Отходы
Байкальского целлюлозно-бумажного комбината могут начать перерабатывать
на площадке у села Моты Шелеховского района. Об этом заявляет
инициативная группа местных жителей, выступающая против перемещения
шлам-лигнина.
Ее руководитель ссылается на обращение АО "Росгеология", с
которым заключен контракт на переработку отходов, в местную
администрацию с просьбой пересмотреть назначение принадлежащего ему
земельного участка вблизи села. В официальных материалах компании по
проекту, в свою очередь, нет ни слова о перемещении отходов. Зато есть
описание технологий, к которым у специалистов из числа ученых остаются
серьезные нарекания.
С берегов Байкала к берегам Иркута. Таким
путем могут проследовать более 6,2 млн тонн отходов, которые накопились
за почти полвека работы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Об
этом, по крайней мере, на сходе 4 июня заявили жители сел Шаманка и Моты
в Шелеховском районе, входящих в состав Шаманского муниципального
образования. По сведениям жителей, такие планы есть у АО "Росгеология", с
которым правительство Иркутской области в прошлом году заключило
контракт на утилизацию отходов БЦБК. "В Шелеховском районе, вблизи села
Моты, "Росгеологии" принадлежит земельный участок площадью 240 га, -
цитирует пресс-служба районной администрации Ирину Судакову,
руководителя инициативной группы местных жителей, выступившей против
перевозки отходов. - В мае в Шаманскую администрацию поступило обращение
от руководства холдинга с просьбой о переводе земель
сельскохозяйственного назначения в категорию промышленных. Выяснилось,
что "Иркутскгеофизика", которой поручили выполнить рекультивацию отходов
БЦБК, планирует использовать свой земельный участок в Мотах для
открытия производства по переработке шлам-лигнина".
Согласно
публичной кадастровой карте Росреестра, с юга к селу примыкает участок
площадью почти 244,9 га. Он относится к землям сельскохозяйственного
назначения, его разрешено использовать для ведения личного подсобного
хозяйства. При этом с одной стороны участок ограничен речушкой Правой
Подосиновой, а в сотне с небольшим метров с другой стороны протекает
река Верхние Моты. Протяженность обеих не превышает 10 км. По
законодательству водоохранная зона таких рек распространяется на 50 м от
береговой линии. В ее границах, среди прочего, запрещено располагать
объекты размещения отходов производства и потребления, допускаются лишь
проектирование и строительство таких хозяйственных объектов, у которых
есть централизованные системы водоотведения или локальные очистные
сооружения.
"Есть существенные минусы"
Накопители БЦБК -
три полигона общей площадью 188,5 га - хотя и находятся в границах
водоохранной зоны Байкала, но оборудованы еще в 1960-х, а требования
действующего Водного кодекса распространяются на новое строительство. "С
точки зрения экологии озера, если взять и вывезти отходы полностью, это
нулевой вариант, - замечает научный руководитель Иркутского научного центра
СО РАН Игорь Бычков. - Их там просто не останется, и это замечательно.
Для Байкала это просто идеальное решение. Но у него есть существенные
минусы. Сразу возникает вопрос у многих, в том числе у меня: есть ли
уверенность в том, что будет второй этап и эти отходы переработают?"
Основания
для подобных опасений есть немалые. Средства на ликвидацию накопленных
отходов БЦБК были заложены в федеральную программу "Охрана озера Байкал и
социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на
2012-2020 годы". Первый конкурс на подготовку проекта их утилизации
Министерство природных ресурсов провело еще в ноябре 2012 года, однако
позднее его результаты были отменены, и в июне 2013 года был назначен
новый исполнитель - ООО "ВЭБ Инжиниринг", дочерняя компания
Внешэкономбанка, в управлении которой находится неработающий
целлюлозно-бумажный комбинат. Документы по оценке воздействия проекта на
окружающую среду были представлены на общественных слушаниях в мае 2014
года.
Уже тогда предложенная технология - превратить в монолит
шлам-лигнин, который содержит алюминий, железо, марганец, медь, цинк,
метанол, формальдегид и другие вредные вещества, - вызвала нарекания со
стороны иркутских ученых. "Я активно участвую в процессе с 2013 года, а
сегодня у нас 2018 год, - добавляет Бычков. - Прошло пять лет, а мы так
ничего и не сделали. С учетом того, что отходы находятся на Байкале, для
которого существует непосредственная угроза: есть четкие данные о том,
что просачивание [вредных веществ через грунт], пусть небольшое,
происходит".
Опробовать по ходу дела
Слова "ничего не
сделали" в каком-то смысле можно считать преувеличением - в ноябре
прошлого года в Байкальске состоялись общественные слушания по оценке
воздействия на окружающую среду (ОВОС) мероприятий по ликвидации
отходов, накопленных за время работы БЦБК. В материалах к ним речь шла о
двух технологиях утилизации. Первая предполагает перевод шлам-лигнина в
твердое агрегатное состояние за счет соединения с инертными и вяжущими
веществами - практически то же самое "омоноличивание", о котором шла
речь ранее. "При этом учитывается тот факт, что отходы находятся в
природоохранной зоне Байкала, где любая производственная деятельность
либо запрещена законом, либо строго регламентирована и ограничена", -
подчеркивается в материалах к общественным слушаниям. Вывод из столь
витиеватой формулировки прост: о том, чтобы перевезти шлам-лигнин из-под
Байкальска, нет ни слова.
Не сказано о ней и в описании второй
технологии - низкотемпературного термолиза, то есть сжигания
шлам-лигнина в специальных реакторах с получением на выходе активного
угля, горючего газа и синтетической нефти. Замкнутый контур установки
обеспечит отсутствие выбросов в атмосферу. Одна проблема - на "хвостах"
целлюлозно-бумажной промышленности подобную технологию не опробовали: к
материалам приложена копия патента на установку для переработки
резиносодержащих отходов. Несмотря на то что на подобные нестыковки
обратили внимание ученые, а на допущенные в ходе общественных слушаний
нарушения указала, к примеру, межрегиональная экологическая организация
"Зеленый Фронт", ОВОС формально утвердили. На этом особо настаивал, в
частности, заместитель председателя правительства Иркутской области
Виктор Кондрашов, подчеркивая, что на реализацию проекта выделяются
федеральные деньги (около 6 млрд рублей), которые необходимо "освоить", а
убедиться в эффективности или неэффективности предложенных технологий
можно будет уже по ходу дела.
В том, что технологии окажутся
действенными, есть сомнения. Как и в самой возможности провернуть
операцию по перевозке 6,2 млн тонн опасных отходов из Байкальска в район
села Моты или на другую площадку. "Не очень понятна технология погрузки
этого шлам-лигнина что на автомобильный, что на железнодорожный
транспорт, - констатирует научный руководитель ИНЦ СО РАН.
- Скажем, разводить его водой, перекачивать, потом эту воду отставить -
это же не просто забросить контейнер с мусором в грузовик. Нужен
отдельный проект, который предстоит разработать". По части
автомобильного транспорта есть немало существенных рисков, которые таит в
себе перевозка опасного груза по извилистой трассе, идущей в
непосредственной близости от Байкала. То же касается и железной дороги,
которая на 40-километровом участке от Байкальска до Слюдянки идет по
берегу озера.
"Нужно заказывать новый проект"
Тем временем
генеральный директор АО "Росгеология" Роман Панов в кулуарах
Петербургского международного экономического форума заявил о том, что
"проектные решения" по утилизации отходов БЦБК, "в принципе,
проработаны", есть все необходимые для их реализации производственные
мощности. "Ключевая задача сейчас - доработка проектных решений, -
сказал он в интервью ТАСС. При этом заказчик в лице Иркутской области
видит, что те инженерные изыскания, которые были сделаны, и ряд
инфраструктурных решений, которые были предусмотрены, на сегодняшний
день просто неактуальны. Например, нет тех очистных сооружений, которые
были в проект заложены, они просто физически демонтированы. Это
подразумевает под собой определенные изменения в проектных решениях. Вот
эти задачи мы сейчас как раз реализуем по заданию заказчика в лице
Иркутской области".
Однако сроки начала самих работ никто не
называет. Равно как нет и ответа на возражения ученых, указывающих на
недостатки предложенных, но не опробованных технологий. "На мой взгляд,
нам стоит вернуться к тому, что нужно по факту заказывать новый проект, -
резюмирует Бычков. - По моему мнению, следует объявить открытый
международный конкурс. Я убежден в том, что найдется не одна и не две,
а, может быть, три-четыре компании, которые такой проект реализуют
бесплатно, просто ради имиджа защитников Байкала. Надо просто грамотно
его подать и четко понимать, что с этим шлам-лигнином можно сделать, а
не пугать население, что им под двери положат миллионы тонн отходов".
"Переселение" отходовВосточно-сибирская правда (vsp.ru), 19.06.2018
"Переселение" отходовЗеленый фронт (greenfront.su), 19.06.2018