Яндекс.Метрика

Уникальную экосистему Байкала и то, как влияет на нее человек, изучают не только российские ученые. Священное море будоражит умы иностранных деятелей науки. Убедитесь в этом в очередном выпуске рубрики "Про нас".

В иркутском нерпинарии переполох. Знакомиться с байкальским эндемиком приехал иностранный гость. Ученый из Японии хочет доказать, что тюлень не ест омуль и не виноват в сокращении рыбной популяции. Юки Ватанабе уже побывал на Байкале в районе Ушканьих островов. Где вместе с коллегами из Иркутска прикрепил к спинам нескольких нерп миниатюрные камеры, которые запечатлели, что едят животные.

ЮКИ ВАТАНАБЕ, профессор Национального института полярных исследований Японии: "Раньше традиционно считалось, что байкальские тюлени питаются в основном рыбой, но у меня возникло предположение, что они питаются не только рыбой, а также амфиподами, то есть рачками. Если эта гипотеза подтвердится, то это будет очень интересно, потому что это будут единственные тюлени, которые едят именно амфипод".

Изучить пищевое поведение байкальских тюленей с помощью камер мировое научное сообщество пытается давно. Приборы разрабатывают и в Англии, и в Америке. Но именно техника японцев оказалась более совершенной и позволила установить, что нерпа питается рачком не только на поверхности воды, но и ныряет за добычей в глубины озера. По сути, охотится.

ЕВГЕНИЙ БАРАНОВ, директор иркутского нерпинария: "От самого дня в ночное время он поднимается наверх. Там живет некоторое время, и буквально с первыми фотонами солнца он опускается вниз. И, по данным, нерпа делает то же самое. Она следит за ним".

Сам байкальский рачок тоже активно исследуют. И как в случае с нерпой - в тесном сотрудничестве с иностранными коллегами.

В 2016 году иркутские биологи вместе с коллегами из финского университета Оулу впервые показали возможность прижизненного изучения состояния организма на примере байкальских рачков. Раньше, чтобы увидеть изменения у крохотных обитателей планеты, их необходимо было умертвить. Предложенная методика позволяет не только сохранить жизнь, но и не вредит животным.

Как вредит Байкалу человек? В поисках ответа на этот вопрос - изучении антропогенного воздействия на озеро - у местных деятелей науки много помощников. Сотрудничество позволяет использовать для исследований различные методики.

Так, ученые из иркутского института геохимии СО РАН вместе с коллегами из Норвегии изучают токсины, попадающие в экосистему Байкала.

МИХАИЛ ПАСТУХОВ, кандидат биологических наук, ст. научный сотрудник ИГХ СО РАН: "В первую очередь, это тяжелые металлы - кадмий, свинец. Ну, и в том числе помимо металлов и мышьяк, который связан с поступлением именно антропогена. Ну, в частности и с топливом, которое разливается из кораблей".

Последнее давно вызывает серьезное беспокойство. На Байкале нет системы, которая бы отслеживала движение судов. Решить проблему вызвались сотрудники политехнического университета из Китая. Они предложили свою разработку: датчики для каждого корабля, откуда информация будет стекаться в единый центр.

ИГОРЬ БЫЧКОВ, академик РАН, научный руководитель ИНЦ СО РАН: "Если судно находится без такого маячка, то, соответственно, оно не включено в реестр, и его можно при необходимости задерживать. Если вдруг случается какое-то экологическое происшествие - слив подсланевых вод или утечка горючего - можно определить, какие суда в это время были в этом районе".

Поближе с системой иркутяне познакомятся в сентябре. И решат, когда и как внедрять ее на Байкале, который уже давно место притяжения не только для обывателей, но и великих умов со всего света.

Про нас: Байкал - точка притяжения иностранных учёных