Яндекс.Метрика

Как и в предыдущие годы, для детального всестороннего изучения арктической мерзлоты был сформирован междисциплинарный отряд: в него вошли геологи, геофизики, палеонтологи, почвоведы и ботаники из Сибирского отделения РАН.

«Всего было пять рабочих групп по нескольким направлениям исследований, — рассказал научный сотрудник Арктического центра Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН Леонид Валерьевич Цибизов. — Членами нашего интеграционного коллектива стали 16 специалистов из Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН, Новосибирского государственного университета, Института геологии и минералоги им. В. С. Соболева СО РАН, Института почвоведения и агрохимии СО РАН, Центрального сибирского ботанического сада СО РАН, а также Института физики им. Л. В. Киренского ФИЦ "Красноярский научный центр СО РАН"». 

Цель ученых — наблюдать изменения состояния вечной мерзлоты на примере дельты реки Лена. «Мы выбираем типичные объекты и на их основе пытаемся построить общую картину взаимодействия криолитозоны с окружающей средой, — поясняет исследователь. — Дельта "живет": там постоянно возникают песчаные наносы, образуются новые мерзлые отложения. Мы стараемся отмечать все тенденции и изменения, которые в ней происходят». 

 

 

Геофизики ИНГГ СО РАН продолжили изучение основных объектов, расположенных на территории Самойловского. В их числе — термокарстовое озеро на севере острова, которое протаивает тундру на глубину нескольких десятков метров. По этой причине большое количество органического вещества, захороненного в мерзлоте, способно активизироваться и перерабатываться с помощью микроорганизмов, выделяя парниковые газы. «Мы можем узнать, на какой глубине под озером происходит протайка пород, — говорит Леонид Цибизов. — Это важно для общего понимания термокарстового процесса».

Заглянуть под озеро и обозначить границы мерзлоты позволяют геофизические методы. Например, с помощью электротомографии можно определить, какая часть отложений под озером находится в замерзшем состоянии, а какая оттаяла.

Еще одно природное явление, которое продолжили изучать специалисты ИНГГ СО РАН, — термоэрозионные овраги. Исследователи выполнили прецизионную магнитную съемку в верховьях одного из них и показали ее эффективность для картирования полигонально-жильных структур — сети трещин различной конфигурации в многолетнемерзлых отложениях, заполненных льдом (так называемые ледовые жилы). Такая диагностика может пригодиться на этапах планирования строительства, поскольку именно по ледовым жилам наиболее интенсивно развивается термоэрозия и формируются подобные овраги, представляющие в тех широтах угрозу для инженерной инфраструктуры.

Остров Самойловский — не только уникальный объект для исследования, но и полигон для отработки методик. Каждый год ученые стараются внести что-то новое для измерения многолетнемерзлых пород.

Специалисты активно используют магнитную и аэрофотосъемку, электроразведку и георадиолокацию. В новом сезоне были впервые применены методы малоглубинной инженерной сейсморазведки и стоячих волн; последний позволяет находить локальные объекты и структуры на довольно большой глубине. «Этот метод разрабатывался в ИНГГ СО РАН и применяется для поиска локальных нарушений в инженерных сооружениях, мы же пробовали применять его для выделения объектов в многолетнемерзлых отложениях, таких как ледовые и песчаные прослойки в мерзлоте», — сказал Леонид Цибизов.

 

​Также состоялось тестирование нового прибора, предоставленного красноярским Институтом физики им. Л. В. Киренского. Он измеряет влажность, температуру и состав грунта по отраженным сигналам спутника GPS. «На основе спутниковых данных в дальнейшем можно будет делать анализ того, что происходит в самом верхнем почвенном горизонте. Он самый важный, потому что именно на контакте почвы и атмосферы происходит оттайка и развиваются процессы деградации», — пояснил исследователь.

Кроме того, ученые занимались подготовкой к установке постоянной станции магнитного мониторинга. «Возможно, скоро у нас появится самая северная в России магнитная обсерватория. По этому вопросу мы общались с коллегами из Геофизического центра РАН. Этот проект будет большим шагом вперед, потому что для геонаук крайне важно получать детальную информацию о магнитном поле Земли», — отметил Леонид Цибизов.

В этом году отряд добирался на Самойловский новым маршрутом: сначала до Якутска самолетом, а оттуда — на теплоходе до ближайшего к станции пункта. Путь по воде неблизкий, но, по мнению ученых, самый надежный. «Это приятная и полезная прогулка, — прокомментировал Леонид Цибизов. — За три дня пути можно спокойно подумать о чем-то своем, изучить береговые обнажения, понаблюдать, как меняется природный ландшафт, и таким образом подготовить себя к работе в этих природных условиях».

Юлия Клюшникова

Фото предоставлены Леонидом Цибизовым