Сегодня 8 июля – День семьи, любви и верности – праздник для всех
народов России. Это важный праздник, так как семья в жизни каждого
человека является самым прекрасным местом, где нас любят, учат, всегда
защищают и оберегают от всяких напастей. В семье формируется наше
мировоззрение и дружеское отношение к людям, к Миру в целом.
На тему
особенностей семейно-брачных отношений у народов Сибири мы поговорили с
научным сотрудником отдела социальных и правовых исследований Института
философии и права СО РАН Галиной Гончаровой. Трудно переоценить ее вклад
в формирование новосибирской этносоциологической школы: это и
разработка алгоритмов, методов статистической обработки данных для
конкретных социологических исследований, и участие с 1990-х гг. в
полевых экспедициях в различные регионы Сибири, Севера и Дальнего
Востока. Сбор и анализ богатого эмпирического материала нашел свое
отражение у Галины Гончаровой в более 105 научных публикациях, из них 20
монографий. В настоящее время она участвует в научно-исследовательском
проекте СО РАН «Социокультурная трансформация межэтнических и локальных
сообществ в интеграционных процессах современной России: детерминанты и
модели регулирования».
–
Галина Савитовна, вы давно работаете в Институте философии и права СО
РАН и занимаетесь исследованиями семейно-брачных отношений у народов
Сибири. Расскажите, пожалуйста, как вы заинтересовались этой тематикой?
–
Семейно-брачными отношениями у народов Сибири я начала заниматься в
1995 г., когда работала над первичными материалами микропереписи 1994 г.
Параллельно с обработкой материалов микропереписи появилось желание
рассмотреть некоторые проблемы пошире. В итоге появилась анкета «Семья –
брак – родители – дети», которая была составлена мною и неоднократно
обсуждалась в секторе этносоциальных исследований. В 2000 г. по этой
анкете было проведено социологическое обследование в Республиках Тува и
Хакасия при участии студентов ТывГУ под руководством профессора З.Ю.
Доржу и старшего преподавателя А.А. Стороженко, а также сотрудников
ХакНИИЯЛИ под руководством профессора В.Н. Тугужековой и аспирантки Н.В.
Тутарковой. Был получен оригинальный материал для анализа, по
результатам которого совместно с профессором Л.Я. Савельевым в 2004 г.
была написана книга «
Семейно-брачные отношения у народов Сибири: проблемы, тенденции и перспективы».
–
Сейчас много говорят о трансформации института брака, даже об его
«отмирании». На Ваш взгляд, у народов Сибири семья по-прежнему входит в
традиционные ценности? Что Вы можете сказать по этому поводу?
–
Изменения в семейном поведении, как правило, связаны с изменениями в
обществе и зависят не только от ценностей культуры, транслируемой СМИ,
Интернетом, но и от демографической и экономической обстановки в
регионах Сибири у всего населения в целом и у титульных этносов в
частности. Если демографическая и экономическая обстановка стабильная,
то традиционные ценности сохраняются. Если много мигрантов и новых
производств, если происходит сокращение числа здоровых мужчин по
отношению к количеству женщин репродуктивного возраста, то семейные
ценности могут меняться.
У
народов Сибири отношение к семейным ценностям осталось на прежнем
уровне. Качественных изменений за последнее время не наблюдалось: семья,
дети и брак по-прежнему являются главными традиционными ценностями. При
этом, на мой взгляд, роль института брака остаётся решающей в
формировании семейно-брачных отношений, и об его «отмирании» не может
быть и речи. Ведь брак, являясь основой в цепочке семейных отношений,
создает предпосылки не только их возникновения, но и развития всех форм
связей между членами семьи. Трансформация института брака, если и
происходит, то только в части его юридического оформления. Хотя браки
без юридического оформления существовали практически всегда, с разной
степенью интенсивности.
– Республика Тува на протяжении нескольких лет входит в лидеры по коэффициенту рождаемости. Как Вы считаете, с чем это связано?
–
В нашем Институте исследования семьи, в том числе в Туве, ведутся с
70-х гг. прошлого века. И за этот период накопились данные, которые дают
возможность сделать определенный вывод. На мой взгляд, лидерство по
количеству рождений в Туве связано в основном с любовью к детям. Главной
ценностью при вступлении в брак для женщин тувинок является рождение
детей. Ценность иметь детей распространяется не только на замужних
женщин, но и на тех, кто не состоит в брачных отношениях. Об этом
свидетельствует практически самый высокий коэффициент внебрачной
рождаемости.
– Для тувиноведения
очень ценно то, что Тува была и остается в фокусе вашего
исследовательского внимания. Можете ли вы выделить особенности
традиционных семейных ценностей именно у тувинцев?
–
Прежде всего, у тувинцев существуют гендерные различия в оценке
значимости данных ценностей. Мужчины в большей степени считают очень
важными традиционные семейные ценности, по сравнению с женщинами. Разрыв
в оценке степени значимости традиционных семейных ценностей между
мужчинами и женщинами увеличивается от поколения к поколению: чем
моложе, тем различия больше. В целом, независимо от возраста все женщины
считают очень значимыми традиционные семейные ценности (общее
количество лишь на 6% ниже по сравнению с мужчинами). Но, если
сравнивать, например, долю женщин 20-29 лет, поддерживающих традиционные
семейные ценности, то она уже на 14% ниже, чем у мужчин этого же
возраста, а в возрастной группе самых молодых (до 19 лет) эти различия
составляют уже 19%. Уточню, что к традиционным семейным ценностям
относится желание иметь семью, детей и быть замужем/женатым.
– Интересно, как распределяются ролевые функции мужчин и женщин в современных семьях в Туве?
–
Мнения мужчин и женщин по вопросам о главенстве и контроле, а также о
распределении семейных обязанностей в семье различны. Мужчины в меньшей
степени связывают главенство в семье с материальным обеспечением и в
тоже время переоценивают свою роль в контроле над действиями членов
семьи. Возможно, именно эта ситуация, когда вместо сильного и
ответственного мужчины женщина получает «домашнего диктатора», который
не против, чтобы деньги она зарабатывала наравне с ним, формирует не
радужное отношение к замужеству.
–
В одном из своих исследований вы установили, что тувинки в меньшей
степени считают важным состоять в зарегистрированном браке. Как вы
считаете, с чем это связано? И какие есть последствия
незарегистрированного брака?
–
По результатам опросов основное различие во взглядах между мужчинами и
женщинами – это отношение к браку. Женщины в меньшей степени (на 10%),
чем мужчины считают для себя необходимым быть замужем. На мой взгляд,
это может свидетельствовать как о реальной оценке возможностей по
реализации матримониальных отношений, так и об ощущении поддержки от
государства путем получения различных преференций в случае рождения
детей в качестве матери-одиночки. Но может также являться и выражением
собственной независимости. Однако незарегистрированные браки, не имеющие
юридического обоснования, экономически уязвимы: ответственность мужчины
за содержание матери его ребенка зависит только от его добровольного
волеизъявления.
– С точки зрения этносоциологии, межнациональные, межконфессиональные браки – это хорошо или плохо?
–
Как показывают наши исследования не только в Туве, но и в других
регионах Сибири, межнациональные, межконфессиональные браки могут
свидетельствовать о благоприятных взаимоотношениях между представителями
различных национальностей и религий, и это очень важное проявление их
взаимного согласия в процессе совместной жизнедеятельности. Кроме того,
межнациональные, межконфессиональные браки являются показателем
взаимопроникновения культур, как при формировании народных традиций, так
и при формировании ценностных ориентаций, что изменяет мировоззрение
человека в целом.
– По результатам ваших исследований, какая наблюдается динамика межнациональных браков в Туве?
–
В Туве была относительно низкая доля межнациональных браков (8,9%) в
1989 г., и в результате изменений в этнической структуре населения к
2010 г. произошло сокращение межнациональных браков (до 4,4%). Все это
связывается с миграцией русских и сокращением их в структуре населения
за этот период с 32% до 16,3%. Несмотря на это в 2010 г. среди
межнациональных браков значительную долю составляли русско-тувинские
браки: около 41% от всех этнически смешанных браков.
– Что для вас как этносоциолога означает падение доли этнически смешанных семей?
–
Увеличение доли однородных и сокращение этнически смешанных браков в
Туве может привести к образованию монолингвистического пространства, в
том числе, снижению степени владения русским языком, что негативно
скажется не сразу, но при получении специального среднего и высшего
образования может оказаться серьезной помехой.
–
Существует мнение, что межнациональные браки приводят к ассимиляции, а
моноэтнические браки в большей степени способствуют сохранению этноса.
Что вы думаете по этому поводу?
–
Я считаю, что при высокой культуре членов семьи и общества можно
успешно сохранять не только этническую идентичность, но и традиции,
обряды и в межнациональном браке. В традициях русского народа и
государства никогда не было желания «порабощать» и ассимилировать другие
народы. Наоборот, российское государство при поддержке народа
неоднократно выступало в защиту малых народов, подвергшихся агрессии.
–
Сегодня по всей стране отмечается праздник День семьи, любви и
верности. Есть ли у вас рецепт счастливой и гармоничной семейной жизни?
–
В этот день, мне кажется, каждый может поклониться дому, в котором
вырос, родителям, любящим и любивших нас, своим корням. Конечно, семья –
это любовь, верность и долг перед всеми ее членами. Основное и,
наверное, главное – внимательное отношение, взаимное уважение друг к
другу, поскольку именно оно дает основу для взаимопонимания. Трудно
переоценить роль семьи и во всех общественных процессах. Даже на рабочие
отношения атмосфера в семье оказывает серьезное влияние, иногда
решающее.
Инна Тарбастаева
Фото
«ТУВА.АЗИЯ»