Яндекс.Метрика

В Яшкинском районе Кемеровской области разгорается нешуточный спор. А предметом обсуждения стали кедры, пораженные вредителями.

По мнению специалистов, решением этой проблемы должны стать так называемые "санитарные рубки", когда больные растения попросту "пускают на дрова". Но местные жители видят проблему шире. И людей, в первую очередь, беспокоит вопрос, что нужно сделать, чтобы такое не повторилось. Инициативная группа из деревни Ботьево на встрече с руководством областного департамента лесного комплекса и районной администрации внесла ряд предложений по решению этого вопроса. В ситуации разбирался корреспондент "Кузбасса".

Колотушкой по совести

Провести встречу с инициативной группой местных жителей было решено непосредственно на одной из двенадцати запланированных лесосек, возле деревни Ботьево.

Уже непосредственно на месте встречи начальник Яшкинского лесничества Алексей Костюченко пригласил всех присутствующих на осмотр. Основная причина заболеваемости деревьев, по словам специалиста, - заготовка шишки с применением молотов (это такие обрубки стволов с насадками, а длина их "черенков" - более двух метров) и колотушек. Они наносят очень большой вред дереву, которое после тяжелых ударов ослабевает и не справляется с паразитом самостоятельно.

Честно признаться, меня как человека, любящего погулять по лесу, ужаснуло состояние местного кедра. Некоторые деревья просто истекали смолой, другие были уже с большими отверстиями в стволах, с желтой и сухой хвоей... Но настоящий кадр из фильма ужасов предстал перед глазами, когда мы добрались до места лесосеки: из бора будто вырвали часть деревьев, как клок волос с головы.

Такое зрелище никого не оставило равнодушным, однако Костюченко продолжал настаивать на санитарной рубке:

"Массовое повреждение кедра вызвано вспышкой размножения двух опасных вредителей. Шестизубчатый короед повреждает нижнюю часть ствола дерева, короед двойник - верхнюю часть и ветки, - объяснил начальник Яшкинского лесничества. - Согласно заключению лесопатологов, причиной вспышки численности вредителя стало ослабление деревьев в результате антропогенного фактора. Нахождение в борах большого количества сборщиков кедрового ореха, применение запрещенных способов для его сбора привело к ослаблению деревьев и нападению на них короедов. Центр защиты леса Томской области назначил выборочные санитарные рубки в очагах массового размножения вредителя, после чего нужна рекультивация..." Вот такими варварскими "орудиями труда" пользуются некоторые шишкари.

Спор на свежем воздухе

С противоположным мнением выступил бывший лесник Николай Хохряков, представившийся "общественным лесным инспектором". Он отметил, что смысла рубить высохшие деревья нет, так как паразит из них давно ушел, а оставшиеся пораженные деревья станут рассадником короеда. И к подобным рубкам он не без основания относится критически:

"В 2001 году в районе бывшей деревни Мугалово в Яшкинском районе я занимался ликвидацией очага распространения короеда. По закону, если кедр заселен паразитом, но еще не засох, его категорически нельзя трогать. А некорректная рубка сухостоя имеет обратный эффект, и сейчас мы получили результат плачевный: из-за того, что разворошили жука, он там развился и сожрал все. Кедра там теперь нет".

Рассказал Николай Хохряков и о другом подобном случае, который произошел в Кузбассе в послевоенное время. Тогда лесхоз назывался Тайгинский. И вот лесник в деревне Балахнино сделал заявление о том, что в бору появились очаги короеда. В связи с острой нехваткой людей председатель местного колхоза обратился за помощью в юргинскую военную часть. Ее командование выделило не только солдат, но и технику. Они прокопали по периметру траншею для пожаробезопасности и спиливали не только поврежденные короедом деревья, но и так называемую "буферную зону": валили еще живые, но уже пораженные деревья в сторону сушняка, чтобы не повредить здоровые. На месте вырубки потом посадили сосну и кедр, а теперь там стоит зеленый сосновый бор, которому уже 70 лет.

Впрочем, по утверждению "инспектора-общественника" Хохрякова, методы борьбы с вредителем могут быть и менее радикальными.

"Есть препарат. Его выпускает новосибирский Академгородок. Наш директор лесхоза в свое время лично ездил и привозил препарат оттуда с целью спасти кедр в формирующихся очагах паразита. Я 40 лет отработал в лесхозе, и на моей практике было девять случаев размножения жука, и все они были ликвидированы таким способом. Пожарная машина "ГАЗ-66", водяная пушка - и обрызгивали деревья. Обработав несколько макушек, можно было забыть об очаге. Есть люди, которые это делали, люди эти еще живы. На территории Яшкинского района есть леса, которые еще можно спасти!" - уверяет бывший лесник.

Начальник Яшкинского лесничества парировал тем, что короеда травить не получится, так как он находится под корой, и препаратами до него не добраться...

Так можно ли спасти деревья?

Светлана Шереметова, ведущий научный сотрудник Института экологии человека Федерального исследовательского центра угля и углехимии Сибирского отделения Российской академии наук, прокомментировала ситуацию таким образом:

"Сухие деревья действительно валить бессмысленно. В этом году были в экспедиции в Восточных Саянах. Там вся пихта и ели с нарушенной корой стоят желтые. Когда нагрузка на растения возрастает, у них, как и у людей, снижается иммунитет. Деревья перестают справляться с вредителем".

Так что спиливать сухостой - не выход. А вот что касается предложения общественника, то это - реальный вариант. Только нужны финансовые вложения.

"Это совершенно простой вопрос, на который совершенно простой ответ: средства есть, но не дешевые, а площадь повреждения большая. Деревья же нужно обрабатывать не только пораженные, но и по периметру очага, - пояснил Дмитрий Сущев, кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии Кемеровского госуниверситета. - Есть методы борьбы с зараженными деревьями: препараты проникают по ходам ствола, и тогда погибают и личинки, и жуки, и яйца. Принцип действия в том, что обработанная кора предотвращает проникновение новых паразитов, а вещество проникает под кору и пагубно влияет на личинок. Если вырубать все деревья, пораженные вредителем, то площади наших лесов серьезно бы поуменьшились. Защищать леса от паразитов нужно, а тем более столь ценные леса".

Не допустить впредь

После собрания на лесосеке все участники дискуссии продолжили обсуждение больного вопроса в Ботьевском клубе. Местные жители предлагали разные варианты решения проблемы, вплоть до разведения птиц, которые будут питаться вредным жуком. Но основная проблема, которая их волновала, - не то, что уже случилось, а кто виноват и как не допустить такого впредь.

Обсуждались всевозможные меры уменьшения интенсивности нагрузки на лес. Высказывалось предложение даже организовать патрули, однако представители полиции пояснили, что на данный момент это невозможно в связи с нехваткой сотрудников. А ограничить вход или въезд в бор при существующем законодательстве нельзя.

Итогом встречи стало решение обратиться в Совет народных депутатов Кемеровской области. Главная цель - законодательно отрегулировать проблему антропогенной нагрузки на лес, выработать меры по сохранению кедровых боров. Также местные жители подняли тему обеспечения их древесиной, полученной в результате вырубки (для отопления и строительства). Однако вопрос будущих мер защиты боров остался открытым.

Тем не менее, хотелось бы, чтобы все было решено в пользу химобработки. Ведь в противном случае, если верить данным Алексея Костюченко, из обследованных 750 гектаров кедрача в Яшкинском районе придется вырубить почти 250. А это кедр, ценная порода и орех, не говоря уже об экологии.

Илья Девянин

Рубить или не рубить - уже не вопрос?