Гран-при первой в России профессиональной премии для
специалистов в сфере научных коммуникаций «Коммуникационная лаборатория
года» получила пресс-служба Университета ИТМО (Санкт-Петербург). Второе
место заняла команда НИУ «Высшая школа экономики» (Москва), пресс-служба
ВШЭ также одержала победу в номинации «Эксперимент» — за лучшие
практики в сфере офлайн-коммуникации.
Третье место, а также победа в
номинации «Эффект присутствия» (за лучшие практики в работе со СМИ)
присуждены управлению по пропаганде и популяризации научных достижений
Сибирского отделения РАН (Новосибирск).
Премия присуждается АО «Российская венчурная компания» (РВК) совместно с
Ассоциацией коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН) с 2017
года. Ее лауреатами становятся коммуникационные специалисты и команды
научных и образовательных организаций (университетов и
научно-исследовательских институтов), показавшие выдающиеся достижения в
обеспечении диалога между наукой и обществом через корпоративные
коммуникации.
«За время проведения проекта «Коммуникационная лаборатория» сообщество
научных коммуникаторов сформировалось в настоящую ассоциацию — АКСОН.
Наука стала более открытой, ученые — публичными, профессионалы в сфере
научных коммуникаций — более востребованными. Это важно и само по себе
и, надеюсь, поможет решить многие другие задачи, значимые для
технологического рынка. Новое поколение ученых и исследователей,
мотивированных и открытых миру, необходимо для развития рынка научной
экспертизы, контакта между наукой и бизнесом, популяризации научных
карьер», ― отметил директор по развитию технологических партнерств РВК
Илья Курмышев.
Малый Гран-при ― победу в номинации «Эврика» — выиграл Российский
научный фонд (Москва). Второе место занял Институт проблем передачи
информации имени А.А. Харкевича РАН (Москва), третье — Институт ядерной
физики имени Г.И. Будкера СО РАН (Новосибирск). ИППИ РАН также взял
«серебро» в номинации «Эксперимент».
Первое место в номинации «Сверхтекучесть» — за управление собственными
коммуникационными каналами занял НИТУ «МИСиС» (Москва). Призерами в этой
номинации стали два университета из Дальневосточного федерального
округа: Дальневосточный федеральный университет (Владивосток) и
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (Якутск).
Второе и третье места в номинации «Эффект присутствия» за лучшее
продвижение ученых в медиа заняли ФИЦ «Красноярский научный центр СО
РАН» и Уральский федеральный университет имени первого Президента России
Б.Н. Ельцина (Екатеринбург). Наконец, «бронзу» в номинации
«Эксперимент» взял Сколковский институт науки и технологий (Москва).
«Среди победителей — как записные фавориты, так и новые лица. Высокие
стандарты работы коммуникационных служб Университета ИТМО и НИУ ВШЭ ни
для кого не секрет, они достойно выступили и в прошлом году, а вот
РНФ и
СО РАН показали себя в этот раз гораздо сильнее: они заметно выросли за
прошлый год, и жюри логично отметило этот прогресс. Радует, что среди
победителей много новых лиц из регионов: Владивосток, Якутск,
Красноярск, Екатеринбург. Их кейсы известны специалистам, но регионам
гораздо сложнее взаимодействовать с московскими СМИ, и мы надеемся, что
признание экспертов премии поможет коллегам в их каждодневной работе», —
отметила куратор премии «Коммуникационная лаборатория», член правления
АКСОН Александра Борисова.
Церемония награждения прошла в рамках II Всероссийского форума научных
коммуникаторов. Организатором форума второй год выступает Ассоциация
коммуникаторов в сфере образования и науки.
В этом году мероприятие состоялось в Москве на площадке Московского
физико-технического института — обладателя Гран-при прошлого года. По
условиям премии победитель не участвует в премии на следующий год и
становится организатором форума: программным директором мероприятия
выступила руководитель пресс-службы МФТИ Алёна Гупаисова. Куратором
премии «Коммуникационная лаборатория» в этом году выступила член
правления АКСОН Александра Борисова.
АО «Российская венчурная компания» (АО «РВК») — государственный фонд
фондов, институт развития венчурной отрасли Российской Федерации.
Основные цели деятельности АО «РВК»: стимулирование создания в России
собственной индустрии венчурного инвестирования и исполнение функций
Проектного офиса Национальной технологической инициативы (НТИ). Число
одобренных к инвестированию фондами РВК инновационных компаний достигло
223. Совокупный объем одобренных к инвестированию средств — 18,2 млрд
руб.
Ассоциация коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН) —
добровольное объединение специалистов, профессионально занимающихся
связями с общественностью и внешними коммуникациями в научных и
научно-образовательных учреждениях России, а также журналистов,
работающих с научным контентом в российских медиа. Цель Ассоциации —
развивать сферу научной коммуникации в России: укреплять
профессиональные связи в сообществе, через обмен опытом повышать
квалификацию его членов, защищать их профессиональные интересы, помогать
в повседневной работе. Ассоциация основана в 2016 году представителями
МФТИ (Москва), Университета ИТМО (Санкт-Петербург), Фонда перспективных
исследований, Информационного агентства России «ТАСС», образовательной
платформы «Теории и практики».
Комментирует начальник управления по пропаганде и популяризации научных достижений (УППНД) СО РАН Юлия Сергеевна Позднякова:
— В категории «Эффект присутствия» рассматривают медиаактивности,
медийные проекты: публикации / серии публикаций в СМИ, в которых
рассказывается о науке и ученых. Общее количество публикаций о СО РАН за
2017 год: более 35 000 текстов, 30 % из них — в федеральных изданиях.
При этом самая цитируемая тема — научная: «Евразия через 20 миллионов
лет может расколоться по Байкалу, считают ученые». По предварительной
договоренности наиболее интересные тексты размещают у себя «National
Geographic Россия» и «Популярная механика». Среди проектов совместной
работы с отдельными СМИ можно отметить проект с радио «Комсомольская
правда» — «Грани сибирской науки». Всего вышло 23 выпуска, посвященных
разным темам.
В своей работе мы делаем упор на взаимодействие со СМИ в общем, не
выделяя отдельные массмедиа. Обычно мы размещаем подготовленный материал
на сайте издания СО РАН «Наука в Сибири», а затем рассылаем ссылку с
кратким анонсом на материал по СМИ. По запросу мы можем предоставить
контакты ученого для комментария или организовать съемку для телеканала.
Наиболее интересные темы мы размещаем на агрегаторе пресс-релизов
научных и образовательных организаций «Открытая наука».
УППНД СО РАН осуществляет регулярный проект совместно с мэрией города
Новосибирска, Советом научной молодежи СО РАН и Сибирским ТУ
ФАНО России
— лекции для школьников в рамках городских дней науки «КЛАССный
ученый». Традиционно мероприятия проходили в исследовательских
институтах и на крупных площадках города (например, в библиотеках). При
этом не у всех школ, особенно из отдаленных районов города, есть
финансовые и организационные возможности вывезти большое количество
школьников на лекцию в новосибирский Академгородок. Поэтому был введен
дополнительный формат: отправлять лекторов на уроки в такие школы. В
2017 году в этом проекте приняло участие 26 школ из разных районов
Новосибирска и около 3 000 школьников. Для
Сибирского отделения РАН
такая система работы решает задачу привлечения новых кадров в науку. Это
также полезно и школам, поскольку, помимо расширения кругозора,
позволяет познакомиться с профессией ученого.
Еще одним удачным проектом стала Школа научных коммуникаций, которую
УППНД организовало совместно с Гуманитарным институтом
НГУ при поддержке
Ассоциации инновационных регионов России в рамках Фестиваля науки НСО
16—18 октября 2017 года. В ней приняли участие более 60 слушателей:
студенты, магистранты и аспиранты вузов Сибири, сотрудники Сибирского
отделения, корреспонденты и руководители региональных и федеральных СМИ,
собственники малого и среднего бизнеса. В качестве экспертов на Школе
выступили региональные и федеральные эксперты.
Мы считаем, что крупный научный центр Сибири, которым является
Сибирское отделение РАН, должен способствовать среди прочего и развитию
научных коммуникаций в этом регионе, формированию и развитию
профессионального сообщества. Важно, чтобы специалисты, начинающие свой
путь в этой сфере, могли познакомиться с теми, у кого уже есть опыт, и
обсудить возникающие профессиональные вопросы. Большое количество
участников школы — студенты, а значит, Школа также способствует тому,
чтобы они познакомились с новой профессией и, возможно, заинтересовались
ей.