки к процедуре выдвижения кандидатов (теперь для этого не требуются жестко фильтруемые решения бюро тематических отделений или президиумов региональных отделений) оказались даже более радикальными, чем это предлагал пишущий эти строки еще в феврале в своем открытом письме Президиуму РАН. Кстати, в результате изменения процедуры в числе выдвинутых кандидатов оказался и тот, выдвижение которого трижды (!) плотно блокировалось председателем Сибирского отделения – в 2013 году и дважды в этом – и которого сейчас А.Л. Асеев называет в числе двух наиболее достойных кандидатов на роль будущего президента РАН.

Президиум РАН согласился и с другими предложениями обвиняемой группы «подрывников» из числа членов президиума СО РАН. В частности, все бюллетени по выборам президента РАН, как мы и предлагали, сейчас будут документами строгой отчетности, заверяемыми печатью. Ранее заготовленные перед голосованием пустые бюллетени лежали толстой и неучтенной стопкой.

Безусловно, будущее всей РАН и решимость страны выдержать бой с недружественными внешними и внутренними силами неразрывно связаны друг с другом. Сохранит Россия твердость быть самостоятельной, будет жива и Российская академия наук. В настоящий момент принципиально важным вопросом для восстановления позиций РАН будут выборы ее нового президента. С необходимостью возглавить РАН должен настоящий лидер, который знает, как побеждать, и уже показал, что побеждать умеет. Такие лидеры и были выдвинуты в ходе демократической процедуры выдвижения в качестве кандидатов на роль будущего президента РАН. С любым из нынешних кандидатов в случае его победы Сибирское отделение сможет идти далее плечом к плечу и выстраивать новую модель управления российской наукой, соответствующую новым реалиям и правовому фону. Уверен, что новый президент РАН, как и все предыдущие, будет понимать проблемы науки в регионах и служить опорой в действиях будущему руководству Сибирского отделения.

Действительно, будущее РАН в значительной мере зависит от судьбы ее региональных отделений (Сибирского, Уральского и Дальневосточного), в которых сосредоточен огромный интеллектуальный и кадровый потенциал Академии. На настоящий момент только в Сибирском отделении РАН состоит 111 академиков и 108 членов-корреспондентов РАН. Под научно-методическим руководством Сибирского отделения находится более 70 научных институтов.

Региональные отделения РАН опираются на крупнейшие научные центры (академгородки) с огромным научным и научно-технологическим потенциалом и хорошо развитой опытно-технологической базой. Самым ярким примером является Новосибирский научный центр (Новосибирский Академгородок), включающий 34 научных института различного профиля и университет, готовящий специалистов-исследователей по системе московского Физтеха. Несколько более компактны Краснообский (Новосибирский) академгородок РАСХН, Иркутский, Красноярский, Томский, Якутский, Хабаровский, Владивостокский и др. региональные научные центры.

Региональные отделения РАН лучше других сохранили и даже в ряде случаев развили свой кадровый потенциал в постперестроечный период. Во многом это связано с территориальной отдаленностью регионов от городов-мегаполисов, в которых огромный рынок хорошо оплачиваемого труда интенсивно отсасывает талантливую молодежь, без участия которой немыслимо развитие науки, прежде всего фундаментальной. Нет сомнения в том, что при развитии нашей страны по пути рыночной экономики в России постепенно произойдет то же, что произошло во всех индустриально развитых рыночных странах типа США, Великобритании, Франции, Германии и т.п. Основной естественно-научный и технологический потенциал этих стран оказался рассредоточенным по всей стране, то есть по регионам.

Уверен, что тенденция опоры на регионы с необходимостью будет учтена в ходе консолидации и развития Академии наук.

Очень существенно, что научные институты региональных отделений РАН создавались для решения конкретных государственно важных задач как региональной, так и общероссийской значимости. Сюда входят задачи укрепления обороноспособности и экономической независимости страны, а также специфические вопросы региональной экономики, культуры, медицины и сельского хозяйства. Иными словами, научные институты региональных отделений РАН с самого начала были ориентированы на реализацию тех же приоритетов, которые обозначены в недавно утвержденной Стратегии научно-технологического развития России. Новый закон о функциях РАН сохраняет под научно-методическим руководством региональных отделений весь комплекс работоспособных институтов, лучше других знающих природные ресурсы, экономику, особенности культуры и здоровья населения регионов. Во многих региональных институтах существует очень приличная опытная база, позволяющая быстро передавать результаты фундаментальных исследований в практику, как это требует Стратегия НТР России. Многие члены региональных отделений являются сотрудниками организаций ОПК и реального сектора экономики или непосредственно связаны с их деятельностью.

Проводимые в региональных отделениях РАН исследования были прекрасно скоординированы и отличались мультидисциплинарностью, в том числе вследствие наличия у отделений ныне утерянного статуса «главного распорядителя бюджетных средств» и широкого использования «интеграционных проектов», выполнение которых было инициировано Сибирским отделением РАН еще в середине 90-х годов.

Кардинальная реформа управления академической наукой и отстранение РАН от непосредственного руководства академическими институтами очень болезненно отразились на организации науки в регионах, вследствие чего возникло (в том числе по субъективным причинам) большое число задач, решить которые обязано новое руководство РАН и ее региональных отделений.

Основной задачей Сибирского отделения на ближайшие годы должно стать укрепление, а в ряде случаев и восстановление позиций СО РАН как лидирующего и наиболее интегрированного центра фундаментальных и поисковых исследований в России, а также основного координатора науки и интеллектуального центра на территории Сибирского региона, способного обеспечить при этом выполнение задач, поставленных государством перед Российской академией наук и ее Сибирским отделением.

Россия способна вернуть утраченное научное и технологическое лидерство. С нашим человеческим потенциалом, природными ресурсами, обширной территорией нет ничего невозможного, несмотря на сложную внешнеполитическую и экономическую ситуацию.

Кадровый и инфраструктурный потенциал, еще не утерянные умение и желание действовать сообща позволяют Сибирскому отделению стать площадкой создания и развития новой модели управления научным потенциалом не только региона, но и всей страны в целом.

Ниже в тезисном виде сформулированы приоритетные конкретные задачи, которые предстоит решить новому руководству СО РАН в предстоящие годы, опираясь на реальные возможности.

1.    Максимально способствовать возрождению и развитию экономики страны и ее обороноспособности за счет использования научных достижений институтов СО РАН, как этого требует Стратегия научно-технологического развития России. Добиться уточнения приоритетов Стратегии, прежде всего включив в их число ускоренное развитие технологий геологоразведки и саму геологоразведку для уточнения ресурсной базы страны.

2.    Обеспечить системное решение кадровых и смежных с ними проблем Сибирского отделения. Сюда входит множество проблем, включая проблемы членства вРАН и кардинального, но разумного омоложения руководства институтов, проблемы молодежи, жилья, корпоративного целевого здравоохранения и многое другое.

3.    Восстановить координирующую и научную роль ОУСов как главных носителей структурированного потенциала науки и научной компетенции в Сибири и их взаимодействие в новом расширенном составе СО РАН. Именно ОУСы обязаны не формально, а реально обеспечить экспертные функции СО РАН в части анализа научной деятельности институтов и выработке рекомендаций поновым направления исследований и подбору руководящих кадров. Необходимо завершить полноценную интеграцию с СО РАМН и СО РАСХН, вошедшими в СО РАН в 2013 году.

4.    Оптимизировать структуру работы Президиума СО РАН в целях реализации законодательно возложенных наРАН и СО РАН миссий, повысить роль Бюро Президиума СО РАН в подготовке и принятии оперативных решений.

5.    Обеспечить взаимопонимание и конструктивное сотрудничество СО РАН со всеми институтами государственной и региональной власти.

6.    Восстановить целостность и координирующие функции региональных научных центров СО РАН, опираясь на уже достаточно обширный опыт, приобретенный в самые последние годы. Обеспечить комфортность научной работы и проживания в академгородках СО РАН.

7.    Обеспечить создание интегрированного научного центра федерального значения на базе ныне разобщенного Новосибирского научного центра, используя для этого в первую очередь реализацию основных миссий, возложенных законом на РАН и ее Сибирское отделение, и сохраняя при этом юридические лица вовлекаемых в Центр организаций.

8.    Расширить централизованную поддержку обновления и пополнения приборного парка институтов и издательской деятельности СО РАН, содействовать бесперебойному функционированию и расширению уже существующих Центров коллективного пользования, опыт создания которых зародился именно в СО РАН.

9.    Привлечь в СО РАН крупные мультидисциплинарные исследовательские проекты в интересах решения проблем России и крупнейших российских компаний и госкорпораций. Максимально содействовать осуществлению мегапроекта ПАО «Газпром нефть» в г. Омске и подготовленных к реализации проектов из разряда «мегасайенс» в Иркутске, Новосибирске и других точках Сибири.

10.  Развить интеграцию и координацию действий с региональными университетами, в том числе с точки зрения решения вопросов подготовки кадров для науки, осуществления совместных исследований, обновления доступного приборного парка в Сибирском регионе, а также совместного взаимовыгодного использования имеющейся материальной базы и кадрового потенциала. Обеспечить возможность подготовки научной молодежи по новым, но ставшим прорывными дисциплинам, таким как научный инжиниринг, нанокомпозиты, аддитивные технологии, нейронауки, агробиология и многое иное.

11.  Оптимизировать сотрудничество СО РАН с малым и средним наукоемким бизнесом, способствовать созданию и развитию новых технопарков и инжиниринговых структур, в том числе в интересах реализации достижений аграрных и медицинских наук. Возвратиться к мечте М.А. Лаврентьева о создании вокруг научных институтов (а теперь и университетов) «пояса внедрения» практических результатов наших работ на современном уровне. Использовать для этого богатый опыт, накопленный нашими научными институтами и уже функционирующими технопарками.

12.  Объединять ученых всей страны и мира для решения насущных задач сохранения экосистем региона, страны и планеты в целом. Восстановить в новом правовом фоне программы «Экология городов Сибири» и «Экология особо охраняемых территорий Сибири».

Решение всех обозначенных задач в наших силах, и для успешного развития науки в Сибири в дополнение к показавшему реальную эффективность «треугольнику Лаврентьева» («наука — кадры — производство») в новых условиях мы обязаны добавить неотъемлемый от деятельности нашего Отделения треугольник «наука — Россия — Сибирь» как основной приоритет для руководства нашими действиями не только в технических и естественно-научных областях, но и в экономической, и гуманитарной, а теперь и медицинской, и аграрной сферах.

Главное, чтобы мы восстановили и укрепили единство нашего научного сообщества и снова стали доверять друг другу. Тогда, как завещал академик В.А. Коптюг, мы будем непобедимы.

Валентин Пармон

 

Краткая биографическая справка

Родился 18 апреля 1948 года в семье военного

Образование

Московский физико-технический институт – ленинский стипендиат (1966–1972 гг.)

Институт химической физики АН СССР (1969–1975 гг.)

Полное университетское: математика, физика, химия

Параллельное: инженерно-техническое, химические и вычислительные технологии, биология, иностранные языки (4), социальная психология

Диплом

инженер-физик по специальности «химия быстропротекающих процессов»

Аспирантура

МФТИ и ИХФ АН СССР – досрочная защита (1975 г.)

Научная квалификация

кандидат физико-математических наук – 1975 г.; доктор химических наук – 1984 г. член-корреспондент РАН – 1991 г.; академик РАН – 1997 г.

Индекс Хирша (WoS): 36

Научная деятельность

1975–1977 гг. – младший научный сотрудник ИХФ АН СССР

1977 – настоящее время – Институт катализа СО РАН (старший научный сотрудник, заведующий лабораторией, заместитель директора, директор (1995–2015 гг.), научный руководитель с 2015 г.)

Премии за научную деятельность

Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий за 2009 год за вклад в развитие теории и практики каталитических методов глубокой переработки углеводородного сырья и использования возобновляемых ресурсов

Международная премия «Глобальная энергия» за 2016 год за прорывную разработку новых катализаторов в области нефтепереработки и возобновляемых источников энергии, сделавших принципиальный вклад в развитие энергетики будущего

Государственные награды

два ордена России, орден Франции, медаль Республики Беларусь

звание «Почетный гражданин Новосибирской области» (2012 г.)