Яндекс.Метрика

С 18 по 25 июля мы организуем по линии образовательного центра «ТУБСААНА» первый паломнический тур «По следам забытых предков». Во время этого тура будет организовано посещение памятных исторических мест Республики Хакасия. Цель тура – развитие культурных связей с братскими народами Сибири. Срок – 7 дней. Состав группы – 7 человек. Отбор участников тура по итогам предварительного собеседования. По вопросам участия в туре обращаться ко мне по ватсап 8-914-287-25-17.

В дальнейшем в августе-сентября мы планируем организацию ещё нескольких таких паломнических туров в Хакасию.

 


На месте в Хакасии участников тура встретят наши давние друзья, Сергей и Любовь Чарковы.

Сергея Чарков, известный народный певец, солист фольклорных ансамблей «Жарки», «Улгер», «Сабчылар», талантливый исполнитель-чатханист, мастер по изготовлению хакасских народных инструментов и шаманских бубнов.

У С.Чаркова интересная родословная. Он потомок последнего правителя независимой Хакасии XVII века, знаменитого Иренака Ишеева (Иреняка, Ернака), князя (бека) Алтысарского улуса енисейских кыргызов, третьего сына кыргызского князя Ишея, внука Номчи.

При поддержке джунгарских правителей Сенге, Галдана князь Иренак сумел объединить под своей властью все кыргызские княжества и надолго приостановил продвижение русских в Южную Сибирь.

Жена С.Чаркова, наша землячка, саха Любовь Чаркова, в девичестве Сидорова, уроженка Нюрбинского улуса. У них трое детей.

Во время этого паломнического тура планируется посетить памятные, знаковые места Хакасии.

 


В их числе памятник «Улуг хуртуях тас» в долине р. Абакан, в местности Хамхазы, к которому ежегодно совершали моления обитатели аскизских степей, дабы не прервался род человеческий, ибо она охраняла жизненную силу хакасских племен. Почитание изваяния «Хуртуях-тас» связано с почитанием древнего женского божества Умай.

 


Планируется также посещение в Усть-Абаканском районе знаменитых царских Салбыкских курганов и Уйбатского древнего воинского пантеона Чатаа Таз.

Особое место среди погребальных комплексов Хакасии занимают памятники тагарской (скифской) культуры – величественные курганы, относящиеся к I тыс. до н.э. Их уникальность заключается в том, что из – за особенностей местного климата они во время раскопок находились, практически, в том же состоянии, что и при их создании.

 


В «долине царей» – Салбыкском урочище, в радиусе 5 км насчитывается более 50 громадных курганов. Сегодня, благодаря раскопкам Большого Салбыкского кургана, известно, что в этом урочище тагарцы хоронили вождей и других особо важных людей.

Большой Салбыкский курган расположен в урочище Салбык, в Долине царей, к югу от Батенёвского кряжа в 60 км к северо-западу от Абакана на территории Усть-Абаканского района Республики Хакасия.

Он был раскопан в 1954—1956 годах экспедицией Института истории материальной культуры и Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, под руководством С. В. Киселёва.

В 1992, 1994, 1996, 1998, 2008 и 2010 годах Саяно-Алтайской археологической экспедицией Государственного Эрмитажа под руководством Л. С. Марсадолова проводились комплексные археологические и астроархеологические исследования Большого Салбыкского кургана и Долины царей в Хакасии.

Высота насыпи кургана до раскопок — 11,5 м, длина стены каменной ограды — 71 м. Земляная насыпь первоначально достигала высоты ок. 21 м. К моменту раскопок насыпь сильно оплыла, однако сохранила геометрическую правильность формы, благодаря тому, что «облицовка» кургана была сложена из дерновых пластов с прослойкой из тонкоотмученного глинистого материала. В западной части насыпи имелась яма диаметром до 19 м и глубиной до 5 м — следы грабительских раскопок XVIII века.

В Салбыкской степи в радиусе около 5 км расположено 56 курганов, 5 из которых лишь немногим меньше Большого, а высота остальных составляет 4—6 м. Характерной особенностью для Салбыкской группы курганов является пирамидальная форма насыпи, что особенно хорошо заметно в утренние и вечерние часы.

Впервые описание Большого Салбыкского кургана было составлено в 1739 году российским учёным и путешественником Г.Ф.Миллером во время «Первой академической экспедиции» 1733—1743 годов. В 2010 году вышла книга «Большой Салбыкский курган в Хакасии», в которой подведены итоги исследований экспедиций С. В. Киселёва и Л. С. Марсадолова.

Уйбатский чаатас — могильник в 6 км к юго-востоку от станции Уйбат. Погребения датируются временем от III в. до н. э. до VII—VIII вв. н. э. Наиболее древние определены как относящиеся к тагарской культуре. Большинство принадлежат к таштыкской культуре. При археологических раскопках 1936 и 1938 (С. В. Киселев, Евтюхова Л. А. и др.) в погребениях таштыкской родоплеменной знати (I в. до н. э. — V в. н. э.) найдены портретные маски погребальные из гипса и терракоты, деревянная резная скульптура и многое др. В курганах енисейских кыргызов VII—VIII вв. эпохи становления у них феодальных отношений обнаружены деревянные резные фигурки баранов, обложенные листовым золотом, серебряный кувшинчик с орхоно-енисейской надписью и др.

 


Также во время этого паломнического тура планируется посетить знаменитый исторический комплекс Сундуки, на самой границе Кемеровской области и Хакасии, в долине реки Белый Июс.

Местные жители с незапамятных времен называют эти горы Сундуки. По бытующим поверьям именно здесь когда-то из глубин холодного безграничного океана поднялась земля – загадочные каменные "сундуки". Вот уже почти двадцать лет здесь работает археологическая экспедиция во главе с сотрудником Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН доктором исторических наук Виталием Ларичевым.

В 70-е годы ХХ века Ларичев изучал древние стоянки в расположенном поблизости селе Малая Сыя. Возраст этих стоянок – 32-34 тысячи лет. Затем Ларичев заинтересовался Сундуками и теперь каждое лето приезжает сюда. Ученый пришел к выводу, что Сундуки, как и знаменитый Стонхендж, являются древней астрономической обсерваторией конца бронзового века.

Сундуки Виталий Ларичев называет "сибирскими пирамидами". Эти горы в древности использовались для наблюдения за звездами.

Профессор Ларичев отмечает: «Сопоставив накопленные за много лет данные наблюдений с астрономическими картами, я берусь утверждать, что здесь, в Сундуках, находится самая древняя в Азии астрономическая обсерватория. Ее возраст около 16 тысяч лет! Древние обитатели долины Белого Июса каждый день наблюдали отсюда за заходом и восходом Солнца и Луны. В строго определенных и отмеченных особым образом местах этой горы проводились наблюдения в дни осеннего и весеннего равноденствий. Ритму "жизни" светил подчинялась вся культово-ритуальная и экономическая жизнь здешних племен».

Особенно интересна центральная гора Сундуков. На ней есть небольшое окошко в горной стене. Вместе с новосибирским астрономом Геннадием Шептуновым Ларичев выяснил, что в определённое время через это окошко можно наблюдать Арктур, ярчайшую звезду северного неба из созвездия Волопаса. Арктур в древности был очень почитаемой звездой, так как являлся навигационным и календарным светилом.

 

(c) Photo by Dmitry Antipov

Центральная гора Сундуков окружена четко различимым искусственным валом. По мнению профессора Ларичев, древние обитатели этих мест считали центральную гору чем-то вроде мировой горы Меру – горы, вокруг которой вращаются все светила. Этот вал должен был отделять мир жрецов от остального мира. Вход за ограду был открыт только для посвященных.

 


В Сундуках есть ещё целый ряд зашифрованных посланий древних. Например, каменная черепаха. Она была изготовлена древними ведунами путем оббивки камня. Узор на верхнем панцире изображал годовой цикл движения Солнца, а на нижнем – фазы Луны.

Или еще одна находка. Символический жезл из бивня мамонта, увитый разветвляющимися спиралями. Каждая спираль состоит из тысяч ямок, сделанных при помощи каменных штампов. В целом, по мнению Ларичева, эта композиция – своеобразный трактат о строении Солнечной системы.

Или неприметная на первый взгляд каменная пластина. На ней аккуратно просверлены три круглых отверстия, образующих треугольник. Ученый считает, что эту пластину использовали при астрономических наблюдениях в качестве измерителя-визира.

Масштабное изучение Сундуков началось после того, как здесь были найдены удивительные наскальные изображения. И прежде всего Белая Лошадь.

 


Этот образ, как считает Виталий Ларичев, символизирует одновременно обновленное Время, декабрьское Солнце и созвездие, которое ныне называется созвездием Льва. Люди каменного века таким образом пытались воплотить в художественных образах свои представления об окружающем мире.

 


По его мнению, в наскальных рисунках, найденных в горе Сундуки, зашифровано подробное повествование об устройстве мифологического космоса. Древние авторы, считает историк, делили мир на три части, или сферы. Прежде всего это верхняя сфера – Небо (зона абстрактных изображений, представляющих, видимо, детали картины звездного неба). Затем средняя сфера – Земля (в ее пределах и проходила жизнь людей, что отражают реалистического вида композиции) и нижняя сфера – Преисподняя (обитель странных звероподобных существ).

 


По мнению Виталия Ларичева, способность просчитывать движение планет и предсказывать солнечные и лунные затмения давала вождям или жрецам как представителям интеллектуальной верхушки общества огромную власть над соплеменниками. Они были избранными, обладателями сокровенных знаний. Астроархеология еще достаточно новая отрасль науки, которая находится в стадии становления. Ее задача – собрать и систематизировать информацию о периодах истории человечества, понять, как рождались первые культово-религиозные системы и какую роль в них играли Солнце, Луна, звезды.

Конгресс астрономических обществ Европы, который проходил в Москве в 2001 году, засвидетельствовал ценность работ экспедиции Ларичева.

И на сегодняшний день практически не осталось сомнений, что Сундуки – это древний астрономический центр, "обиталище звездных богов, великих художников, мудрецов и созерцателей неба".

 

Историческая справка

 

Хакасы (самоназвание тадар, хоорай), устаревшее название минусинские, абаканские (енисейские), ачинские татары (тюрки) – тюркский народ России, проживающий в Южной Сибири на левобережье Хакасско-Минусинской котловины.

Хакасы разделяются на четыре этнографические группы: качинцев (хааш, хаас), сагайцев (са ай), кызыльцев (хызыл) и койбалов (хойбал). Последние почти полностью ассимилировались качинцами.

Антропологически хакасы подразделяются на два типа смешанного происхождения, но в целом относящихся к большой монголоидной расе: уральский (бирюсинцы, кызыльцы, бельтыры, часть сагайцев) и южносибирский (качинцы, степная часть сагайцев, койбалы).

Оба антропологических типа содержат в себе значительные европеоидные признаки и занимают промежуточное положение между европеоидной и монголоидной расами.

Хакасский язык относится к уйгурской группе восточно-хуннской ветви тюркских языков. По другой классификации относится к самостоятельной хакасской (кыргызско-енисейской) группе восточных тюркских языков.

К хакасскому по языку близки кумандинцы, челканцы, тубалары (относятся к западно-тюркской северо-алтайской группе), а также киргизы, алтайцы, телеуты, теленгиты (относятся к западно-тюркской киргизско-кыпчакской группе).

Хакасский язык включает четыре диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский. Современная письменность создана на основе кириллицы.

История

Свою историю хакасы ведут от енисейские кыргызов – древнего тюркского народа, проживавшего в районе Саяно-Алтая, который является предком современных алтайцев, тувинцев и хакасов, и, в свою очередь, восходит корнями к древним динлинам.

Согласно древне-китайским лепописям полулегендарная империя Ся, вступила в борьбу с другими племенами, населявшими территорию Китая в III тысячелетии до н.э. Эти племена назывались жуны и ди (возможно, их следовало бы считать одним народом жун-ди, так как они всегда упоминаются вместе).

Имеются упоминания, что в 2600 г. до н.э. "Желтый император" предпринял против них поход. В китайском фольклоре сохранились отголоски борьбы "черноголовых" предков китайцев с "рыжеволосыми дьяволами". Китайцы выиграли "тысячелетнюю" войну.

Часть побежденных ди (динлинов) была вытеснена на запад в Джунгарию, Восточный Казахстан, Алтай, Минусинскую котловину, где, смешавшись с местным населением стали основателями и носителями Афанасьевской культуры, имевшей, надо сказать, много общего культурой северного Китая.

Динлины населяли Саяно Алтайское нагорье, Минусинскую котловину и Туву. Тип их "характеризуется следующими признаками: рост средний, часто высокий, плотное и крепкое телосложение, продолговатое лицо, цвет кожи белый с румянцем на щеках, белокурые волосы, нос, выдающийся вперед, прямой, часто орлиный, светлые глаза".

Антропологически динлины составляют особую расу. Они имели "резко выступающий нос, сравнительно низкое лицо, низкие глазницы, широкий лоб – все эти признаки говорят о принадлежности их к европейскому стволу. Южносибирский тип динлинов, следует считать протоевропеоидным, близким к кроманьонскому. Однако прямой связи с европейцами динлины не имели, являясь ветвью, отклонившейся еще в палеолите.

Прямыми наследниками афанасьевцев были племена тагарской культуры, дожившей до III в. до н.э. Тагарцы впервые упоминаются в "Исторических записках" Сыма Цяня в связи с подчинением их хуннами в 201 году до н. э. При этом Сыма Цянь описывает тагарцев как европеоидов: "они вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами, черные волосы считаются нехорошим признаком".

В истории хунну имеются пробелы примерно с 1760 года по 820, затем по 304 год до н.э. Известно лишь, что в это время предки хунну, разбитые жунами и китайцами, отступали на север Гоби, где ареал их распространения захватывал и Минусинскую котловину.

Впервые этноним «кыргыз» (в китайской форме «гяньгунь», «цзяньгунь», «гэгунь») упоминается в китайских источниках династии Хань в 201 году до н. э. в перечне названий северных племен и владений, покоренных гуннским (хунну, сюнну) государем Модэ-шаньюем.

В III – I вв.до н.э. владение Гяньгунь (Цзянькунь) «составляло западные пределы хуннов», располагалось «северо-западнее Канцзюй», а смежная страна Динлин находилась «севернее Канцзюй». «Эти выше (названные) три государства, с Цзянькунь в центре, удалены [на запад – В.Б.] от ставки сюннуского шаньюя на реке Аньсишуй [т.е. Восточная Монголия – В.Б.] на 7 тысяч ли, на юге отстоят от Чеши [т.е. Восточный Туркестан – В.Б.] и (других) шести владений в 5 тысяч ли, на юго-западе отстоят от границ Канцзюй на 3 тысячи ли, на западе отстоят от ставки канцзюйского вана в 8 тысяч ли».

Царство Канцзюй (Кангюй) занимало территорию Южного Казахстана и Северного Кыргызстана. В таком случае, владение Гяньгунь располагалось у юго-западных отрогов Алтая. По хакасской мифологии, их древняя прародина находилась в стране Ойрат, где впереди возвышались Алтайские горы, а позади стоял хребет Керим, т.е. также за Алтаем в Джунгарии.

Согласно другому китайскому источнику, государство Гяньгунь лежит «от Хами на запад, от Харашара [Восточный Туркестан – В.Б.] на север, подле Белых гор».

Исходя из письменных данных, можно считать, что в гуннское время гяньгуни проживали южнее Саяно-Алтая, на территории Северо-Западной Монголии и Джунгарии. Впервые данный факт отметил востоковед В.В. Бартольд. Обобщив имеющиеся сведения, он заключил, что первоначальный район обитания гяньгуней должен был располагаться «восточнее земель усуней», в северо-западной Монголии в окрестностях озера Кыргыз-Нур [т.е. Кыргызское озеро – В.Б.].

Вполне вероятно кыргызы расселялись также по берегам оз. Упсу-нур и впадающей в нее р. Тесь. Переселившись в долину Енисея они перенесли с собой географические названия «Упсу» для крупного правого притока Енисея (по-хакасски «Mgcm», по-русски «Туба»), а также более мелких притоков под именем Тесь (левый и правый притоки Енисея, левый приток р. Тубы).

Согласно концепции профессора С.В.Киселева, динлины, относившиеся к европеоидному населению, являлись носителями тагарской культуры, а гяньгуни представляли монголоидов центрально-азиатских степей.

В результате гуннских завоеваний гяньгуни в I в. до н.э. передвинулись из Северо-Западной Монголии в Минусинскую котловину на Енисей. В 99 г. до н.э. минусинские степи были отданы в управление гуннскому наместнику, плененному китайскому полководцу Ли Лину, ставшему в дальнейшем родоначальником местной элиты.

В начале I тыс. н.э., в период таштыкской культуры, гяньгуни «перемешались с динлинами» и в результате ассимиляции динлинов гяньгунями в Минусинской котловине сформировались енисейские кыргызы.

В начале I тысячелетия н.э. места обитания кыргызского этноса располагаются в горно-степных долинах Среднего Енисея. В Y в. н.э. китайские источники сообщали: «Племя цзянькунь (кыргыз) не принадлежит роду волка [т.е. тюркам Тюркского каганата – Б.В.]. Пещера, где родился их предок, находится к северу от гор Цюйманьшань [т.е. Кёгмен – Западные Саяны – В.Б.] (Они) сами рассказывают (о происхождении своего предка), как в глубокой древности, ниспосланный сверху Дух спарился с коровой в этой пещере».

Коровой у тюрков Саяно-Алтая принято называть не только буренок крупного рогатого скота, но и самок лосей, маралов и оленей. В таком случае, миф о происхождении кыргызов напоминает родословную монголов. Как гласил знаменитый литературный памятник «Сокровенное сказание монголов»: «Предком Чингисхана был Борте-Чино [т.е. Серый Волк – В.Б.], родившийся по изволению высшего неба. Супругой его была Гоа-Марал [т.е. Прекрасная Лань]».

К самым архаическим сюжетам фольклора можно отнести мифическое рождение первопредков в пещерах гор. Совершенно очевидно, что если первопредок рода не имел ни отца, ни матери, а сам зародился в недрах данной земли, то это означает лишь то, что его представители являются самыми древними насельниками данной территории, и формирование их происходило именно здесь.

В таком случае предки хакасских сеоков, большая часть которых согласно мифам зародилась в пещерах родовых гор, действительно относятся к древнему автохтонному населению региона. Китайские хроники, таким образом, свидетельствуют, что земли, расположенные севернее Кёгменской черни, т.е. в Минусинской котловине, являются их первоначальной обителью.

В ранних китайских летописях имеется сообщение мифического содержания о Кыргызском государстве, возникшем в междуречье Енисея и Абакана. Предок тюрков по имени Нишиду или Надулу-шад женился на двух девушках, которые «были дочерьми – одна духа Лета, другая – духа Зимы. Первая родила четырех сыновей, один из которых превратился в белого лебедя, другой царствовал между реками Афу-шуй [т.е. «Абыган суг» – Абакан – В.Б.] и Цзянь-шуй [т.е. «Кем суг» – Енисей – В.Б.] под наименованием Цигу (Кыргыз)».

Этот факт, во-первых, свидетельствует о предполагаемом родстве кыргызов и тюрок-ашина Тюркского каганата, а во-вторых, указанное событие могло произойти в V в. н.э., ибо первый тюркский каган Бумын (551 г. н.э.) считался правнуком Надулу-шада. Согласно данным хивинского историка Абул-Гази, у прародителя тюркских племен Угуз-хана «был внук по имени Кыргыз; кыргызы происходят от него».

Таким образом, согласно письменным сведениям, кыргызы имели тюркское происхождение, и их государственность на Енисее образовалась полторы тысячи лет тому назад.

В ранних легендах и преданиях тюрков Южной Сибири кыргызы выступают древними обитателями не только долины Среднего Енисея, но и всего Саяно-Алтайского нагорья. Они проживали здесь якобы в те далекие времена, когда на Саяно-Алтае еще не росли деревья.

Географическое положение Кыргызского государства определяется в танских летописях следующим образом: «Это государство на юге имеет горы Таньмань [т.е. Когмен – Западные Саяны – В.Б.]. … Имеет реку [т.е. Енисей – В.Б.], которая из Хуйгу [т.е. из страны уйгуров, куда входила Тува – В.Б.] течет на север и переходит через горы [Саяны – В.Б.]. Еще говорится: эта страна упирается в западную сторону Темных гор [по-хакасски «Хара сын» – Черный хребет, т.е. Батеневский кряж, являющимся отрогами Кузнецкого Алатау – В.Б.], имеет Золотое море, которое разделяясь, образует две реки. Одна называется Янхэ (река Барана), другая – Цзяньпинцзицзэхэ» (Кюнер. С. 57) Под Золотым морем, вероятно, надо подразумевать Телецкое озеро, известное у хакасов и алтайцев под названием Алтын-кёль, т.е. Золотое озеро, из которого вытекает р. Бия [река Кобылица – В.Б.], а впадает Чулушман. От ставки кыргызского правителя Ажо «на юго-восток до хойхуской [т.е. уйгурской – В.Б.] орды считалось 3 000 ли» или «40 дней пути верблюжьего хода».

Указанные географические данные полностью совпадают с местонахождением Минусинской котловины. Историческая топонимия Саяно-Алтая, в частности гидронимы, позволяют очертить приблизительные границы Кыргызской земли. На юго-западе ее территория ограничивалась рекой Киргиз (по-хакасски «Хыргыс суг» – т.е. кыргызская река) – правым притоком р. Малый Абакан в Западных Саянах, на юге рекой Кургус-сук (по-хакасски «Хыргыс суг») – притоком р. Джой и рекой Кургус-сук (по-хакасски «Хыргыс суг») – правым притоком Енисея в Западных Саянах, на востоке Минусинской котловины рекой Кургусюл (по-хакасски «Хыргыс чул» – букв. кыргызский ручей) – притоком р. Амыл и рекой Киргизюль (по-хакасски «Хыргыс чул») – притоком р. Хабык в Восточных Саянах, на севере рекой Кыргысджул (по-хакасски «Хыргыс чул») – притоком Среднего Чулыма (в районе г. Назаров), на северо-западе рекой Киргизюл (по-хакасски «Хыргыс чул») – притоком р. Сереж и рекой Кургусуюл (по-хакасски «Хыргыс чул») – притоком р. Урюп в отрогах Кузнецкого Алатау.

Очерченные гидронимами границы совпадают с территорией Минусинской котловины, являвшейся метрополией Кыргызского государства.

Енисейские кыргызы были самым северным народом Азии, входившим в зону средневековой культурной ойкумены. Согласно представлениям арабских географов, за пределами страны кыргызов находились земли мифических народов Гог и Магог.

Иногда в арабо-персидской средневековой литературе область «хирхиз» являлась синонимом крайне удаленных пределов земли.

Согласно историческому фольклору хакасов, свое самоназвание кыргызы получили, якобы, от родоначальницы по имени «Хыр хыс» (букв. Седая дева). Среди тянь-шаньских киргизов широко бытует легенда о происхождении их названия от сорока девушек – «кырк кыз».

Легенду о происхождении этнонима от сорока девушек, распространенной на Тянь-Шане, в настоящее время хакасы не помнят. Однако еще в XIII в. ки¬тайская летопись Юань-ши зафиксировала данные местного фольклора о том, что кыргызы Енисея ведут «свое происхождение с тех пор, как сорок девушек земли Хань [т.е. Китая – В.Б.] вступили в брачный союз с мужчина¬ми Усы [т.е. жителями долины р. Уса, правого притока Енисея – В.Б.]. По этому значению (сорок) и назвали свои земли».

Данный сюжет свидетельствует об общих фольклорных традициях енисейских и тянь-шаньских кыргызов, что говорит об их единых истоках.

В 840 году древние кыргызы разгромили Уйгурский каганат и образовали Кыргызский каганат, более 80 лет бывший гегемоном в Центральной Азии. Впоследствии каганат распался на несколько княжеств, сохранявших относительную независимость вплоть до 1207 года, когда были включены Джучи в состав Монгольской империи, где находились с XIII по XV век.

Китайские историографы в более древние времена обозначали кыргызов этнонимами "гэгунь", "гяньгунь", "гегу", а в IХ-X веках (время существования Кыргызского каганата) стали передавать название этноса в форме "хягяс", что, соответствует орхоно-енисейскому "кыргыз". Русские ученые, исследуя этот вопрос, называли этноним "хягяс" в удобной для русского языка форме произношения "хакасс".

В эпоху позднего средневековья племенные группы Хакасско-Минусинской котловины образовали этнополитическое объединение Хонгорай (Хоорай), включавшее четыре княжества-улуса: Алтысарский, Исарский, Алтырский и Тубинский. С 1667 государство Хоорай находилось в вассальной зависимости от Джунгарского ханства, куда в 1703 году была переселена большая часть его населения.

С XVI века началось русское освоение Сибири и в 1675 году на Сосновом острове (на месте сегодняшнего города Абакана) был построен первый в Хакасиирусский острог. Однако окончательно закрепиться здесь России удалось лишь в 1707 году. Присоединение осуществлялось под сильным давлением Петра 1. С июля 1706 по февраль 1707 года он издал три именных указа с требованием основать острог на Абакане и закончить тем самым столетнюю войну по присоединению Хакасии. После присоединения территория Хакасии была административно разделена между четырьмя уездами – Томским, Кузнецким, Ачинским и Красноярским, а с 1822 вошла в состав Енисейской губернии.

С приходом русских хакасы были обращены в христианскую веру, однако еще долгое время верили в могущество шаманов, отдельные ритуалы поклонения духам остались до сих пор. В конце XIX века хакасы подразделялись на пятъ этнических групп: сагайцы, качинцы, кызыльцы, койбалы и бельтыры.

Быт и традиции

Традиционным занятием хакасов было полукочевое скотоводство. Разводились лошади, крупный рогатый скот и овцы, почему хакасы называли себя "трехстадным народом". Значительное место в хозяйстве хакасов (кроме качинцев) занимала охота (мужское занятие). Ко времени присоединения Хакасии к России ручное земледелие было распространено только в подтаежных районах. В XVIII веке основным земледельческим орудием служил абыл – тип кетменя, с конца XVIII – начала XIX века соха – салда. Основной посевной культурой был ячмень, из которого делали талкан. Осенью в сентябре подтаежное население Хакасии выезжало на сбор кедрового ореха (хузук). Весной и в начале лета женщины и дети выходили на промысел съедобных кореньев кандыка и сараны. Сушеные корни мололи на ручных мельницах, из муки делали молочные каши, пекли лепешки и т. д. Занимались выделыванием кож, катанием войлоков, ткачеством, свиванием арканов и т. д. В XVII-XVIII веках хакасы подтаежных районов добывали руду и считались искусными плавильщиками железа. Небольшие плавильные печи (хура) сооружались из глины.

Во главе степных дум стояли беги (пиглер), называемые в официальных документах родоначальниками. Назначение их утверждалось генерал-губернатором Восточной Сибири. Бегу подчинялись чайзаны, стоявшие во главе административных родов. Роды (сеок) – патрилинейные, экзогамные, в XIX веке расселялись дисперсно, но сохранялись родовые культы. Родовая экзогамия стала нарушаться с середины XIX века. Соблюдались обычаи левирата, сорората, избегания.

Афанасий Николаев, кандидат исторических наук (Республика Саха, г. Якутск)

По следам забытых предков. Паломнический тур в Хакасию.