Яндекс.Метрика

​Гран-при первой в России профессиональной премии для специалистов в сфере научных коммуникаций «Коммуникационная лаборатория года» получила пресс-служба Университета ИТМО (Санкт-Петербург). Второе место заняла команда НИУ «Высшая школа экономики» (Москва), пресс-служба ВШЭ также одержала победу в номинации «Эксперимент» — за лучшие практики в сфере офлайн-коммуникации.

Третье место, а также победа в номинации «Эффект присутствия»  (за лучшие практики в работе со СМИ) присуждены управлению по пропаганде и популяризации научных достижений Сибирского отделения РАН (Новосибирск).

Премия присуждается АО «Российская венчурная компания» (РВК) совместно с Ассоциацией коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН) с 2017 года. Ее лауреатами становятся коммуникационные специалисты и команды научных и образовательных организаций (университетов и научно-исследовательских институтов), показавшие выдающиеся достижения в обеспечении диалога между наукой и обществом через корпоративные коммуникации.
 
«За время проведения проекта «Коммуникационная лаборатория» сообщество научных коммуникаторов сформировалось в настоящую ассоциацию — АКСОН. Наука стала более открытой, ученые — публичными, профессионалы в сфере научных коммуникаций — более востребованными. Это важно и само по себе и, надеюсь, поможет решить многие другие задачи, значимые для технологического рынка. Новое поколение ученых и исследователей, мотивированных и открытых миру, необходимо для развития рынка научной экспертизы, контакта между наукой и бизнесом, популяризации научных карьер», ― отметил директор по развитию технологических партнерств РВК Илья Курмышев.
 
Малый Гран-при ― победу в номинации «Эврика» —  выиграл Российский научный фонд (Москва). Второе место занял Институт проблем передачи информации имени А.А. Харкевича РАН (Москва), третье — Институт ядерной физики имени Г.И. Будкера СО РАН (Новосибирск). ИППИ РАН также взял «серебро» в номинации «Эксперимент».
 
Первое место в номинации «Сверхтекучесть» — за управление собственными коммуникационными каналами занял НИТУ «МИСиС» (Москва). Призерами в этой номинации стали два университета из Дальневосточного федерального округа: Дальневосточный федеральный университет (Владивосток) и Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (Якутск).
 
Второе и третье места в номинации «Эффект присутствия» за лучшее продвижение ученых в медиа заняли ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» и Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург). Наконец, «бронзу» в номинации «Эксперимент» взял Сколковский институт науки и технологий (Москва).
 
«Среди победителей — как записные фавориты, так и новые лица. Высокие стандарты работы коммуникационных служб Университета ИТМО и НИУ ВШЭ ни для кого не секрет, они достойно выступили и в прошлом году, а вот РНФ и СО РАН показали себя в этот раз гораздо сильнее: они заметно выросли за прошлый год, и жюри логично отметило этот прогресс. Радует, что среди победителей много новых лиц из регионов: Владивосток, Якутск, Красноярск, Екатеринбург. Их кейсы известны специалистам, но регионам гораздо сложнее взаимодействовать с московскими СМИ, и мы надеемся, что признание экспертов премии поможет коллегам в их каждодневной работе», — отметила куратор премии «Коммуникационная лаборатория», член правления АКСОН Александра Борисова.
 
Церемония награждения прошла в рамках II Всероссийского форума научных коммуникаторов. Организатором форума второй год выступает Ассоциация коммуникаторов в сфере образования и науки. 
 
В этом году мероприятие состоялось в Москве на площадке Московского физико-технического института — обладателя Гран-при прошлого года. По условиям премии победитель не участвует в премии на следующий год и становится организатором форума: программным директором мероприятия выступила руководитель пресс-службы МФТИ Алёна Гупаисова. Куратором премии «Коммуникационная лаборатория» в этом году выступила член правления АКСОН Александра Борисова.
 
АО «Российская венчурная компания» (АО «РВК»)  — государственный фонд фондов, институт развития венчурной отрасли Российской Федерации. Основные цели деятельности АО «РВК»: стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и исполнение функций Проектного офиса Национальной технологической инициативы (НТИ). Число одобренных к инвестированию фондами РВК инновационных компаний достигло 223. Совокупный объем одобренных к инвестированию средств — 18,2 млрд руб. 
 
Ассоциация коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН) — добровольное объединение специалистов, профессионально занимающихся связями с общественностью и внешними коммуникациями в научных и научно-образовательных учреждениях России, а также журналистов, работающих с научным контентом в российских медиа. Цель Ассоциации — развивать сферу научной коммуникации в России: укреплять профессиональные связи в сообществе, через обмен опытом повышать квалификацию его членов, защищать их профессиональные интересы, помогать в повседневной работе. Ассоциация основана в 2016 году представителями МФТИ (Москва), Университета ИТМО (Санкт-Петербург), Фонда перспективных исследований, Информационного агентства России «ТАСС», образовательной платформы «Теории и практики».
 
Комментирует начальник управления по пропаганде и популяризации научных достижений (УППНД) СО РАН Юлия Сергеевна Позднякова:
 
— В категории «Эффект присутствия» рассматривают медиаактивности, медийные проекты: публикации / серии публикаций в СМИ, в которых рассказывается о науке и ученых. Общее количество публикаций о СО РАН за 2017 год: более 35 000 текстов, 30 % из них — в федеральных изданиях. При этом самая цитируемая тема — научная: «Евразия через 20 миллионов лет может расколоться по Байкалу, считают ученые». По предварительной договоренности наиболее интересные тексты размещают у себя «National Geographic Россия» и «Популярная механика». Среди проектов совместной работы с отдельными СМИ можно отметить проект с радио «Комсомольская правда» — «Грани сибирской науки». Всего вышло 23 выпуска, посвященных разным темам. 
 
В своей работе мы делаем упор на взаимодействие со СМИ в общем, не выделяя отдельные массмедиа. Обычно мы размещаем подготовленный материал на сайте издания СО РАН «Наука в Сибири», а затем рассылаем ссылку с кратким анонсом на материал по СМИ. По запросу мы можем предоставить контакты ученого для комментария или организовать съемку для телеканала. Наиболее интересные темы мы размещаем на агрегаторе пресс-релизов научных и образовательных организаций «Открытая наука».
 
УППНД СО РАН осуществляет регулярный проект совместно с мэрией города Новосибирска, Советом научной молодежи СО РАН и Сибирским ТУ ФАНО России — лекции для школьников в рамках городских дней науки «КЛАССный ученый». Традиционно мероприятия проходили в исследовательских институтах и на крупных площадках города (например, в библиотеках). При этом не у всех школ, особенно из отдаленных районов города, есть финансовые и организационные возможности вывезти большое количество школьников на лекцию в новосибирский Академгородок. Поэтому был введен дополнительный формат: отправлять лекторов на уроки в такие школы. В 2017 году в этом проекте приняло участие 26 школ из разных районов Новосибирска и около 3 000 школьников. Для Сибирского отделения РАН такая система работы решает задачу привлечения новых кадров в науку. Это также полезно и школам, поскольку, помимо расширения кругозора, позволяет познакомиться с профессией ученого.
 
Еще одним удачным проектом стала Школа научных коммуникаций, которую УППНД организовало совместно с Гуманитарным институтом НГУ при поддержке Ассоциации инновационных регионов России в рамках Фестиваля науки НСО 16—18 октября 2017 года. В ней приняли участие более 60 слушателей: студенты, магистранты и аспиранты вузов Сибири, сотрудники Сибирского отделения, корреспонденты и руководители региональных и федеральных СМИ, собственники малого и среднего бизнеса. В качестве экспертов на Школе выступили региональные и федеральные эксперты. 
 
Мы считаем, что крупный научный центр Сибири, которым является Сибирское отделение РАН, должен способствовать среди прочего и развитию научных коммуникаций в этом регионе, формированию и развитию профессионального сообщества. Важно, чтобы специалисты, начинающие свой путь в этой сфере, могли познакомиться с теми, у кого уже есть опыт, и обсудить возникающие профессиональные вопросы. Большое количество участников школы — студенты, а значит, Школа также способствует тому, чтобы они познакомились с новой профессией и, возможно, заинтересовались ей.