13 июля 2018 года Совет Федерации одобрил принятые накануне Госдумой поправки в закон "о Российской академии наук". Осталось дождаться подписи президента, но тут проблем возникнуть не должно, поскольку эти поправки он сам вносил в Госдуму.
Казалось
бы, академики могут выдохнуть с облегчением: основные пожелания учтены,
полномочия РАН расширены. Но осадок от процесса принятия поправок все
равно остался. Да и построение системы управления научными
исследованиями вовсе не ограничивается расширением полномочий "штаба
науки".
Что последует за расширением сферы деятельности Академии
наук? О планируемом введении аттестации научных работников, испорченном
отпуске академиков и анонимных поправках в закон о РАН читайте в
материале profiok.com.
Полномочия РАН: что изменилось?
Как
сообщалось ранее, целью внесения президентских поправок в действующий
закон о РАН №253-ФЗ было усиление роли академии в реализации
государственной политики в сфере науки.
После принятия этих
поправок в обязанности РАН вменено прогнозирование основных направлений
научно-технологического и социально-экономического развития России.
Прогнозы будут передаваться в органы государственной власти для учета в
работе.
Академия также будет осуществлять методическое
руководство научной деятельностью вузов и научных организаций, а также
займется популяризацией достижений науки и техники, пропагандой научных
знаний и реализацией программ поддержки детского и юношеского
научно-технического творчества. Кроме того, РАН будет ежегодно
докладывать президенту и правительству о том, как идет реализация
государственной научно-технической политики, а также о достижениях
отечественных ученых.
Отныне академия становится координатором
научных исследований, в том числе реализуемых в сфере ОПК в интересах
обороны страны и безопасности государства. РАН сможет выступать
заказчиком фундаментальных и поисковых научных исследований за счет
бюджетных средств. Академия разработает программу фундаментальных
научных исследований и представит ее в правительство, а затем будет
координировать работы, проводимые в рамках этой программы.
Помимо
этого, РАН займется "научной дипломатией": будет укреплять
международное сотрудничество в сфере науки и развивать научные связи с
различными зарубежными структурами. Правда, о международных контактах,
мероприятиях и совместных научных проектах с зарубежными коллегами
необходимо будет проинформировать МИД.
Наконец, академики
получили право согласовывать реорганизацию и ликвидацию научных
организаций, кроме тех структур, которые подчиняются лично президенту.
Утверждать такие решения будет министерство науки и высшего образования.
"РАН
в значительной степени становится заказчиком всех фундаментальных
исследований в стране. У нас появляются полномочия по восстановлению
научно-технического задела в оборонной области. Конечно, важно и то, что
РАН получает большие полномочия по осуществлению научной дипломатии", -
цитирует ТАСС президента РАН Александра Сергеева.
Поправки к
поправкам?
О поиске консенсуса Казалось бы, куда проще: президент
встретился с учеными, подумал и внес в Госдуму предложения по изменению
закона о РАН. Многие рассчитывали, что они тут же будут приняты. Но
события развивались не менее странно, чем проходили годом ранее выборы
президента академии.
Перед вторым чтением законопроекта
поступили поправки из правительства. Внимательные академики тотчас
забили тревогу: в президентских формулировках изменилось слово, в корне
трансформирующее саму концепцию. Если до этого в законопроекте
значилось, что РАН имеет право согласовывать предложения по
реорганизации или ликвидации научных учреждений, то в свежей версии по
предложению кабмина слово "согласовывать" заменили на "рассматривать".
Что
интересно, конкретный автор этой поправки неизвестен, как до сих пор не
назван автор идеи реформы РАН, начатой в 2013 году. Многие члены
научного сообщества склонны связывать эти события и констатировать, что
лица, предпочитающие сохранять инкогнито, действуют весьма
последовательно.
Дело в том, что не так давно была сделана
попытка провести аттестацию научных институтов. По результатам этой
аттестации институты разбили на несколько категорий. И хотя глава РАН
Александр Сергеев много раз повторял, что аттестация проведена не очень
удачно, критерии оценки проработаны не до конца, а значит, ни о каком
закрытии институтов, получивших низкую оценку, речь не идет, ученые не
очень-то верят в безоблачное будущее. И тут появляется это исправление,
по сути лишающее РАН права вето на решения о ликвидации институтов. Если
бы его приняли, министерство науки смогло бы молча закрыть десятки
научных организаций, добившись тем самым сиюминутной, но существенной
экономии средств. И именно к такому развитию событий, по мнению научного
сообщества, все и двигалось. А как же провозглашенный много лет назад
принцип "двух ключей"? И по какому праву правительство пытается внести
исправления в текст, предложенный президентом?
Поднялся шум.
Профсоюз работников РАН выступил с официальным протестным заявлением.
Так называемый "Клуб 1 июля", созданный в 2013 году и объединивший
академиков, не согласных с начавшейся реформой РАН, также заявил о
"недопустимости блокировки президентских поправок к закону о РАН".
Интернет
запестрил заголовками о грядущих похоронах науки в целом и РАН в
заявил заявил "Независимой газете" академик Сергей Стишов.
Ученых
поддержал профильный комитет Госдумы. "С президентом была согласована
форма, согласно которой Академия наук должна была эти вопросы
согласовывать, - подчеркнул глава думского комитета по образованию и
науке Вячеслав Никонов. - Поправки правительства ко второму чтению
законопроекта вызвали критический настрой в нашем комитете и в правовом
управлении Госдумы. Мы предлагаем принимать эти поправки не в редакции
Правительства, а в редакции комитета".
После многочисленных
обсуждений и консультаций академиков с аппаратом президента, кабмином и
парламентариями, включая встречу Александра Сергеева с председателем
Госдумы Вячеславом Володиным, консенсус все же был найден. Этот пункт
изложен, можно сказать, в президентской редакции. РАН не будет иметь
права вето только на изменения в структурах, находящихся в прямом
подчинении президенту.
По сравнению с этой серьезной "поправкой к
поправкам", остальные изменения были сочтены косметическими и никаких
возражений не вызвали. Например, из первоначальной редакции убраны слова
о том, что популяризация достижений науки должна проводиться для детей и
молодежи: теперь эта деятельность будет направлена на всех граждан
независимо от их возраста. Или, к примеру, ежегодный доклад РАН будет
посвящен не только реализации госполитики в сфере научной деятельности,
но и достижениям российских ученых, полученным за последнее время.
На
брифинге 11 июля, прошедшем после принятия Госдумой поправок в третьем
чтении, Александр Сергеев сказал журналистам, что академики "в целом
удовлетворены" принятым законом.
Каникулы откладываются!
Члены РАН мечтают о создании в академии вычислительного центра для суперкомпьютерных вычислений, но первый замминистра науки и высшего образования Геннадий Трубников уже прямо заявлял, что суперкомпьютеры проще создавать «вскладчину» на базе межведомственных научно-образовательных центров. Поясним, что «научно-образовательные центры мирового уровня» в количестве «не менее 15» штук обозначены в майском указе, создаваться они будут за счёт интеграции университетов, научных организаций и предприятий реального сектора.
РАН: полномочия расширены, но праздновать раноЦЭРС ИНЭС (profiok.com), 18.07.2018