Яндекс.Метрика

Отходы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината могут начать перерабатывать на площадке у села Моты Шелеховского района. Об этом заявляет инициативная группа местных жителей, выступающая против перемещения шлам-лигнина.

Ее руководитель ссылается на обращение АО "Росгеология", с которым заключен контракт на переработку отходов, в местную администрацию с просьбой пересмотреть назначение принадлежащего ему земельного участка вблизи села. В официальных материалах компании по проекту, в свою очередь, нет ни слова о перемещении отходов. Зато есть описание технологий, к которым у специалистов из числа ученых остаются серьезные нарекания.

С берегов Байкала к берегам Иркута. Таким путем могут проследовать более 6,2 млн тонн отходов, которые накопились за почти полвека работы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Об этом, по крайней мере, на сходе 4 июня заявили жители сел Шаманка и Моты в Шелеховском районе, входящих в состав Шаманского муниципального образования. По сведениям жителей, такие планы есть у АО "Росгеология", с которым правительство Иркутской области в прошлом году заключило контракт на утилизацию отходов БЦБК. "В Шелеховском районе, вблизи села Моты, "Росгеологии" принадлежит земельный участок площадью 240 га, - цитирует пресс-служба районной администрации Ирину Судакову, руководителя инициативной группы местных жителей, выступившей против перевозки отходов. - В мае в Шаманскую администрацию поступило обращение от руководства холдинга с просьбой о переводе земель сельскохозяйственного назначения в категорию промышленных. Выяснилось, что "Иркутскгеофизика", которой поручили выполнить рекультивацию отходов БЦБК, планирует использовать свой земельный участок в Мотах для открытия производства по переработке шлам-лигнина".

Согласно публичной кадастровой карте Росреестра, с юга к селу примыкает участок площадью почти 244,9 га. Он относится к землям сельскохозяйственного назначения, его разрешено использовать для ведения личного подсобного хозяйства. При этом с одной стороны участок ограничен речушкой Правой Подосиновой, а в сотне с небольшим метров с другой стороны протекает река Верхние Моты. Протяженность обеих не превышает 10 км. По законодательству водоохранная зона таких рек распространяется на 50 м от береговой линии. В ее границах, среди прочего, запрещено располагать объекты размещения отходов производства и потребления, допускаются лишь проектирование и строительство таких хозяйственных объектов, у которых есть централизованные системы водоотведения или локальные очистные сооружения.

"Есть существенные минусы"

Накопители БЦБК - три полигона общей площадью 188,5 га - хотя и находятся в границах водоохранной зоны Байкала, но оборудованы еще в 1960-х, а требования действующего Водного кодекса распространяются на новое строительство. "С точки зрения экологии озера, если взять и вывезти отходы полностью, это нулевой вариант, - замечает научный руководитель Иркутского научного центра СО РАН Игорь Бычков. - Их там просто не останется, и это замечательно. Для Байкала это просто идеальное решение. Но у него есть существенные минусы. Сразу возникает вопрос у многих, в том числе у меня: есть ли уверенность в том, что будет второй этап и эти отходы переработают?"

Основания для подобных опасений есть немалые. Средства на ликвидацию накопленных отходов БЦБК были заложены в федеральную программу "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы". Первый конкурс на подготовку проекта их утилизации Министерство природных ресурсов провело еще в ноябре 2012 года, однако позднее его результаты были отменены, и в июне 2013 года был назначен новый исполнитель - ООО "ВЭБ Инжиниринг", дочерняя компания Внешэкономбанка, в управлении которой находится неработающий целлюлозно-бумажный комбинат. Документы по оценке воздействия проекта на окружающую среду были представлены на общественных слушаниях в мае 2014 года.

Уже тогда предложенная технология - превратить в монолит шлам-лигнин, который содержит алюминий, железо, марганец, медь, цинк, метанол, формальдегид и другие вредные вещества, - вызвала нарекания со стороны иркутских ученых. "Я активно участвую в процессе с 2013 года, а сегодня у нас 2018 год, - добавляет Бычков. - Прошло пять лет, а мы так ничего и не сделали. С учетом того, что отходы находятся на Байкале, для которого существует непосредственная угроза: есть четкие данные о том, что просачивание [вредных веществ через грунт], пусть небольшое, происходит".

Опробовать по ходу дела

Слова "ничего не сделали" в каком-то смысле можно считать преувеличением - в ноябре прошлого года в Байкальске состоялись общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) мероприятий по ликвидации отходов, накопленных за время работы БЦБК. В материалах к ним речь шла о двух технологиях утилизации. Первая предполагает перевод шлам-лигнина в твердое агрегатное состояние за счет соединения с инертными и вяжущими веществами - практически то же самое "омоноличивание", о котором шла речь ранее. "При этом учитывается тот факт, что отходы находятся в природоохранной зоне Байкала, где любая производственная деятельность либо запрещена законом, либо строго регламентирована и ограничена", - подчеркивается в материалах к общественным слушаниям. Вывод из столь витиеватой формулировки прост: о том, чтобы перевезти шлам-лигнин из-под Байкальска, нет ни слова.

Не сказано о ней и в описании второй технологии - низкотемпературного термолиза, то есть сжигания шлам-лигнина в специальных реакторах с получением на выходе активного угля, горючего газа и синтетической нефти. Замкнутый контур установки обеспечит отсутствие выбросов в атмосферу. Одна проблема - на "хвостах" целлюлозно-бумажной промышленности подобную технологию не опробовали: к материалам приложена копия патента на установку для переработки резиносодержащих отходов. Несмотря на то что на подобные нестыковки обратили внимание ученые, а на допущенные в ходе общественных слушаний нарушения указала, к примеру, межрегиональная экологическая организация "Зеленый Фронт", ОВОС формально утвердили. На этом особо настаивал, в частности, заместитель председателя правительства Иркутской области Виктор Кондрашов, подчеркивая, что на реализацию проекта выделяются федеральные деньги (около 6 млрд рублей), которые необходимо "освоить", а убедиться в эффективности или неэффективности предложенных технологий можно будет уже по ходу дела.

В том, что технологии окажутся действенными, есть сомнения. Как и в самой возможности провернуть операцию по перевозке 6,2 млн тонн опасных отходов из Байкальска в район села Моты или на другую площадку. "Не очень понятна технология погрузки этого шлам-лигнина что на автомобильный, что на железнодорожный транспорт, - констатирует научный руководитель ИНЦ СО РАН. - Скажем, разводить его водой, перекачивать, потом эту воду отставить - это же не просто забросить контейнер с мусором в грузовик. Нужен отдельный проект, который предстоит разработать". По части автомобильного транспорта есть немало существенных рисков, которые таит в себе перевозка опасного груза по извилистой трассе, идущей в непосредственной близости от Байкала. То же касается и железной дороги, которая на 40-километровом участке от Байкальска до Слюдянки идет по берегу озера.

"Нужно заказывать новый проект"

Тем временем генеральный директор АО "Росгеология" Роман Панов в кулуарах Петербургского международного экономического форума заявил о том, что "проектные решения" по утилизации отходов БЦБК, "в принципе, проработаны", есть все необходимые для их реализации производственные мощности. "Ключевая задача сейчас - доработка проектных решений, - сказал он в интервью ТАСС. При этом заказчик в лице Иркутской области видит, что те инженерные изыскания, которые были сделаны, и ряд инфраструктурных решений, которые были предусмотрены, на сегодняшний день просто неактуальны. Например, нет тех очистных сооружений, которые были в проект заложены, они просто физически демонтированы. Это подразумевает под собой определенные изменения в проектных решениях. Вот эти задачи мы сейчас как раз реализуем по заданию заказчика в лице Иркутской области".

Однако сроки начала самих работ никто не называет. Равно как нет и ответа на возражения ученых, указывающих на недостатки предложенных, но не опробованных технологий. "На мой взгляд, нам стоит вернуться к тому, что нужно по факту заказывать новый проект, - резюмирует Бычков. - По моему мнению, следует объявить открытый международный конкурс. Я убежден в том, что найдется не одна и не две, а, может быть, три-четыре компании, которые такой проект реализуют бесплатно, просто ради имиджа защитников Байкала. Надо просто грамотно его подать и четко понимать, что с этим шлам-лигнином можно сделать, а не пугать население, что им под двери положат миллионы тонн отходов".

Егор ЩЕРБАКОВ

"Переселение" отходов
"Переселение" отходов