Яндекс.Метрика
Представляем вашему вниманию стенограмму выступления руководителя ФАНО России Михаила Котюкова на Общем собрании РАН, в котором глава агентства подвел итоги трех лет взаимодействия с Российской академией наук

Презентацию с основными показателями можно скачать здесь.

Уважаемые участники Общего собрания! Хочу поприветствовать всех вновь избранных членов Российской академии наук. И в особенности представителей научного сообщества Крыма.

В начале несколько слов скажу о тех принципах разграничения полномочий, которые у нас установлены. Напомню, что это регламенты, в которых прописаны четкие нормы, и на этих регламентах стоят две подписи: руководителя агентства и президента РАН.

Считаю, что эти регламенты должны стать обязательными для исполнения и внутри подразделений Академии и, безусловно, в агентстве.

Хочу отметить, что в регламентах четко прописано разграничение полномочий между РАН и ФАНО России по всем ключевым вопросам работы институтов. Отдельно обращаю внимание на научную деятельность. Утверждая планы научных работ, Академия наук утверждает не только тематику и желаемые результаты, но и объемы финансирования по каждому из направлений. Поэтому все ключевые решения  принимаются именно в Академии наук. То же касается и отчетов.

Нам с вами необходимо, чтобы все эти согласования проходили в установленный срок. Потому что если по каким-то причинам срывается утверждение плана или отчета, мы не можем в установленный срок перевести деньги по госзаданию, либо сдать необходимые документы по отчету о выполнении этих показателей.

Много опасений в начале реформы было относительно судьбы региональных отделений, институтов, работающих в регионах. Хочу особо отметить, что в регламентах по взаимодействию ФАНО России и РАН роль региональных отделений также четко прописана. Она является принципиально важной и в вопросах согласования научных планов и отчетов, и в вопросах выдвижения кандидатов на должности руководителей научных организаций. В компетенцию региональных отделений также входит формирование предложений реорганизации институтов, утверждение программ развития создаваемых комплексных научных центров, участие в работе по развитию научной инфраструктуры.

Сегодня можно подвести итог очень непростой работы по омоложению руководящего состава исследовательских институтов. В 2013 году средний возраст директоров научных организаций составлял 65 лет. Значительная часть руководителей были старше 65 лет. За два года совместной работы  средний возраст сократился до 58. При этом доля директоров моложе 64 лет теперь составляет 76%. Количество директоров в возрасте до 40 лет увеличилось в три раза. 

ФАНО России и РАН предметно занимаются вопросами развития кадрового потенциала. Мы сформировали специальную рабочую группу. Я искренне благодарен академикам-секретарям за активное участие в этой работе и за те серьезные результаты, которые были достигнуты. Для того, чтобы уменьшить бюрократические процедуры, весь процесс организован в электронном виде. 

Так случилось, что реформа Академии совпала с реформой высшего образования и подготовки кадров. Вследствие этого, академическим институтам сегодня приходится приводить систему подготовки кадров в соответствие с новыми требованиями. В 2013 году менее 20% всех учреждений имели необходимые аккредитационные документы. Существовала реальная угроза потерять этот сектор. Вы видите на графике, что количество аспирантов, принимаемых  ежегодно для обучения, год от года сокращалось. В 2014 году нам удалось переломить эту тенденцию. Сегодня академические институты принимают более 2000 аспирантов ежегодно. Это примерно в два раза больше, чем было в 2013 году. Помимо увеличения общего количества приема и совершенствования правового регулирования, с прошлого года начат прием по программам магистратуры. Пока что программы магистратуры работают в пилотном режиме, точечно, но мы планируем развивать это направление. 

Также отмечу, что за три года количество стипендий Президента и Правительства, которые получают аспиранты, обучающиеся в академических институтах, выросло в 1,7 раза.

Вопросы обеспечения жильем являются принципиально важными для формирования кадрового потенциала. Мы ведем системную работу вместе с директорами институтов по формированию ведомственного фонда служебного жилья. На сегодняшний день в него включено более 1,5 тысяч объектов. Потенциально же, по нашим оценкам, он может быть увеличен до 5 тысяч квартир и комнат.

За три года молодым ученым было выделено более 500 жилищных сертификатов. Более 40% от этого количества получили ученые Сибири, Урала и Дальнего Востока. До 2019 года совокупный объем выплат на приобретение жилья должен превысить 3 млрд рублей.

Кроме этого идет строительство жилых домов и общежитий. В ближайшие два года мы планируем завершить все те проекты, которые  были начаты до реформы РАН.

Очень важно отметить, что за время преобразований, численность научных сотрудников не изменилась. Процессы внутренней оптимизации, которые проводятся, не затрагивают научных работников. При этом, средняя заработная плата за тот же период выросла в среднем на 29%. По этому показателю мы выполняем задачи, которые предусмотрены в Указе Президента. Однако отмечу, что впереди у нас достаточно непростой период. В 2017-2018 гг. мы должны продолжить эту работу и обеспечить необходимый результат.  

Уважаемые коллеги, Ольга Юрьевна [Васильева – министр образования и науки РФ] сегодня уже говорила о том, что доля молодых исследователей в стране составляет 42%. В наших организациях этот показатель несколько выше и составляет 45% к общей численности исследователей. С 2013 года в системе ФАНО России доля молодых ученых стабильно растет. Есть ряд научных направлений, в которых она существенно выше. Вы видите это на экранах. При этом мы понимаем, что нам вместе с вами нужно усилить работу, чтобы этот график был более объемным. Отмечу, что статистические данные показывают взаимосвязь между долей молодых ученых и увеличением фундаментального, технологического и инновационного потенциалов исследовательских организаций и научных направлений, их конкурентоспособности.

Теперь что касается вопросов правового обеспечения работы подведомственных организаций. Этим направлением мы занимаемся последовательно с первых дней формирования агентства. Приведу несколько примеров. На сегодняшний день в судах мы сохранили для научных организаций 590 млн рублей. Мы отстояли притязания третьих лиц и возвратили учреждениям 59 000 кв. м. зданий и 2 668 га земли.

Урегулированы вопросы оплаты труда, аттестации руководителей унитарных предприятий. А также организована работа по формированию стратегий и программ развития наших ФГУПов. Проведена системная работа по обеспечению необходимых режимов правовой охраны наших заповедников и ботанических садов. 15 особо охраняемых природных территорий мы утвердили положением и 14 из них уже внесены в государственный кадастр. Вместе с Министерством природных ресурсов РФ мы продолжаем системную работу по обеспечению необходимых условий функционирования этих территорий.
Новация 2017 года - Правительством утверждены  требования к антитеррористической защищенности объектов и территорий научных организаций.

Уважаемые коллеги! Вопросы бюрократии являются постоянным предметом моего внимания и внимания президента РАН. Я должен отметить некоторые тенденции. Что представляют собой запросы, которые мы направляем в институты? В первые два года работы эти запросы были в основном связаны с необходимостью выстраивания бюджетных процедур и задачами оформления федерального имущества. На сегодняшний день эта работа полностью переведена в электронную форму. Сейчас агентство запрашивает информацию, которая необходима для того, чтобы привлечь научные организации к решению задач, важных для экономики страны, расширить их участие в различных государственных программах.

Система электронного бюджета позволила сократить сроки подписания финансовых документов и ускорить процесс финансирования до нескольких дней. Конечно, работа с ней требует определенных технических навыков, но преимущества ее очевидны. Пересылка документов почтой могла занимать месяцы. 

Развивается информационная система федерального агентства. Мы эту работу ведем вместе с РАН. Нам необходимо синхронизировать наши информационные системы таким образом, чтобы ответы на большинство внешних запросов готовились на основе тех данных, которые институты заполняют при утверждении планов и составлении отчетов. Еще раз подчеркну, что это совместная задача ФАНО России и РАН. Приведу некоторые цифры. Бюджетные учреждения ФАНО России должны ежегодно готовить 279 различных отчетов. Более 200 из них – для внешних систем – министерств, органов безопасности, Правительства России. Оставшаяся часть – это наше, совместное с президиумом РАН, творчество, где мы должны оптимизировать эти процессы в информационном плане.

Вопросы финансового обеспечения. Много опасений было связано с сокращением объемов финансирования научной деятельности. Обратите внимание на общие цифры, они демонстрируют положительную динамику. Особо отмечу рост внутренних затрат на исследования и разработки. Это те средства, которые ФАНО России и институты смогли привлечь дополнительно. Даже если показатели федерального бюджета, в некотором смысле, стали меньше, то объем привлекаемых средств, с учетом промышленных грантов, участия институтов в федеральных целевых программах, отраслевых проектах, позволило нам увеличить финансирование за отчетный период более, чем на 6%. При этом рост затрат на исследования и разработки внутренние увеличился на 16%.

Показатели федерального бюджета в плановом варианте ежегодно имеют тенденцию к снижению. Но в течении года нам и здесь удается обеспечить дополнительное финансирование. За три года ФАНО России привлекло внешних ресурсов более чем на 20 млрд рублей. Эти деньги были переданы в институты. Все решения о том в какие научные организации и на развитие каких исследований распределять средства, принимались при активном взаимодействии с членами РАН. Перечислю основные направления: более 10 млрд рублей было направлено на реализацию программы оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Более 8,5 млрд рублей пошли на повышение заработной платы. Три года назад ФАНО России вместе с отделением медицинских наук подготовило уникальные программы по проведению поисковых научных исследований в области здравоохранения. На их реализацию уже выделено 5 млрд рублей. На эти средства институтами были разработаны новые медицинские технологии, которые должны пойти в практическое здравоохранение.

С 2016 года мы начали программу поддержки объектов научной инфраструктуры – центров коллективного пользования и уникальных научных установок. Организованы работы и привлечено дополнительное финансирование на развитие морских экспедиций и научно-исследовательского флота, биоресурсных коллекций и высокоспециализированного  транспорта.
Уважаемые коллеги! Эта работа не завершена. Она является постоянным, ежедневным участком нашего взаимодействия и большинство этих проектов будут продолжены, как в этом году, так и в среднесрочной перспективе.

Немаловажный вопрос – гарантия сохранности имущественного фонда. Мы можем на сегодняшний день зафиксировать, что более 95% всего имущества, которое есть в институтах, уже поставлено на государственный кадастровый учет и практически на 100% оформлены права собственности Российской Федерации. Это означает, что вопросы сохранности этого имущества находятся на принципиально другом уровне. И возможная утрата, что называется по ошибке, практически исключена. Когда в реестре есть запись о том, что объект принадлежит Российской Федерации и закреплен за институтом, третьи лица уже не могут на него рассчитывать и его отнять. В итоге уже сегодня, и это подтверждают проверки, которые проводит ФАНО России, можно отметить кратное снижение нарушений, связанных с  использованием имущества. 

Владимир Евгеньевич [Фортов], мы с вами пока не можем утверждать, что завершили процесс передачи имущества от Академии к институтам. У нас до сих большое количество объектов числится за Академией и региональными отделениями. Научные организации находятся в зданиях на правах безвозмездного пользования и справедливо предлагают ускорить этот процесс. Я прошу поставить этот вопрос на особый контроль, мы много раз об этом говорили.

При всех сложностях бюджета, за последние несколько лет мы получили вновь построенные и реконструируемые объекты промышленного назначения и социальной инфраструктуры. Работа по этим направлениям продолжается, мы имеем подтвержденные цифры на будущие годы и уже готовим обоснование и необходимые документы для начала нового бюджетного цикла.

В рамках дальнейшей работы по инвентаризации центров коллективного пользования и уникальных научных установок, я могу сказать, что мы полностью опираемся на компетенции членов РАН. На сегодняшний день вы можете обратить внимание, что практически в пять раз увеличилось количество ЦКП и УНУ, которые наши институты отразили в базе данных. Мы вместе с вами будем проводить работу по актуализации этих данных, чтобы иметь возможность получать средства для развития научной инфраструктуры и приборного парка. 

Показательным является график увеличения организаций – пользователей ЦКП. Растет публикационная активность материалов, подготовленных с помощью этого уникального оборудования. Все это, повторюсь, результат той программы, которая стартовала в 2016 году и работы комиссии по развитию научной инфраструктуры. В этой связи хочу сказать особые слова благодарности академикам Сагдееву, Рубакову, Колчанову, Балеге за организацию очень непростой работы и анализ соответствующих проектов.

Сегодня звучала критика по вопросам реструктуризации. В настоящий момент приняты решения по 48 интеграционным проектам. Отмечу, что под этими документами стоят две подписи - руководителя ФАНО России и президента РАН. То есть все эти проекты появились в результате согласованных решений федерального агентства и Академии. Более того, как показало время, эти решения были правильными.

В 2017 году в соответствии с поручением Президента, мы подготовили дополнения к плану реструктуризации и этот план на сегодня проходит завершающий этап согласования, он полностью соответствует Стратегии научно-технологического развития. Его цель – сформировать в академическом секторе ведущие научно-исследовательские центры.

Приведу еще ряд конкретных примеров, по которым мы с Академией наук с первых дней работы объединили усилия, и пришли к положительным результатам. Это, прежде всего, касается научных организаций Крыма. Напомню, что решением Правительства РФ в регионе было создано 10 научных институтов. В них работают практически 2600 человек. Мы смогли за короткий срок наладить системное финансирование институтов и сейчас завершаем очень непростой процесс консолидации имущественного комплекса этих организаций. Я благодарен РАН за активную работу как по формированию центров и вовлечению научных коллективов в научную среду Российской Федерации, так и за выполнение отдельного поручения Правительства РФ по разработке программы развития научной деятельности на территории Крыма. Скажу, что эта программа касается не только Крыма. Она носит комплексный характер и предполагает участие всех российских научных организаций. Благодаря этому документу у институтов появилась возможность проводить исследования с помощью материальной базы Крыма, и в уникальных природно-климатических условиях.

Впервые за много лет подготовлена единая академическая программа морских экспедиционных исследований. Нам удалось получить от Правительства специальное дополнительное финансирование на 3 года. И, насколько я знаю, проведена серьезная модернизация системы управления флотом и научными исследованиями. Составлен сводный экспедиционный план и план-график ремонта судов. 

Вопросы научного приборостроения – еще один важный участок нашей работы. Здесь важную роль играют два аспекта – потребности институтов в современном приборном парке и необходимость создать для научных коллективов технические возможности для реализации своих достижений. На слайде вы видите ряд системных мероприятий, которые мы проводили в течение последних лет. Нами был сформирован специальный совет, подготовлена необходимая концепция и готовится соответствующая программа, разрабатывается интернет-портал. Мы видим здесь серьезные перспективы для развития научно-инновационного комплекса РФ.

Теперь скажу несколько слов о том, что касается информационного обеспечения деятельности научных институтов. За три года мы смогли организовать системное взаимодействие научных коллективов со средствами массовой информации. Приведу несколько примеров. С 2015 года на регулярной основе проводятся пресс-туры в научные организации ФАНО России. Вместе с центральными СМИ  запущен проект «Расскажи о своем открытии». Отмечу и самый молодой проект «Вести о науке» на телеканале Россия 1, посвященный международному сотрудничеству. На сегодняшний день в программе «Вести» вышло 7 интересных сюжетов с высоким информационным рейтингом. Эту работу мы будем продолжать на системной основе. 

В завершении приведу несколько примеров об увеличении научной результативности. На графике показана лишь часть индикаторов. Количество публикаций, индексируемых в базе данных WoS, за три года увеличилось на 13%. Это существенная динамика. При этом качество тех изданий, где публикуются наши ученые, также заметно улучшилось. Можно выделить некоторые тенденции по тематическим отраслям. Наряду с традиционным ростом публикаций по физике и астрономии, заметный прогресс показывают такие важные направления, как медицина, инженерные науки, приборостроение, энергетика, наука о материалах, компьютерные и гуманитарные науки. Считаю, что это заслуга всех институтов, которые в различной форме сегодня поддерживают фундаментальные исследования. Это и работа агентства вместе с Академией, это и усилия научных фондов, прежде всего РФФИ и РНФ.

Много сегодня говорилось о разработке стратегии научно-технологического развития РФ. Без всяких сомнений, реализация этого документа будет одним из основных предметов нашего взаимодействия и развития институтов. Могу отметить, что в тексте этого документа заложен ряд организационных решений, которые мы достаточно успешно апробировали вакадемическом секторе. Это и формирование крупных исследовательских центров, работающих по междисциплинарным направлениям и развитие научной кооперации по «горизонтали» - КПНИ, которые в будущем должны превратиться в комплексные проекты научно-технологического развития. К этой работе мы уже смогли привлечь как научные институты, так и университеты, реальный сектор экономики, органы исполнительной власти федерального и регионального уровня. Очень важно, что эту работу возглавляют члены РАН. Это работы на перспективу, и для того чтобы наши организации занимали лидирующие позиции, мы должны вместе с вами ежедневно ей заниматься.

В заключении хочу отметить ряд конкретных примеров, где мы, объединив усилия, смогли  получить достойный результат. Это, прежде всего, программа поисковых работ для медицины. Подготовлена и фактически одобрена в последней инстанции программа развития научно-технического сектора для агропромышленного комплекса и сельского хозяйства. Разработана программа исследований для развития оборонно-промышленного комплекса, завершается подготовка программы «физика в медицине» и многие другие. Эти проекты показывают, что объединив усилия, мы способны решать масштабные задачи и привлекать дополнительное финансирование.

Стенограмма выступления Михаила Котюкова на Общем собрании РАН