Яндекс.Метрика

В год, когда Петр I начал строительство на берегах Невы нового города, будущей столицы Империи, в новосибирском Приобье был заложен Умревинский острог – первый оплот российской государственности в этих краях. Спустя три с лишним столетия острог превратился в один из важнейших археологических памятников на территории нашей области. Результаты его исследования экспедициями последних лет легли в основу книги «Умревинский острог», которая выйдет из печати этой осенью. О книге и ее главном «герое» рассказывает один из авторов, профессор Новосибирского государственного педагогического университета, доктор исторических наук Андрей Бородовский.

– Андрей Павлович, почему Умревинскому острогу уделяется столько внимания, мало ли острогов было построено в Сибири за годы ее освоения?

– Начнем с того, что в последние десятилетия вообще теме острогов уделяется большое внимание, причем не только учеными. Существует даже музыкальная группа «Белый острог», которая активно пропагандирует эту тему. И такой интерес к острогам вполне заслужен. Исследования этих объектов не просто принесли массу новых знаний о периоде заселения Сибири Русским государством, но и поменяли понимание роли, которую остроги играли в этом масштабном процессе. Долгое время остроги воспринимались лишь как места заключения, ссылки. Но, на самом деле, это позднее предназначение острога. А на ранних этапах они выступали костяком государственной системы, которая формировалась на территории Сибири. Используя систему острогов, Россия смогла закрепиться на землях от Урала до Тихого океана.

Теперь что касается конкретно Умревинского острога, то, во-первых, это самый первый достоверно обнаруженный форпост русского населения в новосибирском Приобье (есть данные, что в XVII веке был построен Барабинский острог, но его точное месторасположение не известно). Во-вторых, это исторический памятник, сохранившийся в непотревоженном виде. Что в случае с острогами – большая редкость.

Умревинский острог - это самый первый достоверно обнаруженный форпост русского населения в новосибирском Приобье 

 

– Что же помогло Умревинскому острогу?

– Обычно, постепенно остроги становились со временем частью города, который «поглощал» площадку острога, на его месте строились новые объекты. А в этом случае население переехало в соседнее село Умрева, острог оказался заброшен, уже в конце XIX века он исчез с карт. Но именно эта заброшенность помогла сохранить до наших дней огромное количество артефактов.

– Как произошло второе «открытие» острога?

– Это случилось в конце прошлого века, благодаря исследованиям известного новосибирского краеведа Кузьмы Петровича Зайцева. Затем на этой площадке работал Сергей Владимирович Колонцов из инспекции по охране памятников Новосибирской области, подтвердивший археологический статус этого объекта. И уже в начале нашего столетия здесь начала свою работу полноценная археологическая экспедиция под моим руководством. За эти годы, повторю, нами было обнаружено множество находок, и, кстати. Книга. Которая выйдет осенью – это второй том, посвященный результатам экспедиций 2010 – 2017 годов. Более ранние находки описаны в первом томе, который был опубликован несколькими годами ранее.

– Какие результаты, из всего, что там удалось обнаружить, Вы считаете наиболее интересными и важными?

– За последние годы нам удалось найти сразу несколько уникальных объектов на территории острога и в его окрестностях. Это, например, большой клад серебряных монет-«чешуек» петровского времени. Вообще, Умревинский острог оказался самым «денежным» в сравнении с другими острогами. Также нам удалось найти и восстановить конструкцию южных ворот острога с особым верейным столбом, в котором был специальный механизм (полностью из дерева) для открытия этих ворот. Такие механизмы, возможно, были и в других острогах той эпохи, но они до наших дней не сохранились. А здесь мы получили возможность сделать максимально достоверную реконструкцию. Много находок нам принесли раскопки обширного некрополя, который возник на территории острога в конце XVIII века, когда он был заброшен как оборонительное сооружение. Интересной особенностью оказалось большое количество пушечных ядер, найденных вокруг острога.

При раскопках острога найдено около двадцати разнокалиберных пушечных ядер 
 

– А чем они интересны?

– Дело в том, что, согласно «Истории Сибири», написанной Миллером, в Умревинском остроге не было артиллерии, пушки размещались в расположенном на противоположном берегу Чаусском остроге. Но археологические находки говорят обратное: возле Чаусского острога найдено только одно ядро, а здесь – около двадцати, причем, разнокалиберных. Получается, на самом деле, пушки в остроге были. И это вполне логично – он был построен на самом рубеже русских владений того времени, на границе с достаточно недружественными племенами. И что интересно, в определенном смысле. Эта граница сохранилась до сих пор.

– Каким образом?

– До сих пор, именно в окрестностях Умревинского острога проходит граница распространения уникального промысла: изготовления ивовых лодок-долбленок. Этим промыслом занимались местные племена, такие лодки можно до сих пор встретить в татарских селах, расположенных южнее острога. А вот на территории севернее, которая к моменту его постройки уже была частью Томского уезда, т.е. это была уже полноценная российская территория, таких лодок практически нет. Это своего рода этнографическое подтверждение пограничного статуса Умревинского острога. Ну а спустя время, когда граница отодвинулась на юг и восток, он стал не нужен и потому оставлен.

– Исследования острога продолжаются, над чем работают археологи сейчас?

– Как я уже говорил, благодаря заброшенности, этот памятник хорошо сохранился, обеспечив нас работой на много лет. В частности, мы сейчас «идем по следам» церкви Трех святителей – одного из первых храмов новосибирского Приобья, построенной в 1709 году. Точную локализацию мы пока не нашли, ее конструкция была таковой, что не оставила после себя заметных следов. А сама церковь была перевезена впоследствии в село Аяш. Но нам уже удалось найти два погребения, точно связанные со священнослужителями, а их, как известно, хоронили на территории церкви. Так что, мы надеемся уже в ближайшее время определить место, где стояла церковь. Другая важная задача – найти следы умревинских пушек, о которых я уже рассказал. Если, помимо ядер, мы найдем стволы – это стало бы большим археологическим призом.

– А есть у острога будущее как у туристической достопримечательности?

– Места там красивые, но с точки зрения массового туризма – несколько труднодоступные, общественный транспорт туда не ходит, и есть участки дороги, где вообще проехать проблематично. Разве что, включать осмотр площадки, где стоял острог, с воды, в программу речных круизов по Оби. Да и, честно говоря, чтобы сейчас, оказавшись на месте, представить, как оно все выглядело в XVIII веке, надо иметь специальную подготовку, которая есть далеко не у каждого. Большинство же увидит только красивый природный ландшафт и следы работы археологов. Конечно, мы восстановили часть объектов, расположенных на территории острога, но это не его цельный образ. Есть другое решение, сейчас в Заельцовском парке идет строительство реплик объектов Умревинского острога, максимально приближенных к реальности. На сегодня там уже стоит вторая копия юго-западной башни и приказная изба. Да, эта площадка не соответствует историческому расположению острога, но находится в шаговой доступности и сможет дать хорошее представление о том, как был устроен сибирский острог, обычному туристу.

Сергей Исаев

Умревинский острог