​Проект «Цитируемые ученые» подвел итоги публикационной активности политехников на сервере учета публикаций вуза за апрель 2018 года. В апреле на нем была зарегистрирована 31 статья в журналах первого и второго квартилей (Q1 и Q2), 38 из них — статьи с импакт-фактором >1.

В апрельском выпуске «Цитируемых ученых» самый высокорейтинговый журнал, в котором опубликовали свои исследования ученые ТПУ, имеет импакт-фактор 5.401.

Также подведены итоги публикационной активности ученых Томского политеха за первый квартал 2018 года. Она сохраняет положительную динамику, одним из показателей которой является количество публикаций ученых-политехников в топ-10 % самых цитируемых статей мира. Так, в 2018 году доля таких статей от общего количества публикаций ученых ТПУ составила 15,2 % (13,1 % — в 2017 году).

Кроме того, отдел развития публикационной активности ТПУ приглашает всех желающих присоединиться к вебинарам в рамках курса повышения квалификации «Эффективная научная коммуникация»:

— 6, 7 июня пройдут вебинары, посвященные навыкам, необходимым для построения успешной научной карьеры, в том числе деловой переписке с рецензентами и редакторами, сопроводительным письмам и так далее. Спикер: консультант по научной карьере, нейробиолог Виктория Коржова. Вебинар будет проходить с 13 до 14 часов.

Ссылка для доступа

Инженерная школа природных ресурсов

Евгения Солдатова, доцент отделения геологии Инженерной школы природных ресурсов, Софья Майер, магистрант отделения геологии Инженерной школы природных ресурсов, Валерия Дребот, магистрант отделения геологии Инженерной школы природных ресурсов, Zhanxue Sun, Bai Gao (Восточно-Китайский Технологический Университет).

Журнал: Environmental Geochemistry and Health (IF 2.616, Q1)

Статья: Грунтовые воды сельскохозяйственных ландшафтов: качество и неканцерогенные риски для здоровья населения (на примере бассейна оз. Поянху, Китай)

В настоящем исследовании было оценено качество грунтовых подземных вод в сельскохозяйственных районах бассейна озера Поянху (Китай) и риски развития неканцерогенных эффектов у населения, потребляющего эту воду.

Грунтовые воды в виду своей доступности зачастую являются основным источником водоснабжения в сельских районах. В то же время этот тип водных ресурсов является одним из наиболее уязвимых к загрязнению, особенно в регионах с широко развитой сельскохозяйственной деятельностью. Этот фактор повышает вероятность развития различных неблагоприятных последствий для здоровья населения, потребляющего такую воду в качестве питьевой.

В статье были рассчитаны коэффициенты опасности (HQ) от воздействия отдельных химических веществ и индексы опасности (HI) от совокупного воздействия нескольких химических веществ на отдельные органы и системы человеческого организма (суммарный риск). В оценку суммарного риска были включены NO3-, NO2-, F-, Mn, Fe, As, V, Se, Sb, Ba, Hg, Pb, Tl, исходя значений HQ для этих компонентов. Элементы были объединены в группы для расчета индексов опасности согласно их механизму воздействия на организм человека.

«В качестве целевых систем, исходя из набора и значения показателей, были выбраны желудочно-кишечный тракт, кровеносная система, сердечно-сосудистая система, слизистые оболочки, почки, печень, центральная нервная система, кожа, биохимические процессы, эндокринная система, иммунная система, репродуктивная система, костная система», — отмечают авторы исследования.

В результате было обнаружено, что в грунтовых водах концентрации 11 компонентов (NO3-, NH4+, Fe, Mn, As, Al, редко NO2-, Se, Hg, Tl и Pb) превышают ПДК, указанные в стандартах для питьевых вод. По методике оценки риска развития неканцерогенных эффектов было выделено пять компонентов (NO3-, Fe, As, редко NO2- и Mn), потенциально опасных для здоровья населения, которые вносят максимальный вклад в значения HI. Исследование распределения суммарных рисков развития неканцерогенных эффектов показало, что наиболее неблагоприятной областью является устье рек Сюшуй и Ганьцзян. Этот район неблагополучен в отношении рисков развития неканцерогенных кожных заболеваний, заболеваний иммунной, нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, кровеносной систем (включая риск повышения уровня метгемоглобина), желудочно-кишечного тракта и слизистых оболочек.

Исследовательская школа химических и биомедицинских технологий

Ольга Гусельникова, инженер Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий, Павел Постников, доцент Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий, Марина Трусова, заместитель директора по развитию Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий, Евгения Калачева, ассистент Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий, Барек Жири (Карлов университет в Праге), Вацлав Шворчик, Олексий Лютаков, Каролина Гробонова (Университет химии и химической технологии г. Прага).

Журнал: Sensors and Actuators B: Chemical (IF 5.401, Q1)

Статья: SERS-платформа для детектирования липидов и маркеров заболеваний, полученная с использованием методов модификации плазмон-активных решеток золота липофильными молекулами

В работе представлен метод детектирования важных биологических липидов с использованием метода SERS.

Юргинский технологический институт

Олег Полещук, доцент кафедры сварочного производства Юргинского технологического института, Кирилл Зайцев (МГУ), Lam Kevin (университет Гринвича), Людмила Кузьмина, Александр Чураков (Институт общей и неорганической химии им. Курнакова РАН)

Журнал: Dalton Transactions (IF 4.029, Q1)

Статья: Олиготиенилзамещенные силаны и германы: синтез, структура и свойства

В настоящей работе осуществлен синтез, проведены исследования геометрического строения полученных структур, УФ-спектров поглощения и эмиссии и электрохимическое поведение двух новых групп олиготиенилзамещенных силанов и германов Me5M2Thn, Me5M2ThnM2Me5 и ThnM2Me4Thn (M = Si, Ge, n = 2, 3, Th = 2- или 2,5-тиенил). Изучено также необычное соединение [Th2Si2Me4Th].

Также авторами статьи проведены квантово-химические расчеты модельных соединений для установления отношений структура — свойство. В результате установлены основные тенденции зависимости оптических и электрохимических свойств от структуры.

«Установлены основные тенденции зависимости оптических и электрохимических свойств от структуры. Все исследованные соединения проявляют сильное излучение на длинах волн от 378 до 533 нм, максимальный квантовый выход (до 77 %) наблюдается для соединений кремния. Для большинства соединений квантовые выходы (20-30 %) значительно больше, чем для 2,2'-би- и 2,2 ': 5', 5 '' — тертиофенов. Хорошие эмиссионные свойства позволяют применять эти соединения в качестве потенциальных материалов с полезными свойствами», — уточняется в исследовании.

Инженерная школа информационных технологий и робототехники

Антон Крысько, инженер Научно-образовательной лаборатории 3D-моделирования и промышленного дизайна Инженерной школы информационных технологий и робототехники, Ольга Салтыкова, старший научный сотрудник Научно-образовательной лаборатории 3D-моделирования и промышленного дизайна Инженерной школы информационных технологий и робототехники, Awrejcewicz Jan (h-индекс 23), Лодзинский технологический университет, Сергей Ветцель, Вадим Крысько (Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина)

Журнал: Communications in Nonlinear Science and Numerical Simulation (IF 2.784, Q1)

Статья: Хаотическая динамика двух вложенных одна в другую цилиндрических оболочек, подкрепленных двумя балками

В научной работе изучается нелинейная динамика и контактное взаимодействие сложной балочно-оболочечной структуры в виде двух вложенных друг в друга замкнутых цилиндрических оболочек, подкрепленных двумя балками с внешней стороны, так, что балки находятся диаметрально противоположно друг другу. Между элементами структуры имеются зазоры. Распределенная знакопеременная нагрузка приложена к обеим балкам. Рассматривается нелинейная динамика механической структуры без учета диссипации.

Анализ динамики и контактного взаимодействия осуществляется методами нелинейной динамики и качественной теории дифференциальных уравнений: строятся сигналы, фазовые портреты, сечения Пуанкаре, Фурье-спектры, применяются вейвлет-преобразования различных типов (Морле, Гаусса 32), анализируются знаки Ляпуновских показателей различными методами (Вольфа, Розенштейна).

Антон Крысько, инженер Научно-образовательной лаборатории 3D-моделирования и промышленного дизайна Инженерной школы информационных технологий и робототехники, Алена Захарова, профессор отделения автоматизации и робототехники Инженерной школы информационных технологий и робототехники, Awrejcewicz Jan (h-индекс 23), Лодзинский технологический университет, Ирина Папкова, Вадим Крысько (Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина)

Журнал: Nonlinear Dynamics ( IF 3.464, Q1)

Статья: Хаотические колебания гибких пологих осесимметричных оболочек

В статье исследована хаотическая динамика гибких пологих сферических осесимметричных оболочек при действии знакопеременной поперечной нагрузки (формы колебаний). Рассматривается вопрос об истинности хаоса.

«В работе истинность хаоса определяется как получение достоверных решений нелинейных уравнений в частных производных гибких сферических оболочек и на их основе анализа знаков старших показателей Ляпунова с помощью нескольких методов», — говорится в исследовании.

Показано, что в задачах нелинейной динамики сферических осесимметричных оболочек возможно в окрестностях определенных линий поверхности появление вмятин, характер которых существенно зависит от геометрических параметров оболочек, граничных условий и внешнего воздействия. Построены визуальные модели полученных решений.

Антон Крысько, инженер Научно-образовательной лаборатории 3D-моделирования и промышленного дизайна Инженерной школы информационных технологий и робототехники, Awrejcewicz Jan (h-индекс 23), Лодзинский технологический университет, Вадим Крысько, Максим Жигалов (Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина).

Журнал: Nonlinear Dynamics (IF 3.464, Q1)

Статья: Контактное взаимодействие двух прямоугольных пластин из разных материалов с учетом физической нелинейности

В статье построена математическая модель контактного взаимодействия между двумя пластинками, выполненными из разномодульного материала с учетом некоторых типов нелинейностей (физической и конструктивной) для каждой из пластинок.

Для анализа напряженно-деформированного состояния (НДС) этой конструкции используется метод вариационных итераций, который может быть положен в основу методов сведения уравнений в частных производных к обыкновенным дифференциальным уравнениям. Приводится теорема сходимости этого метода для рассматриваемого класса задач. Разработана итерационная процедура решения контактных задач двух пластинок, выполненных из разномодульного материала с учетом. Приводятся численные примеры.

Александр Шибельгут, ассистент отделения автоматизации и робототехники Инженерной школы информационных технологий и робототехники, Галина Бабур, Глеб Манохин, Андрей Гельцер (ТУСУР).

Журнал: IEEE Transactions on Aerospace and Electronic Systems (IF 1.975, Q1)

Статья: Низкозатратное цифровое формирование луча при приеме в фазированной антенной решетке

В данной работе представлен новый недорогой метод цифрового формирования луча на прием в фазированной решетке. Такая методика может быть использована для синтеза множественных лучей в разных угловых направлениях и может быть реализована после аналогового суммирования принятых сигналов с использованием только одного принятого импульса.

«Поскольку цифровое формирование луча в представленной статье осуществляется после суммирования полученных сигналов, снижение общей стоимости, размера и энергопотребления фазированной матрицы становится возможным по сравнению со стандартным цифровым формированием луча. Производительность и эффективность предлагаемого метода формирования луча оцениваются посредством моделирования и экспериментальной проверки», — отмечается в исследовании.

Школа базовой инженерной подготовки

Наталья Лукьянова, профессор отделения социально-гуманитарных наук Школы базовой инженерной подготовки, Елена Фелл, доцент отделения социально-гуманитарных наук Школы базовой инженерной подготовки.

Журнал: Philosophical Quarterly (Q1)

Статья: Ч. С. Пирс и модель гнездовых континуумов религиозных интерпретаций

Настоящее исследование представляет собой обзор и критику книги «C.S. Peirce and the Nested Continua Model of Religious Interpretation» Гари Слейтера.

«Предлагая свою концепцию интерпретации философии Пирса, Слейтер разрабатывает так называемую модель гнездовых континуумов религиозных интерпретаций, представляющую собой герменевтическую модель, которая предназначена для того, чтобы продемонстрировать логические отношения между более или менее конкретными и более или менее расплывчатыми интерпретациями реальности», — говорится в статье.

Уточняется, что эта модель предлагает своим пользователям средство интеграции конкретных, исторически укоренившихся проблем и абстрактных, религиозно обоснованных ресурсов для решения метафизических проблем.