Яндекс.Метрика

​​О выполнении дорожной карты Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП СКИФ) на первое полугодие 2020 года рассказали директор ФИЦ «Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН» академик Валерий Иванович Бухтияров, генеральный директор АО «Центральный проектно-технологический институт» Михаил Анатольевич Тарасов и мэр наукограда Кольцово Николай Григорьевич Красников

Государственный контракт по выполнению проектной документации ЦКП СКИФ подразумевает три блока работ: комплексные инженерные изыскания, разработку проектной документации, включающей основные технические решения по будущему строительству, и защиту этой документации в Главгосэкспертизе. 
 
К настоящему моменту фактически завершены полевые работы по комплексно-инженерному блоку. Подробно выполнены геодезическая топосъемка, археологические работы на предмет отсутствия объектов исторической охраны, а также геологические изыскания (пробы грунта переданы в лаборатории для последующих исследований). Весь комплекс задач будет закончен в конце июля, однако уже есть предварительные данные, подтверждающие, что площадка пригодна для размещения такого сложного объекта, как ЦКП СКИФ. Этого достаточно для того, чтобы начать проектировать. 
 
«Параллельно с комплексно-инженерными изысканиями мы с коллегами из Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН и ИК СО РАН собирали, обобщали исходные данные по нестандартному технологическому оборудованию для той установки, которая будет сердцем данного объекта», — говорит Михаил Тарасов. 
 
Ученые уже заканчивают сбор исходных данных по нестандартному технологическому оборудованию. Планируется, что в июле этот процесс также завершится и удастся перейти к строительному проектированию. 

«Можно сказать, что рисков, которые ставят запрет на реализацию проекта, нет», — утверждает Михаил Тарасов. 
 
Застройщик (ИК СО РАН) совместно со специалистами в области архитектурного проектирования выбрал и одобрил один из трех разработанных вариантов внешнего облика объекта. На данный момент ведутся работы по его детализации. Кроме того, подготовлен генеральный план размещения основных и вспомогательных объектов. Работы развернуты по всем направлениям проектирования: строительному, технологическому и в части решений по инженерным системам. Разработаны планировки основных и вспомогательных зданий. 
 
ЦКП СКИФ планируется возвести в сжатые сроки, несмотря на проблемы, вызванные пандемией коронавируса. В частности, оперативно пришлось решать вопрос о расширении территории комплекса. 
 
«При проработке размещения всех объектов ЦКП СКИФ оказалось, что участка № 323, который был запланирован и обозначен в задании на проектирование, недостаточно. Из фондов рабочего поселка Кольцово был дополнительно передан участок № 322, сначала в федеральную собственность, а потом в оперативное управление застройщика-заказчика, то есть ИК СО РАН. Проектно-изыскательские работы практически закончены. В ближайшее время мы выйдем на окончательное утверждение генерального плана размещения ЦКП СКИФ, — говорит академик Валерий Бухтияров. — Потребуется проведение корректировки задания на проектирование, но этот вопрос Минобрнауки  обещал решить достаточно быстро». 

Еще один непростой вопрос связан с недостаточным количеством кадров высшей квалификации, которые смогут эксплуатировать оборудование СКИФа и проводить на нем передовые эксперименты. Их подготовкой нужно заниматься уже сейчас. 
 
«У нас есть три-четыре года для того, чтобы сформировать класс молодых исследователей. Существуют договоры с ведущими новосибирскими вузами, прежде всего Новосибирским государственным университетом и Новосибирским государственным техническим университетом. В НГУ по инициативе сотрудников факультета естественных наук и физического факультета еще в 2018 году была организована новая межфакультетская магистерская программа. На нее были сделаны два набора: в 2018 и 2019 годах. Первый из выпускников этой программы уже принят в проектный офис ЦКП СКИФ», — отмечает Валерий Бухтияров

Кроме того, организованы школы для молодых ученых в этом направлении, ведется учебная работа на технологической станции синхротронного излучения ВЭПП-4 в ИЯФ СО РАН, запланированы специализированные олимпиады. 
 
Проектный офис ЦКП СКИФ активно работает совместно с руководством Кольцова и с администрацией Новосибирской области по вопросам изменения транспортной инфраструктуры, рассматриваются возможности развития прилегающей территории. 
 
«Планируется строительство двух объездных дорог. Путепровод Барышево — Орловка — Кольцово (его вторая очередь) серьезно разгрузит наш наукоград и выведет напрямую со стороны Первомайского района к площадке “Вектор” — СКИФ, — рассказывает мэр наукограда Кольцово Николай Красников. — Вторая дорога пройдет со стороны Восточного объезда. Она тоже сейчас проектируется, к ее реконструкции мы перейдем в ближайшее время». 

Кроме того, есть надежды на расширение дороги, связывающей Академгородок и Кольцово, до четырех полос, с расширением въезда и выезда в Академгородок. 
 
«Мы понимаем, что социальная инфраструктура должна соответствовать высокой планке этого проекта», — отмечает Николай Красников. 

В каждом районе Кольцова в год сдается по одному детскому саду, появились новая школа, бассейн, в сентябре будут сданы ледовый дворец и универсальный физкультурно-оздоровительный комплекс. Планируется построить также культурный центр, который, помимо прочего, будет выполнять функции конгресс-холла, сделать гостиничный комплекс, обустроить общественные пространства. 
 
Анастасия Федотова, Диана Хомякова 
Первый выпускник специальной магистерской программы уже работает в проектном офисе СКИФа
Валерий Бухтияров по-новому расшифровал аббревиатуру СКИФ
Синхротрон "СКИФ": что уже сделано на месте строительства (Новосибирск).
Представлены промежуточные итоги реализации дорожной карты ЦКП СКИФ
Сформирован генеральный план размещения объектов ЦКП "СКИФ" на площадке
Средства на создание оборудования для проекта "СКИФ" могут поступить до конца года
Представлены промежуточные итоги реализации дорожной карты ЦКП СКИФ
Под сибирский синхротрон выделили больше места
Синхротрон "на дорожных ветрах": названы первые итоги работ по флагманскому проекту "Академгородка 2.0"
Синхротрон "на дорожных ветрах": названы первые итоги работ по флагманскому проекту "Академгородка 2.0"
Сформирован генплан "СКИФ"а