Яндекс.Метрика

Школа лидеров Президентской программы исследовательских проектов «Наука побеждать» прошла на площадке Сколковского института науки и технологий 27-28 октября.

Андрей Фурсенко, Александр Хлунов, Сергей Матвеев встретились с победителями конкурса РНФ по поддержке исследований научных групп под руководством молодых ученых, чтобы обсудить роль нового поколения исследователей в ответе на «большие вызовы» Стратегии научно-технологического развития России, транслировать молодым ученым методики и инструменты организации исследовательской деятельности, а также рассказать о специфике работы по грантам РНФ.

Более 80 победителей Президентской программы исследовательских проектов приняли участие в Школе научных лидеров «Наука побеждать», организаторами которой выступили Фонд «Сколково», Открытый университет Сколково, Российский научный фонд и Сколковский институт науки и технологий. Участников поприветствовали проректор Сколтеха Руперт Герцер, заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике Денис Секиринский, директор ОтУС Екатерина Морозова.

«Президентская программа исследовательских проектов – один из первых инструментов реализации Стратегии научно-технологического развития России, утвержденной Президентом в прошлом году, в части поддержки молодых ученых, их карьерного и личностного пути. В ближайшие два-три года ваши исследовательские группы будут решать научные проблемы не только в рамках своих организаций, но и станут частью магистральных направлений, связанных с поиском ответов на вопросы, которые сформулированы в Стратегии», – сообщил Денис Секиринский.

Кем быть: исследователем, предпринимателем или организатором?

Одну из главных тем Школы сформулировали на сессии «Глобальный исследовательский контекст. Роль ученого в современном мире». Вице-президент Фонда «ЦСР» Владимир Княгинин в разговоре со Станиславом Смирновым, одним из инициаторов Президентской программы РНФ, лауреатом Филдсовской премии, обозначил три ключевые траектории развития ученого: фундаментальные исследования, прикладные разработки и административная деятельность. По мнению Смирнова, прикладная наука делает жизнь общества комфортнее, но настоящие прорывы дает только фундаментальная.

«Прикладная наука улучшает нашу жизнь, а фундаментальная наука указывает, куда развиваться обществу, причем они органично взаимодействуют, – уверен Станислав Смирнов. – Максвелл в свое время установил, что, если магнитное поле меняется, то возникает вихревое электрическое поле. Максвелл начал писать уравнения по этим наблюдениям и заметил, что первые два симметричны, а третье уравнение – нет. Он написал симметричное уравнение и проверил его действие в лаборатории. Таким образом, ученые, как правило, начинают с фундаментальной идеи, что мир вокруг нас симметричен и красив, но эта идея в конечном счете имеет практическое значение».

О синергии представителей фундаментальной и прикладной наук говорил директор Департамента науки Минобрнауки РФ Сергей Матвеев.

«В России ресурсов достаточно много, а людей мало, – отмечает Матвеев. – Чтобы обеспечить научно-технологическое развитие – получить новые продукты, товары, услуги, отвечающие на большие вызовы – нам нужно иметь много разных людей, которые вовлечены в интеллектуальную деятельность. Речь идет о том, что кроме ученых должны быть инженеры, должны быть предприниматели. Корень всего – это люди, которые готовы выходить за рамки известных законов. Таких людей в принципе мало, и это означает, что все перечисленные карьерные пути – ученый, инженер, предприниматель – в принципе равнозначны. Более того, вы можете между ними «бегать». И когда мы говорим о Стратегии научно-технологического развития, мы говорим о приоритетах, на которых надо сконцентрироваться: персонализированная медицина, безопасные продукты питания, транспортные системы, которые позволяют осваивать ресурсы и территорию. Эти приоритеты нужны для того, чтобы то небольшое количество людей, которое может получить новые знания и применять их для решения задач, могло на чем-то сконцентрироваться».

По его словам, для того, чтобы добиться технологических изменений в этой сфере, необходима большая масса исследователей. Если в этой массе кого-то не хватает, например, инженеров, то система не соберется и никакого развития не будет. Если критическая масса не набирается, требуется вначале усилить коммуникационные связи участников системы: обмениваться научными, технологическими, инженерными идеями, чтобы перейти от числа людей к количеству взаимосвязей. В дальнейшем когда эти люди начинают работать, необходимо, чтобы нормативное, техническое и налоговое регулирование позволило бы вывести продукт на рынок, что является непростой задачей.

«Я бы пожелал вам выбирать траекторию фундаментальной науки»

На протяжении дня участники и спикеры Школы говорили также о взаимодействии государства с научным сообществом, «нефинансовых» барьерах в проведении исследований.

«Мы постоянно меняем руководителей организаций, но самое главное – законодательное поле – не меняется, – сказал генеральный директор РНФ Александр Хлунов в рамках сессии «Инструменты государственной поддержки научных исследований: Российский научный фонд».

Александр Хлунов посоветовал победителям Президентской программы осмысленно относиться к построению карьеры в науке.

«Я бы пожелал вам выбирать траекторию фундаментальной науки, а мы будем и дальше стараться вас поддерживать и создавать комфортные условия для работы. Но при этом вам, как лидерам, важно помнить, что наука должна разговаривать с обществом, показывать востребованные результаты и уметь донести до людей значимость своих исследований», – подчеркнул Хлунов.

Генеральному директору РНФ задавали вопросы о процедуре рассмотрения заявок на гранты, о финансировании научных групп и комплексных программ, а также о тематических областях исследований, которые стали актуальны в последние годы. По словам Александра Хлунова, несмотря на то, что российская наука все еще базируется на наследии оборонного комплекса страны и традиционно "сильными" остаются физика и химия, РНФ в рамках своей деятельности наблюдает изменения в приоритетах грантополучателей. Акценты смещаются в сторону наук о жизни: вперед выходит биология, постепенно возрастает роль медицины и биотехнологий.

Тему карьерных стратегий в современной науке продолжили на панельной дискуссии «СНТР: поле возможностей для молодых исследователей и организаторов науки. Карьерные стратегии в современной науке». В ней приняли участие: Валентин Анаников, член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией металлокомплексных и наноразмерных катализаторов ФГБУН Институт органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН, Ваге Таамазян, сооснователь компании «Тардис», Андрей Байков, кандидат политических наук, проректор по магистерским и международным программам Московского государственного института международных отношений МИД России, Никита Родиченко, основатель и технический директор компании «Цуру Роботикс», и Анна Щербина, проректор РХТУ им. Д.И. Менделеева.

«Если бы мне раньше сказали, что российским молодым ученым будут давать такие весомые гранты, я бы не проверил. Однако благодаря Российскому научному фонду, который я считаю самым динамично развивающимся фондом в стране, это случилось, – уверен Валентин Анаников. – Вы уже много добились, но готовы ли вы побеждать? Первое, что необходимо для этого сделать, – это четко определиться с целью. Какие цели вы будете преследовать в ближайшие годы? Я пришел в аспирантуру Института органической химии и поставил перед собой цель создать лучшую в мире лабораторию в своей области, и с 1996 года я иду к этой цели. Конечно, теперь я понимаю, что нет четкого определения самой лучшей в мире лаборатории. Однако, создать лабораторию, которая будет работать на современном международном уровне – цель вполне достойная.

Второй вопрос – это выбор средств для достижения цели. В Стратегии написано, что российская наука неэффективна. Прежде всего в достижении показателей публикационной активности, цитируемости и практической реализации результатов. Сможете ли вы выстроить свою работу так, чтобы она стала эффективной? Об этом необходимо задуматься в самом начале выполнения научного проекта и сформулировать для себя четкий план. Чтобы быть эффективным, нужно приносить результат.

И, наконец, третий вопрос – готовы ли вы преодолеть трудности?

Трудностей в работе будет очень много, это длительные поставки приборов и реактивов,  проблемы с оборудованием современных лабораторий, бюрокатические сложности, которые есть в работе любой организации, и многое другое. Однако, даже в самом худшем стечении обстоятельств надо добиваться поставленной цели и выполнять проект. Вам удалось получить грант в первый раз, но во второй раз гранты получат только самые успешные из вас».

Кроме того, Валентин Анаников подчеркнул, что грант дает руководителю возможность рассчитывать на поддержку со стороны своей организации.

«Вы получили грант, а это значит, что вы являетесь «самым главным» научным человеком в своем институте или вузе. Бухгалтерия, отдел закупок и другие подразделения должны помогать вам достигать ваших результатов, как это делают РНФ и Минобрнауки. Вам дали престижный грант для молодых ученых нашей страны, и теперь результат зависит от вас самих».

Откуда ждать поддержки?

В завершение первого дня Школы состоялась встреча с Андреем Фурсенко, помощником Президента России, председателем попечительского совета РНФ. Участники спрашивали, каким должен быть молодой ученый, как снизить преподавательскую нагрузку в вузах, стоит ли создавать программы для женщин в науке, и почему заработная плата российского ученого продолжает оставаться низкой.

«В зарубежном вузе ученому ненамного проще получить постоянную позицию и хороший грант, чем в российском, – рассказал Андрей Фурсенко. – Я согласен с тезисом, что наука и образование у нас должны финансироваться лучше, но тем не менее, хочу отметить, что одновременно с этим необходимо повышать средний уровень исследований. К примеру, ранее мы повысили заработную плату учителей, но стали ли они учить лучше? Давайте осуществлять встречное движение. В этом смысле показательна система поддержки Российского научного фонда. Грант РНФ поддерживает как раз тех ученых, кто не только держит высокий уровень своих исследований, но и повышает его».

Коммерциализировать разработки

Второй день Школы был посвящен инструментам поддержки ученых, вопросам коммерциализации их разработок и необходимости взаимодействия с обществом. Кроме того, представители Российского научного фонда поговорили с участниками о самом важном для молодых грантополучателей – финансовых аспектах реализации грантов.

Темой дня стали вопросы планирования, управления и продвижения исследовательского проекта. Заместитель генерального директора Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Павел Гудков, руководитель департамента по науке и образованию Фонда «Сколково» Александр Фертман и руководитель управления внешних связей ФПИ Александр Щеглов презентовали программы своих фондов по поддержке инновационных проектов и рассказали об особенностях взаимодействия с ними.

«Наш Фонд так же, как РНФ, осуществляет грантовую поддержку высокотехнологичных разработок. Однако, наше финансирование направлено на проекты с перспективами коммерциализации. Вложенные нами деньги должны вернуться в течение 3-5 лет в бюджет за счёт налогов», – пояснил Павел Гудков.

Тема коммерциализации научного результата продолжилась во время вечерней дискуссии, в которой участвовали: советник ректора РХТУ им. Д.И. Менделеева, д.м.н. Алексей Сазонов, заместитель директора по инновационной работе ФИЦ Биотехнологии РАН Эльчин Садыхов и директор ООО «Научно-технический центр Татнефть» Александр Миних, ученый секретарь Института системного программирования РАН Николай Пакулин и Александр Фертман. Спикеры дали участникам Школы представление о способах и форматах взаимодействия науки и промышленности, подводных камнях такого взаимодействия и объяснили, почему не любой результат исследований можно передать в индустрию.

Молодые ученые рассказали о проблемах науки

На протяжении двух дней проведения Школы «Наука побеждать» проходила практическая сессия «Междисциплинарные исследования для реализации СНТР». В формате деловой игры участники создавали неформальные коллективы для поиска возможных путей кооперации при дальнейшей работе над созданием лаборатории или исследовательского центра, над поиском решений для больших вызовов Стратегии научно-технологического развития России, а также сформировали пул идей и барьерах на пути решения своих задач и способов их преодоления.

Участники отмечали, что ученому при проведении исследований необходимо учитывать социальный заказ, менять систему образования или самообразования для того чтобы знать, что происходит в других областях науки, быть готовым применять методы из разных областей и не бояться ставить большие задачи. Для развития своих навыков управления проектами требуется не только иметь высшее образование и заниматься самообразованием, но и повышать квалификацию, обмениваться опытом, развивать лидерские качества благодаря тренингам, проводить тимбилдинг и добиваться прозрачности своей работы. Что касается программ мобильности молодых ученых, то здесь, по мнению участников Школы, не хватает инфраструктуры и финансирования. А существующие программы необходимо расширять: давать гранты на переезды, стимулировать вузы к организации специальной инфраструктуры и информировать ученых о подобных возможностях.

Как и зачем нужно говорить с обществом?

Кроме того, молодые ученые подняли вопросы закупок, эффективного управления парком оборудования, оптимальных путей поиска коллабораций, открытых данных и популяризации науки. К слову, последней теме на Школе было уделено отдельное внимание в рамках панельной дискуссии «О чем забывают ученые – Scientific Dissemination». Ее спикерами стали: руководитель отдела «Наука» РИА Новости Анна Урманцева, заместитель главного редактора портала Indicator.Ru Яна Хлюстова и директор Фестиваля науки "Nauka 0+" Леонид Гусев. Они обсудили задачи научной коммуникации и популярного представления научных результатов, существующие инструменты популяризации и дали практические рекомендации о презентации результатов фундаментальных исследований.

Сессию открыла руководитель отдела по связям с общественностью Российского научного фонда Мария Михалева. Что нужно сделать, чтобы результаты исследований оказались в ведущих средствах массовой информации? Если в рамках исследования, поддержанного РНФ, недавно была принята к публикации или опубликована статья в престижном научном журнале, то эта статья может стать новостным поводом для СМИ. Для того чтобы стать героем публикации, достаточно рассказать о своем достижении, заполнив простую форму. Полученная информация будет передана научным журналистам ведущих СМИ, которым интересно писать про российскую науку.

«Мы стараемся объяснить ваши исследования простыми словами, упуская в заголовках такие термины, как ингибитор или галогенизированные, – рассказывает о специфике своей работы Анна Урманцева. – Я прошу относиться к этому спокойно. Такая ситуация похожа на историю с квадрокоптером: когда мы поднимаемся над землей, чтобы посмотреть на что-то сверху, у нас размываются некоторые дома и улицы. Точно так же происходит и с вашими проектами: если мы уходим на сторону популяризации, мы будем говорить о них в более общим аспекте».

По словам Яны Хлюстовой, российские ученые довольно часто отказываются давать комментарий к новости, поскольку они либо не имеют времени на общение с журналистами, либо опасаются искажения их слов, либо исследования ученых настолько фундаментальны и сложны, что не требуют широкого освещения.

«Частично мы понимаем такую аргументацию, поскольку сейчас в интернете нередко можно найти новости с «желтыми» заголовками. Однако, несмотря на наличие таких новостей, зарубежные исследователи уделяют много внимания популяризации науки и не бояться рассказывать о своей работе простым языком. В России популяризацией занимаются пресс-службы научных фондов, вузов и научных институтов, что подразумевает высокое качество выпускаемых новостей», – подчеркнул спикер.

Другим аргументом в пользу занятий популяризацией становится, по мнению Хлюстовой, возможность презентации разработок ученых для потенциальных партнеров. Портал Indicator.Ru представил примеры успешного взаимодействия науки и бизнеса.

По мнению участников Школы, наиболее практико-ориентированной сессией стала встреча с начальником отдела организации конкурсов Российского научного фонда Игорем Проценко «Выполнение проекта по гранту РНФ – обязательные требования и подводные камни». Проценко рассказал об особенностях работы с грантами Фонда и отчетами по ним, сделав акцент на вопросе целевого использования средств (видеозапись лекции будет размещена на сайте Фонда – прим. ред. сайта rscf.ru).

Школа научных лидеров «Наука побеждать» состоялась 27-28 октября, ее организаторами выступили Фонд «Сколково», Открытый университет Сколково, Российский научный фонд и Сколковский институт науки и технологий. Участниками Школы стали победители конкурса РНФ по поддержке исследований научных групп под руководством молодых ученых. Более 80 человек встретились с представителями государства и индустрии, чтобы обсудить роль нового поколения исследователей в ответе на «большие вызовы» Стратегии научно-технологического развития России, транслировать молодым ученым методики и инструменты организации исследовательской деятельности, а также изучить специфику работы по грантам РНФ.