- К управлению университета своей
репутацией следует относиться как к постоянному процессу, который в
условиях жесткой конкуренции в сфере высшего образования сегодня просто
необходим, - считает исполнительный директор Национального фонда
подготовки кадров (НФПК) Ирина Аржанова.
Недавно НФПК и
Благотворительный фонд В.Потанина при поддержке Департамента
государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ
провели семинар-практикум "Репутационный менеджмент вуза и региона:
правила игры", нацеленный на распространение лучших практик управления
репутацией, продвижения имиджа и формирования бренда среди российских
университетов.
- Это первое из целой серии запланированных нами
совместных мероприятий, - сообщила Ирина Аржанова, открывая публичную
дискуссию на тему "Репутация университетов: кто виноват и что делать?" в
самом начале семинара. - Мы хотим, чтобы они были не только
информативными, но и практико-ориентированными, построенными на опыте
вузов с лучшими брендами и репутацией.
Что должно включать в
себя понятие "репутация вуза"? Насколько она объективна? И можно ли
влиять на формирование представления об университете, учитывая, что речь
идет о важном факторе повышения его конкурентоспособности? Эти и другие
близкие вопросы обсуждали участники дискуссии. Было отмечено, что
мнение о вузе у человека, как правило, создается под влиянием его личных
потребностей и опыта, то есть оно в значительной степени субъективно.
-
По большому счету, у всех абитуриентов и их родителей в рамках
собственной системы ценностей есть собственное представление о том,
какие вузы хорошие, а какие нет. Можно ли на эту позицию повлиять с
точки зрения управления, с помощью каких-то инструментов? Считаю, что
можно, - заявил директор Департамента государственной политики в сфере
высшего образования Минобрнауки РФ
Александр Соболев (на снимке слева). Выстраиванию хорошей репутации,
которая позволяет привлекать в университеты денежные и иные ресурсы,
способствует, по его словам, мониторинг эффективности:
- Сейчас
он обеспечивает абитуриентов полноценной картиной вузов. И это, конечно,
создает для университетов рискованную ситуацию: они становятся
"прозрачными". Но одновременно, с нашей точки зрения, запускаются
внутренние процессы конкуренции, и через этот инструмент складывается
репутация.
Вторым, не менее важным стимулом ее роста А.Соболев назвал рейтинги, третьим - статусность.
-
Запуская такие проекты, как "Опорные университеты" и "Вузы как центры
пространства создания инноваций", мы фактически обеспечиваем репутацию
этих университетов, даем им своего рода карт-бланш, поскольку за счет
статуса сразу появляется и привлекательность, и репутационная
составляющая. Абитуриенты и преподаватели получают сигнал о том, что в
этом месте хорошо учиться и работать. С другой стороны, это и
определенная ответственность, потому что игра идет на очень тонкой
репутационной грани: получив статус, его надо оправдать, - заключил
директор департамента. Обращаясь к представителям вузов-участников
Проекта 5-100, которые, по определению А.Соболева, "вступили в
колоссальную гонку и за высокую степень своей прозрачности
расплачиваются высокими рисками", он заметил:
- Если вы
выдерживаете эту гонку, мы будем вас поощрять деньгами, ресурсами,
свободами, бюджетными местами и разнообразными инструментами поддержки.
Репутация - это ключевой фактор успеха, а в данном случае она основана
исключительно на статусе.
Тем не менее, как напомнила Ирина
Аржанова, перед попаданием в когорту статусных университеты проходят
серьезный конкурсный отбор. Однако она согласилась с тем, что победители
берут на себя высокую ответственность.
Что необходимо делать
вузам, чтобы обеспечить себе успешное позиционирование в стране и на
международном уровне? По мнению руководителя Департамента
интегрированных коммуникаций НИУ "Высшая школа экономики" Сергея
Зверева, университет должен иметь четкое представление о своей целевой
аудитории, доносить до нее информацию о возможностях, предоставляемых
абитуриентам, преподавателям и ученым, а также быть заметным в
профессиональном сообществе и активно сотрудничать с выпускниками.
-
Хороший вуз - это тот, который сегодня строит свою стратегию так, чтобы
быть полезным для своего региона и страны, - уверен губернатор
Ульяновской области Сергей Морозов. Он привел в пример опорный
Ульяновский государственный университет (УлГУ), совместно с которым
областная администрация реализует несколько стратегических проектов. В
их числе "Ульяновский Атлас экологии и здоровья", направленный на
разработку региональной научно-образовательной системы мониторинга,
анализа и коррекции экологической обстановки и состояния здоровья
населения; "Проектный офис: Университет & Муниципалитет +", одна из
задач которого - создание системы взаимодействия УлГУ с муниципальными
образованиями региона; "Регион. Культура. Перезагрузка" - в его рамках
на базе университета будут реализоваться социокультурные инициативы;
"Наука = Энергия региона", предусматривающий создание междисциплинарного
исследовательского центра для решения целого ряда приоритетных для
области задач.
- Университет выполнит все взятые на себя
обязательства, и мы можем гарантировать, что УлГУ, как опорный вуз,
станет если не самым лучшим, то очень хорошим примером для остальных, -
заверил губернатор.
Татьяна ВОЗОВИКОВА
На грани рисков. Вузам напомнили о статусных обременениях.Поиск, 15.09.2017