Интегральный музей-квартира Академгородка и СО РАН сделали подарок всем любителям «отечественной истории» — открыли «ламповую» выставку, посвящённую лингвисту Майе Черемисиной и социологу Татьяне Заславской, чья научная судьба связана с Академгородком. Жёлтые картонки дореволюционных фотографий, письма, патефон, нитяные перчатки, духи «Красная Москва», милые безделушки исчезающего за горизонтом воспоминаний времени — история сестёр Карповых сквозь призму истории народа и страны.
— Мы делали эту выставку буквально на коленках, — рассказывает организатор выставки, директор музея Анастасия Безносова-Близнюк. — Лежали на этом самом полу, клеили на листах бумаги. Помните, раньше стенгазеты клеили. К нам заходили многие люди: жители Академгородка, наши друзья. Кто-то приклеит, кто-то вырежет, кто-то ещё чем поможет. Здесь же не только вещи из семьи, но и вещи из Интегрального музея, которые нам просто дарят. Получается, это вещи — не чужих людей, а друзей Майи Ивановны и Татьяны Ивановны, коллег, соседей, друзей моей семьи. Поэтому, можно сказать, что это совместная выставка жителей Академгородка.
Майя и Татьяна родились в семье, которая была обязана фактом своего рождения, как писала в своих мемуарах Заславская, революции: «Наша мама происходила из высокоинтеллигентной профессорской семьи, а папа был сыном фабричного рабочего и крестьянки». Мама владела несколькими европейскими языками, музицировала, знала греческий и латынь, но реализовать все таланты, доставшиеся ей «в наследство» от семьи, не смогла: 21 июля 1941 года погибла во время первой бомбёжки Москвы. Отец окончил Киевский университет и в 1941 году стал профессором Московского педагогического института иностранных языков. «В нас с сестрой не было ни грамма аристократизма, — вспоминает в своих мемуарах Татьяна Ивановна. — Мы старались быть как все, но постоянно ощущали свою двойственность. Это был не аристократизм, а пока ещё не нашедшая выхода внутренняя интеллигенция». Татьяна Заславская унаследовала любовь к науке, выраженной сухими цифрами и фактами, а Майя Черемисина — к языку.
В годы войны Татьяна и Майя уезжали в ташкентскую эвакуацию, потом вернулись, обе рассказывают в письмах и воспоминаниях, что их квартира в Москве служила «перевалочной базой»: кто-то уезжал на фронт, кто-то с него возвращался — обменивались новостями, которые не звучали в официальной сводке новостей. Военные годы сформировали у сестёр «странную и необычную сверхценность» под названием Россия — война стала обстоятельством, которое определило эту ценность.
Татьяна Заславская поступила в МГУ — на факультет прикладной физики, но через три года перевелась на экономический. «Самым замечательным был закон непрерывного роста производительности труда, — рассказывает о своих студенческих годах Заславская. — Представляете себе: можно ничего не делать, лежать себе на печи, а закон, как сила тяжести, будет сам собою повышать производительность вашего труда. Мне это казалось диким. В таких случаях я обычно задавала вопросы преподавателям: «Ну как же это может быть?» Вопросы эти были им более чем неприятны, так как ответов на них не было и быть не могло. Поэтому у преподавателей и сокурсников создавалось впечатление, что я какая-то не такая, «не как все». По окончании университета меня, несмотря на отличный диплом, не рекомендовали в аспирантуру.
В 1963 году Татьяна Ивановна переехала по приглашению в Новосибирск, где стала работать в лаборатории экономико-математических исследований Института экономики и организации промышленного производства (ИЭиОПП) СО АН. В 1965 году защитила докторскую диссертацию, в 1967 году возглавила отдел социальных проблем в ИЭиОПП, в 1968-м была избрана членом-корреспондентом АН СССР. Не жалея сил, моталась в экспедиции по сёлам и деревням Новосибирской области и Алтая и занималась тем, что сейчас называют «социальным мониторингом» — собирала из «пазлов» человеческих судеб большое полотно под названием «системный кризис экономики». Собственно, Татьяна Заславская и создала в Новосибирске школу социологов, получившую мировую известность. А 8 апреля 1983 года на научном семинаре прочитала доклад, где говорилось о системном кризисе экономики, который был вызван, по её мнению, социальными причинами. Текст доклада с грифом «для служебного пользования» был роздан участникам семинара с условием: сдать после семинара! Однако два экземпляра всё-таки попали за границу в формате «самиздата», где были опубликованы под названием «Новосибирский манифест».
А вот как Татьяна Ивановна описывает в письме «реальную жизнь» в Академгородке: «Жизнь трудна. Белого хлеба нет. Выбрасывают немного батонов по 9 копеек в пять вечера, а к половине шестого их уже нет. С 1 октября изредка появляются макароны через стол заказов, но круп нет. Хочется гречневой каши. Самые обычные здесь разговоры — об отсутствии денег. Словом, в бытовом плане жизнь здесь не райская. Активно строится фантастически красивый и огромный торговый центр с рестораном. А нас, бедных, волнует, чем же он будет торговать?»
В 1987 году Заславская возвращается в Москву — её «роман» с Академгородком продолжается уже в научной работе. Именно Татьяна Ивановна создала отечественную экономическую социологию — раздел науки, рассматривающий связи экономики и жизни общества. Созданный ею Всесоюзный центр изучения общественного мнения, а позднее отделившийся от него аналитический центр Юрия Левады («Левада-Центр») стали крупнейшими организациями, проводящими социологические и маркетинговые исследования в России. И мало кто знает, что интеллектуально он родился в Новосибирске.
Майю Черемисину, к тому времени уже известного лингвиста, в Академгородок переманила сестра — яркими письмами, где рассказывалось о прекрасном городке, где живут свободные духом люди. Майя не устояла и тоже переехала — устроилась работать в НГУ и СО РАН, где и осталась работать до конца жизни.
— Нам было очень важно показать, что, несмотря на разные жизненные пути и разные судьбы, сёстры всегда были очень близки и тесно связаны между собой, — говорит внучка Майи Ивановна Екатерина Шиплюк. — Они были не только сёстрами, но и подругами, и единомышленницами, всегда поддерживали друг друга. В памяти моей и тех, кто их знал, они всегда вместе.
Майя Ивановна считается одной из главных создателей новосибирской синтаксической школы — в 1994 году по её инициативе открылась кафедра языков и фольклора народов Сибири НГУ, где она была первой заведующей. В 1968 году Майя Ивановна стала подписантом известного «Письма 46», когда 46 сотрудников СО АН и преподавателей НГУ подписали письмо с протестом против нарушения гласности в ходе судебного процесса над четырьмя московскими «диссидентами». И хотя, как пишет в своих письмах-воспоминаниях Черемисина, «это было не возмущение, а робкий голос холопов», письмо вошло в историю как голос людей, желавших жить в свободной стране.
Две сестры, две судьбы: Майя Черемисина и Татьяна ЗаславскаяНавигатор (navigato.ru), 7.10.2019
В Академгородке открылась выставка "Сестры Карповы: Майя Черемисина и Татьяна Заславская"Gorodskoyportal.ru/novosibirsk, 8.10.2019
Сестры Карповы: "Не бывает неинтересных людей и историй"Навигатор (navigato.ru), 9.10.2019
Семейная сага научных школНаука в Сибири (sbras.info), 9.10.2019
Выставка "Сестры Карповы: Майя Черемисина и Татьяна Заславская" открылась в АкадемгородкеДеловой квартал (dk.ru), 9.10.2019
Выставка, посвященная двум выдающимся женщинам-ученым, открылась в АкадемгородкеАкадемия новостей (academ.info), 9.10.2019
В Новосибирске пройдет выставка, посвященная сибирским ученым - сестрам КарповымKp.ru, 10.10.2019
Диссидентки и запретная наука: что сделали сестры Карповы для АкадемгородкаNdn.info, 10.10.2019
"Делали все на коленках": жизнь ученых-диссиденток показали в новосибирском АкадемгородкеТайга.инфо (tayga.info), 10.10.2019
"Не бывает неинтересных людей и историй"Навигатор (navigato.ru), 11.10.2019
Роман с АкадемгородкомВедомости Законодательного Собрания Новосибирской области, 21.10.2019