Яндекс.Метрика
Сегодня эксперты и региональные власти в один голос утверждают, что программа развития Новосибирской агломерации является залогом социально-экономического успеха всей области. Проекты, которые осуществляются на территории Новосибирска и прилегающих районов, составляют подавляющую часть от всего объема проектных, строительных и ремонтных работ и забирают на себя львиную долю бюджетного финансирования и инвестиций региона. Но что несет развитие агломерации сельским жителям?  

Аgglomero — «присоединяю»

Сегодня более 50 процентов населения планеты (в России 75 процентов) проживает в городах. При этом крупный город становится центром притяжения для близлежащих территорий, так появляются агломерации (с латинского аgglomero — «присоединяю, накопляю»). Еще в 2013 году Минрегионразвития России заявило, что упор на создание крупных городских агломераций должен стать частью будущей Стратегии пространственного развития РФ. Сегодня у Стратегии уже есть концепция, и, согласно ей, новая каркасная структура организации страны будет сформирована на основе регионов-лидеров, а также крупных агломераций, связанных развитой системой транспортных коммуникаций.

Новосибирская область как раз входит в состав 17 регионов РФ, где определены пилотные проекты по развитию агломераций. На сегодняшний день Новосибирская агломерация крупнейшая за Уралом. Ядро — Новосибирск, остальная зона 80-километрового влияния находится в транспортной доступности 1,5—2 часа от центра. Общее население порядка 2,1 миллиона человек.

Дополним: с точки зрения ученых, важнейшей задачей Новосибирской агломерации является замедление процесса «вымывания» населения с территории Сибири. Сегодня миграционные потоки движутся в европейскую часть страны, часть которых «стекает» к югу. По мнению некоторых экспертов, мы уже не удержим в сибирских селах людей, но их еще можно удержать в Сибири с помощью формирования агломераций, в том числе Новосибирской.

Кому в агломерации жить хорошо?

Весной 2015 года главы 12 муниципалитетов региона подписали соглашение о создании и развитии Новосибирской агломерации. В ее состав вошли города Новосибирск, Бердск, Искитим, Кольцово, Обь, а также Новосибирский, Искитимский, Колыванский, Коченевский, Мошковский, Ордынский и Тогучинский районы области. Подписанное соглашение будет действовать до 31 декабря 2034 года. 

Спустя два года правительством области были представлены пять зон опережающего развития и 25 инвестиционных площадок. Практически все из них прямо или частично располагаются на сельских территориях. Среди них зона опережающего развития «Ташара» на реке Обь (Мошковский район), которая должна стать главной водной транспортной магистралью, осуществляющей поставку грузов на север. Также в число приоритетных вошел проект «Аэросити» — организация транспортно-логистического узла на базе международного аэропорта Толмачево (Новосибирский район). Проект по созданию Транспортного каркаса региона предполагает строительство объектов в каждом районе, подписавшем соглашение.

Так что же должны получить сельские территории, входящие в агломерацию? К примеру, округ № 18 депутата Законодательного собрания области Владислава Кошкина в Новосибирском районе, куда входят город Обь, а также села Толмачево, Криводановка, Верх-Тула, Ярково, поселок Кудряшовский. В этом округе уже идут интенсивные работы в транспортной сфере. К примеру, в рамках создания Транспортного каркаса прошла реконструкция дороги К-17Р на участке Новосибирск — Ярково. Сейчас идет реконструкция второго этапа обхода Верх-Тулы, запланировано строительство обхода Ярково.

— Агломерация прежде всего несет рабочие места. В районах происходит всплеск экономической активности и размещаются новые производства. Они дают работу людям в прилегающих муниципальных образованиях, это повышает уровень зарплат населения и уровень налогообложения, что в свою очередь дает средства району для развития, — объясняет Владислав Кошкин. — Кроме того, инвесторы, вкладывая деньги в новые производства, предъявляют требования по реконструкции и строительству инженерных коммуникаций, увеличению пропускной способности дорог, модернизации энергомощностей. Так опосредованно повышается уровень комфорта и для жителей районов.
При этом и власти, и эксперты признают, что сельский образ жизни исчезает под тяжелой поступью агломерации. Фактически вся территория становится одним Большим Новосибирском.

Чужие на празднике жизни

Обсуждение негативных последствий образования агломераций для селян обычно концентрируется на переходе сельских поселений в статус городских окраин. Спору нет, жаль терять огородики, чистый воздух, пение птиц и тишину за окнами. Но не менее негативные изменения происходят там, где агломерация, что называется, никаким боком.

Еще в 2013 году на семинаре, посвященном проблемам урбанизации, Вячеслав Селиверстов, д. э. н., заведующий центром стратегического анализа и планирования ИЭОПП СО РАН, заметил: «Развитие Новосибирской агломерации не должно оттягивать ресурсы от остальных территорий области с учетом всех имеющихся колоссальных диспропорций. Нужно заранее прорабатывать механизмы, когда ориентация на развитие агломерации должна способствовать и развитию остальных территорий».

В своих опасениях Вячеслав Селиверстов не одинок. Целый ряд сибирских ученых в сфере экономики и демографии предупреждают, что агломерация превратится в «черную дыру», высасывающую все ресурсы. Это замечание как нельзя лучше иллюстрирует схема «Комплексные проекты территориального развития», использованная в ходе презентации Транспортной стратегии НСО до 2030 года на VI Транспортном форуме в мае 2018 года. Взгляните, где располагаются проекты. Их максимальная концентрация в Новосибирске и его окрестностях. Вне зоны агломерации обозначены только три точки — Сузун, Маслянино и особняком Куйбышев с Барабинском. Что касается последних двух городов, то 31 мая этого года было подписано соглашение о создании Куйбышевско-Барабинской агломерации. Между двумя городами расстояние всего 14 километров и очень тесная инфраструктурная взаимосвязь. Подписанное соглашение еще не означает бурного роста будущей агломерации, но это, по крайней мере, уже не мечты, а планы. Все остальные территории на карте — чистый лист.

Последствия такого однобокого развития не заставят себя ждать. Они уже известны. Вот следующая схема «Динамика маятниковой миграции по трудовым целям, 2017—2024—2030 гг.». Везде, буквально по всей области, кроме агломерации, прогнозируется отток людей от 4-х до 9 процентов. Зато приток рабочей силы в Новосибирскую агломерацию к искомому 2030 году составит 35 процентов!

Получается, чем успешнее будет развиваться агломерация, тем сильнее она будет способствовать «высасыванию» людей из отдаленных территорий. Рыба ищет, где глубже… Узнав об этой стратегии, что могут сказать жители отдаленных районов? Очень просто: «Нам здесь ничего не светит, значит, надо собирать манатки и уезжать!» Да и районные власти опустят руки, понимая, что перспектив нет, и придется им биться над своими проблемами в одиночку.

Не сказать, что на областном уровне проблему не видят, но вот только ответы получаются сплошь обтекаемые.

— Так сложилось, что агломерация и большие районные центры притягивают людей. Где есть развитие промышленности, транспорта, есть рабочие места, там и люди начинают сосредотачиваться, хотим мы этого или нет,  — рассуждает депутат Законодательного собрания НСО Федор Николаев. — При наблюдаемом увеличении производительности труда, когда одна машина может обработать во много раз больше гектаров пахотных земель, чем раньше, при развитии сельскохозяйственных комплексов не требуется большое количество трудовых ресурсов. Так естественно складывается миграция населения.

Но подобный философский взгляд на ситуацию дается не всем. Денис Субботин, депутат Законодательного собрания НСО по округу № 6, куда входят территории Карасукского, Краснозерского и Кочковского районов, вовсе не против развития Новосибирской агломерации, но при условии развития районов, которые в агломерацию не входят.

— Мы наблюдаем демографическое падение. Население, особенно молодое, перетекает в город. Едут за высоким уровнем жизни, который в селе нельзя обеспечить. Изменяется сельское хозяйство, которое уже не требует такого количества людей. Другое дело, что уедут не все. И в каких условиях они будут жить? К примеру, в Краснозерском районе много грунтовых дорог. Так люди не то что в город, они до своего райцентра доехать не могут.

По мнению Дениса Субботина, необходимо разработать программу-минимум, которая бы предполагала сосредоточение благ цивилизации в райцентре и крупных поселениях, до которых от всех остальных сел проложены дороги, позволяющие воспользоваться этими благами.

— Не надо в каждом селе содержать банк, больницу, дворец культуры и спортивный комплекс. Пусть они будут в крупном населенном пункте, но сделайте так, чтобы до него можно было добраться за 20 минут из любого села, — призывает Денис Субботин. — Приоритет в развитии города и агломерации выбран правильно. Этого требует экономическая ситуация и в целом развитие общества. Но про нас-то забывать нельзя. А забыли! Нас нигде нет. Если по агломерации есть конкретные планы и сроки, то все, что касается отдаленных сельских территорий, на уровне мечтаний.

Сегодня Стратегия развития Новосибирской области только разрабатывается. Остается надежда, что в окончательном варианте найдется место для проектов в тех районах, которые в Новосибирскую агломерацию не входят. Глобальные региональные и даже всероссийские задачи не должны заслонять нужды сельских жителей.  

Татьяна ЭМИХ