Яндекс.Метрика

- К управлению университета своей репутацией следует относиться как к постоянному процессу, который в условиях жесткой конкуренции в сфере высшего образования сегодня просто необходим, - считает исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров (НФПК) Ирина Аржанова.

Недавно НФПК и Благотворительный фонд В.Потанина при поддержке Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ провели семинар-практикум "Репутационный менеджмент вуза и региона: правила игры", нацеленный на распространение лучших практик управления репутацией, продвижения имиджа и формирования бренда среди российских университетов.

- Это первое из целой серии запланированных нами совместных мероприятий, - сообщила Ирина Аржанова, открывая публичную дискуссию на тему "Репутация университетов: кто виноват и что делать?" в самом начале семинара. - Мы хотим, чтобы они были не только информативными, но и практико-ориентированными, построенными на опыте вузов с лучшими брендами и репутацией.

Что должно включать в себя понятие "репутация вуза"? Насколько она объективна? И можно ли влиять на формирование представления об университете, учитывая, что речь идет о важном факторе повышения его конкурентоспособности? Эти и другие близкие вопросы обсуждали участники дискуссии. Было отмечено, что мнение о вузе у человека, как правило, создается под влиянием его личных потребностей и опыта, то есть оно в значительной степени субъективно.

- По большому счету, у всех абитуриентов и их родителей в рамках собственной системы ценностей есть собственное представление о том, какие вузы хорошие, а какие нет. Можно ли на эту позицию повлиять с точки зрения управления, с помощью каких-то инструментов? Считаю, что можно, - заявил директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев (на снимке слева). Выстраиванию хорошей репутации, которая позволяет привлекать в университеты денежные и иные ресурсы, способствует, по его словам, мониторинг эффективности:

- Сейчас он обеспечивает абитуриентов полноценной картиной вузов. И это, конечно, создает для университетов рискованную ситуацию: они становятся "прозрачными". Но одновременно, с нашей точки зрения, запускаются внутренние процессы конкуренции, и через этот инструмент складывается репутация.

Вторым, не менее важным стимулом ее роста А.Соболев назвал рейтинги, третьим - статусность.

- Запуская такие проекты, как "Опорные университеты" и "Вузы как центры пространства создания инноваций", мы фактически обеспечиваем репутацию этих университетов, даем им своего рода карт-бланш, поскольку за счет статуса сразу появляется и привлекательность, и репутационная составляющая. Абитуриенты и преподаватели получают сигнал о том, что в этом месте хорошо учиться и работать. С другой стороны, это и определенная ответственность, потому что игра идет на очень тонкой репутационной грани: получив статус, его надо оправдать, - заключил директор департамента. Обращаясь к представителям вузов-участников Проекта 5-100, которые, по определению А.Соболева, "вступили в колоссальную гонку и за высокую степень своей прозрачности расплачиваются высокими рисками", он заметил:

- Если вы выдерживаете эту гонку, мы будем вас поощрять деньгами, ресурсами, свободами, бюджетными местами и разнообразными инструментами поддержки. Репутация - это ключевой фактор успеха, а в данном случае она основана исключительно на статусе.

Тем не менее, как напомнила Ирина Аржанова, перед попаданием в когорту статусных университеты проходят серьезный конкурсный отбор. Однако она согласилась с тем, что победители берут на себя высокую ответственность.

Что необходимо делать вузам, чтобы обеспечить себе успешное позиционирование в стране и на международном уровне? По мнению руководителя Департамента интегрированных коммуникаций НИУ "Высшая школа экономики" Сергея Зверева, университет должен иметь четкое представление о своей целевой аудитории, доносить до нее информацию о возможностях, предоставляемых абитуриентам, преподавателям и ученым, а также быть заметным в профессиональном сообществе и активно сотрудничать с выпускниками.

- Хороший вуз - это тот, который сегодня строит свою стратегию так, чтобы быть полезным для своего региона и страны, - уверен губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Он привел в пример опорный Ульяновский государственный университет (УлГУ), совместно с которым областная администрация реализует несколько стратегических проектов. В их числе "Ульяновский Атлас экологии и здоровья", направленный на разработку региональной научно-образовательной системы мониторинга, анализа и коррекции экологической обстановки и состояния здоровья населения; "Проектный офис: Университет & Муниципалитет +", одна из задач которого - создание системы взаимодействия УлГУ с муниципальными образованиями региона; "Регион. Культура. Перезагрузка" - в его рамках на базе университета будут реализоваться социокультурные инициативы; "Наука = Энергия региона", предусматривающий создание междисциплинарного исследовательского центра для решения целого ряда приоритетных для области задач.

- Университет выполнит все взятые на себя обязательства, и мы можем гарантировать, что УлГУ, как опорный вуз, станет если не самым лучшим, то очень хорошим примером для остальных, - заверил губернатор.

Татьяна ВОЗОВИКОВА