Яндекс.Метрика

​В результате обследования 74 человек с диагностированной лимфомой Ходжкина выяснилось, что почти у половины из них наблюдается уменьшение плотности костной ткани. Процесс может быть следствием как самого заболевания, так и приема препаратов во время лечения. Новосибирские медики планируют выяснить роль каждого фактора в снижении плотности костной ткани и разработать клинические рекомендации для предотвращения развития этого процесса.

 
Сотрудники Новосибирского государственного медицинского университета и НИИ клинической и экспериментальной лимфологии — филиала ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» провели обследование 26 мужчин и 48 женщин в возрасте от 19 до 72 лет, с разными сроками от дебюта лимфомы Ходжкина. Выяснилось, что больные, получавшие комбинированную химио- и лучевую терапию, чаще демонстрировали снижение минеральной плотности костной ткани в сравнении с пациентами, которым проводилась только химиотерапия. Однако если в состав препаратов последней входили глюкокортикоиды (стероидные гормоны), это тоже отрицательно влияло на костное ремоделирование (обновление коллагена в кости, устранение микротрещин, поддержание механических свойств коллагена и костной ткани. — Прим. ред.) более чем у половины принимавших химическое лечение людей.
 
«Лучевая терапия, прием цитостатических препаратов, глюкокортикоидов и, конечно, возраст — решающие факторы развития остеопороза у пациентов с лимфомой Ходжкина. Причем у людей старше 50 лет и у женщин в постменопаузе наиболее частая локализация остеопороза — шейка бедренной кости, а у тех, кто моложе 50 лет, — поясничный отдел позвоночника. Если говорить о переломах, то они регистрировались у 10 % больных, чаще всего — шейки бедра», — отмечает ассистент кафедры терапии, гематологии и трансфузиологии Новосибирского государственного медицинского университета Мария Сергеевна Войтко.
 
Пики заболеваемости лимфомой Ходжкина фиксируются у людей 15—30 лет (каждый шестой онкологический диагноз в данной возрастной группе) и старше 50. По статистике, это сравнительно редко встречающаяся патология: в России регистрируется 2,1 случая на сто тысяч населения в год, для Новосибирска это около 20—25 заболевших на весь город за тот же период. При этом рак лимфатической системы — одно из немногих онкологических заболеваний с хорошими перспективами лечения. 
 
«Пятилетняя общая выживаемость (через пять лет после окончания лечения пациенты живы) даже при распространенных стадиях лимфомы Ходжкина составляет 95 %. Однако отдаленные последствия противоопухолевой терапии, одно из которых — снижение минеральной плотности костной ткани, по-прежнему остаются серьезной проблемой для онкогематологического сообщества. Очень важно обеспечивать удовлетворительное качество жизни даже после окончания лечения. Исследование будет продолжаться: после установления роли каждого фактора в снижении плотности костной ткани мы планируем разработать клинические рекомендации для наших пациентов», — объясняет Мария Войтко.