Яндекс.Метрика

​В День российской науки, 8 февраля, в Новосибирске прошло заседание Совета по науке и образованию. Президент и представители ведущих научных организаций страны обсудили перспективы развития отечественной науки и основные задачи, стоящие перед российскими учеными. В ходе визита в Новосибирск Владимир Путин также встретился с учеными Сибирского отделения РАН, студентами и учащимися специализированного учебно-научного центра Новосибирского госуниверситета.

О том, как будет строиться государственная поддержка науки, для чего России синхротрон и почему ученым не удастся полностью избавиться от бумажной работы, рассказывает портал profiok.com.

Страна ждет прорыва

Глава государства подчеркнул, что для будущего России жизненно важным вопросом является укрепление ее научного потенциала. Для обеспечения суверенитета нашей стране необходимо лидерство в технологиях, высокий уровень знаний и компетенций в различных областях.

"Страна ждет от науки новых решений, которые могут изменить качество жизни людей, придать мощную динамику развитию России", - сказал Владимир Путин, отметив, что "в науке, как в других областях, мы должны добиться настоящего прорыва". Президент напомнил, что эти задачи уже поставлены в утвержденной Стратегии научно-технологического развития нашей страны, и теперь надо сосредоточиться на их выполнении. Здесь важно, чтобы работа научных институтов, программы НИОКР, действия министерств и ведомств, усилия бизнеса были скоординированы и направлены на достижение единых целей. Результатом этой совместной работы должно стать создание прорывных технологий и "глобально конкурентоспособных продуктов". Достижения наших ученых должны помогать добиваться практических результатов - совершенствовать технологии, повышать эффективность работы, осваивать новые сферы - например, развивать цифровую экономику.

В этом контексте изменяется и подход к господдержке развития науки. По словам президента, ключевым принципом, согласно которому государство будет вкладывать средства в научные проекты, должен стать "конкретный, практический результат".

"Нужно раз и навсегда отказаться от поддержки неэффективности, от устаревших, отживших подходов в организации научной деятельности", - подчеркнул Владимир Путин.

Целесообразность, сроки, стоимость

Нет никаких сомнений в том, что отечественная наука обладает колоссальным потенциалом. Российские ученые работают на переднем крае и добиваются ощутимых результатов. Речь идет, в том числе, и о междисциплинарных исследованиях на стыке целого ряда дисциплин - биологии, медицины, химии, физики, генетики и других. Сейчас часто можно слышать, что российские ученые страдают от недостаточного финансирования. Это не совсем так. За период с 2000 года финансирование "гражданской" науки выросло в 23,6 раза. Но для того, чтобы научные исследования приводили к результатам, реально стимулирующим прогресс, выделения средств явно недостаточно.

Одно дело - сами исследования, совсем другое - организация системной работы в масштабах страны. Об этом красноречиво говорят диалоги Владимира Путина с учеными: президент рассуждает как стратег, ученые, при всем уважении, решают свои локальные задачи.

- Вот передо мной листочек А4. Заполнив от руки эти полстранички, можно номинировать ученого на Нобелевскую премию, - так начал разговор о забюрокраченности отечественной науки экс-глава РАН Владимир Фортов, предложивший "принимать только те решения, которые полезны ученым".

Конечно, оформление бумаг и в особенности финансовых документов - занятие скучное и не имеющее отношения к научным исследованиям. Но как же обойтись без него?

- Эти господа действительно пишут на одном листочке, но когда дело доходит до денег, там все строго, одним листочком не ограничишься, понимаете?- объяснил Путин Владимиру Фортову.

Председатель Сибирского отделения РАН Валентин Пармон напомнил президенту о подписанном когда-то поручении Дмитрия Медведева по созданию в России музея озероведения. Согласно проектному заданию, на это нужно около шести миллиардов рублей.

- Непонятно, как это будет выполняться, - посетовал академик.

И снова президент разводит руками:

- Как же оно будет выполняться, если в бюджете не выделены на это деньги?

Как видим, ученым не до этих тонкостей: любой разговор они начинают не с четкой постановки задач и планирования, а с вопросов финансирования.

Так было и с обсуждением создания в Сибири мощного синхротрона - центра синхротронного излучения, в котором ученые всей страны могли бы исследовать структуру вещества и проводить процедуру диагностики для целого ряда научных сфер. - Мне Александр Михайлович должен будет сказать, насколько это актуально и насколько это целесообразно, - кивнул президент в сторону главы РАН Александра Сергеева.

- Присутствующие здесь специалисты могут высказать свою точку зрения, - решил форсировать решение вопроса Валентин Пармон.

- Да, но все присутствующие специалисты выбрали президента Академии наук, - не стал нарушать субординацию Владимир Путин, добавив, что помимо целесообразности, его интересуют сроки реализации и стоимость проекта.

И тут началось. Александр Сергеев долго рассказывал о том, как важно создать свой синхротрон: это будет не только средство для исследований, но и научная установка коллективного пользования, которая позволит зарабатывать деньги. Только вот какой именно синхротрон нужен, еще не решили. Пятого поколения - хорошо, но очень дорого. Вполне можно работать и на приборе попроще, он все равно заинтересует ученых из других стран. А вообще синхротронов в стране должно быть как минимум три, поскольку сейчас "мир покрывается синхротронами". - Вы говорили-говорили, но так ни на один мой вопрос не ответили, - вздохнул Путин. - Все-таки: сроки и стоимость?

- Сам синхротрон будет стоить 20 миллиардов, но нужно еще штук 40 очень сложных станций. Со станциями - 40 миллиардов, - назвал ориентировочную сумму директор Института ядерной физики СО РАН Павел Логачев. - Проект можно реализовать за четыре-пять лет.

- Мне кажется, для начала можно делать не сорок станций, а десять, - вступил в разговор директор Института катализа СО РАН Валерий Бухтияров. - И если начинать работу параллельно, то первые станции могут начать работать одновременно с запуском источника.

- Сроки понятные, стоимость приемлемая, - обрадовался президент. - Готовьте предложения, а мы попытаемся организовать эту работу.

Похоже, вот это желание и умение "организовать работу" и станет ключевым фактором в развитии отечественной науки. Люди есть, средства можно найти. Сейчас самое важное - сделать так, чтобы все усилия были направлены на конкретный результат.

- Мы полностью подготовлены! - ответил Валентин Пармон на реплику президента о том, что Сибирскому отделению РАН требует толчок в развитии.

- Нет только плана этого комплексного развития, - предостерег его от преждевременной радости Владимир Путин. - Давайте его сделаем.

Мегапроекты, кадры, открытость

По мнению Владимира Путина, всеобщее внимание в сфере развития науки следует сосредоточить на трех направлениях.

Прежде всего, это развитие исследовательской инфраструктуры, которая станет основой для реализации масштабных программ. Россия успешно участвует в целом ряде крупных международных проектов - например, лазер на свободных электронах в Германии или Большой адронный коллайдер в Швейцарии. Такая работа важна и нужна. Но России нужны и собственные исследовательские центры, на базе которых можно будет формировать мощные научные коллективы, в том числе международные.

РАН: новый виток реформы

Здесь важно построить работу так, чтобы она не сводилась к закупке и установке дорогостоящего оборудования. По словам Путина, он обсуждал этот вопрос с главой РАН Александром Сергеевым. Вывод из этого обсуждения состоит в том, что нужно задуматься о специализации научных центров, о создании центров компетенций. Тогда можно будет более эффективно тратить ресурсы и на одной и той же научной базе решать задачи, отвечающие как минимум потребностям региона, если не всей страны.

Второе направление - привлечение в науку талантливых детей, поддержка и продвижение молодых ученых. Здесь важно все: и новый международный научно-технологический кластер на базе "Сириуса", и существующие еще с советских времен практики работы с одаренными детьми в специализированных кружках. По словам президента, "все, кто показывает успешные результаты", должны иметь долгосрочный горизонт планирования своей деятельности". Пока с этим не все гладко: отдельные проекты пока существуют сами по себе, и системы за ними не просматривается. Так, во время встречи со студентами НГУ одна из участниц подняла вопрос, о котором президент, кажется, до этого не задумывался. "Дети приезжают, делают проект и уезжают, - объяснила девушка. - Возможно, для проекта это означает какое-то развитие, но для ребенка - уже нет". Владимир Путин в ответ подтвердил, что задача системы поддержки одаренных детей - не только поддерживать проекты, но и "вести" конкретного человека, и обещал переговорить с руководством "Сириуса".

Третье направление, которое выделил Владимир Путин, касается открытости отечественной науки и ее интеграции в науку мировую. Конечно, это не самоцель. Важно добиваться результатов планетарного масштаба, но лучше, когда они принадлежат земле и народу, откуда мы вышли, подчеркнул глава государства.

России предстоит развивать программу мегагрантов, привлекать в страну выдающихся ученых со всего мира, расширять международное сотрудничество. Для этого, как пояснил глава РАН Александр Сергеев, нужно менять 253-й закон (№253-ФЗ "О Российской академии наук" - profiok.com ), поскольку в нем вообще не предусмотрена международная деятельность Академии. Как объяснил глава РАН, ученые не всегда едут туда, где больше платят: им может быть, например, интересно поработать на какой-то уникальной установке или в конкретном коллективе над конкретной научной проблемой.

Синхротрон в Новосибирске - далеко не единственный проект, который может привлечь поток талантливых ученых. У России есть "археологическое сокровище" - Крым, который интересен археологам всего мира ничуть не меньше, чем Палестина или Израиль. На Дальнем Востоке развернута великолепная база для глубоководных исследований: есть и академический флот, и оборудование.

Сергеев также планирует развивать работу с иностранными членами РАН (сейчас их около пятисот) и расширять сеть зарубежных представительств Академии.

Стоит заметить, что международное научное сотрудничество важно не только с точки зрения обеспечения научных прорывов. В условиях непростой международной обстановки это еще и средство дипломатии, возможность преодолеть противостояние идеологий и пропаганду. Поэтому стоит обращать внимание не только на естественные дисциплины, но и на развитие гуманитарных наук.

О системном подходе "После долгих лет в стране, наконец-то, начала выстраиваться система управления наукой, - считает заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. - Сколько недовольства было по поводу объединения академий! А сейчас сами ученые признают, что слияние РАН с Академией медицинских наук и Сельхозакадемией дало ощутимый синергетический, междисциплинарный эффект. Ведь у медиков, биологов, генетиков, аграриев очень много близких задач, и решать их совместными усилиями будет легче.

Очень приятно, что РАН стремится взаимодействовать с учеными, которые занимаются прикладными исследованиями. Пример - недавнее заседание коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, где представители РАН совместно с генеральными конструкторами ОПК обсуждали перспективы совместной работы. Не меньше радует тот факт, что о развитии науки, о научных достижениях и перспективах заговорили достаточно громко. Еще несколько лет назад никто не вспоминал, что 8 февраля - День российской науки, а сейчас об этом хотя бы мельком слышали все. На следующей неделе в Госдуме откроется выставка, посвященная авиационной науке и столетию ведущего Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (НИЦ). Думаю, появление этой повестки в медийном пространстве привлечет в науку и средства, и кадры.

Новый президент РАН Александр Сергеев, как мы видим, намеревается выстроить именно полноценную систему - с целями, задачами, планами, оценкой целесообразности, поиском эффективных форматов. Из уст Владимира Путина тоже прозвучало - мол, руководство РАН представило системные предложения. Это хороший знак: если такой подход сохранится надолго, появятся и результаты".

"У нас очень часто любят начинать что-нибудь очень важное, не закончив того, что считалось важным еще накануне вечером", - посетовал на заседании Совета по науке Владимир Путин. Было бы замечательно, если бы в случае с развитием науки все оказалось не так. Пока к этому есть все предпосылки: глава государства пообещал учесть все прозвучавшие идеи в ежегодном послании президента Федеральному Собранию и превратить их в "программу совместной работы" научного сообщества и государства.