Преобразование
подведомственных ФАНО России ФГУПов в бюджетные учреждения несет риск
снижения доходов федерального бюджета. Таковы данные проверки,
проведенной Счетной палатой РФ.
В 2014-2017 гг. количество
подведомственных ФАНО России ФГУП сократилось на 17 единиц со 184 до
167, из которых восемь ФГУП реорганизовано в форме преобразования в
ФГБУ. Планируется к преобразованию еще 43 ФГУП.
Процесс массовой
реорганизации ФГУП путем их преобразования в ФГБУ с дальнейшим
присоединением к научным центрам означает вовлечение в состав научных
организаций не ведущих научную деятельность коммерческих организаций -
ФГУП - путем полной интеграции не предназначенного для ведения научной
деятельности имущества.
Если опытно-производственные хозяйства,
объединяемые в составе научных центров, действительно, в незначительных
объемах осуществляют научное обслуживание, то ФГУП, основным видом
деятельности является предоставление эксплуатационных,
коммунально-бытовых и иных услуг на конкурентных рынках.
Находясь
в системе научных организаций, ФГУП выполняют совсем не свойственные
унитарным предприятиям функции: например, функции по размещению органов
власти и государственных организаций, что является исключительным
полномочием Росимущества.
ФГУП, имеющие наиболее высокие
показатели чистой прибыли и, соответственно, крупнейшие плательщики
данного вида дохода в федеральный бюджет либо уже преобразованы в ФГБУ,
либо планируются к преобразованию.
Совокупная чистая прибыль
планируемых к преобразованию ФГУП в 2015 г. составляла 51%, в 2016 г. -
69% всей чистой прибыли подведомственных ФАНО России ФГУП.
В
финансовом результате 2015 г. (последний год перед запущенной ФАНО
России массовой реорганизацией) совокупная чистая прибыль ФГУП,
участвующих в ней, составляла 2,3 млрд рублей, или 85%. В сопоставимом
объеме по завершении реорганизационных процессов будут снижены и доходы
федерального бюджета.
Помимо выпадающих доходов федерального
бюджета, это несет и риски увеличения расходов федерального бюджета в
связи с повышением объемов финансирования государственного задания
подведомственных ФАНО России учреждений.
Помимо перечисленных
аргументов, инициированная и реализуемая ФАНО России массовая
реорганизация подведомственных ФГУП в бюджетные учреждения не
соответствует задаче планомерного сокращения участия государства в
экономике.
Счетная палата РФ направит представления в ФАНО
России, обращение в Генеральную прокуратуру РФ, информационные письма в
правительство и в ФАС, а также отчеты - в палаты Федерального Собрания.
Как
сообщало ИА REGNUM, ранее Счетная палата РФ выявила нарушения в работе
Российского научного фонда. В ходе проверки выяснилось, что место и роль
Российский научный фонд (РНФ) в сложившейся системе государственной
поддержки фундаментальных и поисковых научных исследований определены
недостаточно четко.
Преобразование подведомственных ФАНО ФГУПов - риск для бюджета: СП РФИА Regnum, 14.09.2017