Яндекс.Метрика

​Установку сделали в Томске по заказу Миланского политехнического университета. Ее презентация прошла на VI международном конгрессе «Потоки энергии и радиационные эффекты» — EFRE-2018.

Оборудование, созданное Институтом сильноточной электроники СО РАН (Томский научный центр СО РАН), предназначено для манипулирования поверхностями, состояние которых важно для многих изделий.  «Например, не всякий металл выдерживает агрессивные коррозионные среды, — рассказывает заместитель председателя Томского научного центра СО РАН кандидат физико-математических наук Алексей Борисович Марков. — Конечно, в кислотах работает платина, но она стоит дорого. На нашем оборудовании можно в более дешевую деталь, например из титана, электронным пучком "вплавить" тонкий слой платины (меньше микрометра) и получить свойства поверхности, близкие к свойствам чистой платины. Другой пример: в состав никелида титана, который используется для имплантов, входит никель, это токсичный материал по отношению к тканям человека. Мы заменяем атомы никеля на атомы тантала на поверхности толщиной порядка ста нанометров. Она становится безопасной, а функциональные свойства детали сохраняются».
 
Высокотехнологичный прибор задуман для решения сразу нескольких задач. «Оборудование будет полезно в исследованиях как для университета, так и для некоторых промышленных задач, его размеры позволяют проводить эксперименты не только с небольшими, но и с достаточно крупными деталями», — говорит профессор Миланского политехнического университета Массимилиано Бестетти. Кроме того, на установке планируется обучение будущих инженеров, специально для этого ее корпус сделали прозрачным.
 
Ученые надеются, что электронно-пучковая машина положит начало созданию в Италии международного центра пучковых технологий. Помимо поставки оборудования, договор о сотрудничестве между ИСЭ СО РАН и Миланским политехом предполагает совместные исследования и обмен специалистами. Молодые ученые из томского Академгородка в ближайшее время поедут в Милан, чтобы наладить там работу машины и пройти стажировку на итальянских приборах.