Яндекс.Метрика

II Школа научных коммуникаций, организованная отделением журналистики НГУ и управлением по пропаганде и популяризации научных достижений СО РАН при поддержке Ассоциации инновационных регионов России в рамках Фестиваля науки НСО, прошла в Новосибирском государственном университете 16-18 октября 2017 г.

Впервые Школа была организована в 2016 году как площадка, где заинтересованные в популяризации достижений науки специалисты могли научиться налаживать связи между учёными и СМИ, узнали, какие задачи можно решать с помощью PR, как писать о науке доступно, как анализировать тенденции в научных коммуникациях.

 

В этом году в ШНК приняли участие более 60 слушателей: студенты, магистранты и аспиранты НГУ, НГПУ, НГУЭУ, КемГУ, сотрудники институтов и ГПНТБ СО РАН, корреспонденты и руководители региональных и федеральных СМИ, собственники малого и среднего бизнеса.

 

Александр Нашивочников, участник ШНК-2017:

— Спасибо организаторам! Вы собрали людей, объединенных общей идеей, но настолько не одинаково подходящих к ее реализации. И это очень здорово! С вашим энтузиазмом и доброжелательностью проект заслуживает публики куда большего масштаба. И я уверен, что с каждым разом она будет увеличиваться с экспоненциальной скоростью. Благодаря вам я получил огромное количество полезной информации, множество примеров того, как люди могут быть верны своей идее, и узнал о всем разнообразии векторов, направленных на реализацию этой самой идеи.

 

В качестве экспертов на Школе выступили руководитель группы развития коммуникационной инфраструктуры Российской венчурной компании Наталья Смелкова, главный редактор «Образовача» Павел Одинёв, генеральный директор интерактивного музея науки «Newton Park» Антон Шарыпов, руководитель Информационного центра по атомной энергии Новосибирска Кирилл Логинов, руководитель группы научных коммуникаций ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» Егор Задереев, бизнес-тренер по презентационным навыкам и публичным выступлениям, коуч международного проекта Science Slam в Новосибирске Юлия Бомштейн, директор фестиваля науки Eureka!Fest Александр Дубынин, обозреватель РИА «ФедералПресс» Сергей Спицын, начальник отдела по связям с общественностью НГУ Елена Костяшкина, заведующая кафедрой массовых коммуникаций НГУ Виктория Беленко, редактор сайта «Наука в Сибири» Екатерина Пустолякова, начальник управления по пропаганде и популяризации научных достижений СО РАН Юлия Позднякова.

В течение трех дней участники слушали лекции и выполняли практические задания под руководством экспертов Школы: узнали о трендах научной коммуникации в России, об устройстве научно-популярного сообщества в соцсетях (на примере «Образовача»), о формировании лояльного пула журналистов (опыт НГУ), научились писать научно-популярные тексты, а также узнали о нюансах организации научно-популярных мероприятий.

Анастасия Силантьева, участница ШНК-2017:

— За время, проведенное в Школе научных коммуникаций, я приобрела знания о том, как доступно и весело написать о серьезной науке, постигла тонкости интересных научных постов в соцсетях, поняла, что научно-популярные ивенты – сложные, но веселые. Огромное спасибо организаторам и экспертам школы!

Школа научных коммуникаций стала результатом развития взаимодействия вузов с академическими институтами, а также стремления развивать новые, отвечающие требованиям времени, образовательные программы.

 

Руководитель группы развития коммуникационной инфраструктуры «РВК» Наталья Смелкова рассказала о трендах в научной коммуникации

Руководитель группы развития коммуникационной инфраструктуры «Российской венчурной компании» Наталья Смелкова выступила на Школе научных коммуникаций.

Наталья рассказала о вехах и основных акторах научной коммуникации, а также провела обзор ее форматов: научные музеи, научпоп лекции, научно-популярное кино, научная журналистика, научная визуализация, citizen science, artscience.

Кроме того, слушатели узнали о трендах научной коммуникации:

  • Сформирован общественный запрос: развитие массовых мероприятий
  • Реакция форматов научной коммуникации – от книг и музеев до медиа
  • Образование - часть повестки. Модно быть умным!
  • Вовлечение в проекты новых аудиторий и сообщество: волонтеры, учителя, сообщества, мейкеры
  • Масштабируемость форматов: от сетевых проектов до «научных франшиз»
  • Количество игроков приводит к развитию бизнес-моделей
  • Инициативы не только top down, но и bottom up, рожденные энтузиастами, и достигшие федерального масштаба

По словам спикера, за последние четыре года количество публикаций в средствах массовой информации, посвященных науке, выросло более, чем на сто тысяч. На фоне этого роста стали появляться новые медиа и спецпроекты. Наталья рассказала о динамике развития научной коммуникации в университетах и научно-исследовательских институтах, а также о сдерживающих факторах для развития научной коммуникации в НИИ:

  • Смещение акцентов при популяризации и организации коммуникаций в сторону выполнения формальных показателей;
  • Доминирование информационного сопровождения новостей администрирования и формальных информационных сообщений о научных мероприятиях;
  • Нехватка компетенций и мотивации для работы с общемировой научной повесткой;
  • Несоответствие коммуникационной стратегии организации и фактического уровня научной деятельности;
  • Неоформленное целеполагание для научно-популярной деятельности и организации коммуникаций в научной сфере, обусловленное недостаточным уровнем общественного запроса;
  • Недостаточное поощрение, отсутствие мотивации или поддержки научных коммуникаций со стороны организации;
  • Недостаточная информированность об общемировых стандартах и практиках, и, как следствие, невысокая степень их использования в деятельности российских научных коммуникаторов.

Подробнее о научной коммуникации в России – в презентации Натальи Смелковой.