​​​​«Человеческий» ген коры мозга, энциклопедия элементов ДНК, предсказание солнечных вспышек и «разжалование» крошечного динозавра в новом обзоре ведущих журналов от научного редактора Indicator.Ru.

Nature

Обложка.

В выпуске этой неделе публикуются результаты третьего этапа проекта «Энциклопедия элементов ДНК» (Encyclopedia of DNA Elements, ENCODE). Девять статей в этом номере журнала Nature, наряду с работами, опубликованными онлайн и в некоторых других журналах, исследуют наиболее полный каталог потенциальных функциональных элементов в геномах человека и мыши.

В обзорном документе консорциум проекта ENCODE предлагает краткое изложение новых элементов такой своеобразной энциклопедии, которые были созданы наборами данных примерно 6000 экспериментов. Большая часть работ, опубликованных в этом выпуске, посвящена областям ДНК, называемым кандидатами цис-регуляторных элементов (cCREs), которые могут регулировать транскрипцию генов. В трех работах, Джозефа Экера, Бинга Рена, Барбары Уолд и их коллег — рассматривается работа cCRE во время эмбрионального развития мыши.

Две работы Ваутера Мулемана, Джеффа Виерстры, Джона Стаматояннопулоса и их коллег отображают cCREs и следы транскрипционных факторов в сотнях типов человеческих клеток и тканей. Майкл Снайдер и его коллеги сопоставляют петли хроматина в 24 типах клеток человека; Эрик Менденхолл и его коллеги сопоставляют общегеномное связывание почти одной четверти всех хроматин-ассоциированных белков, активных в клеточной линии печени человека; а Брентон Грейвли и его коллеги интегрируют множественные анализы для получения комплексного анализа РНК-связывающих белков и их функциональных элементов. Наконец, в перспективной статье команда проекта помещает несколько этапов кодирования в контекст.

Девять статей в Nature:

Редакционные статьи посвящены совсем разным вещам: одна чисто научная, посвящена 40-летию со дня открытия квантового эффекта Холла, вторая же о политике – критикуется администрация Трампа за то, что она «задвигает» на второй план Центр по контролю заболеваний (CDC).

​Уже и в Nature никуда без BLM. Чернокожая женщина-ученый возмущается тем, что еще слишком много белых старых академиков никак не признают расизм в науке.

Из рассказов об открытиях, опубликованных в других журналах отметим статью об открытии гена, позволяющим женщинам проще переносить боль при родах, а также исследование о том, как москиты эволюционировали для того, чтобы пить нашу кровь.

Рубрика Where I Work посвящена Шейле Роуэн, которая работает в гравитационно-волновой обсерватории.

Отдельно отметим уточнение громкой статьи о «самом маленьком динозавре», найденном в янтаре. Судя по всему, он все-таки не динозавр

Что еще отметим из исследовательских статей – помимо энциклопедии ENCODE?

Показано, что поток Феникс в гало Млечного Пути является приливно-отливным остатком необычайно низкометаллического шарового скопления, которое, возможно, было разрушено в ходе галактической эволюции.

Два динамически различающихся контура управляют торможением в сенсорном таламусе.

Заражение SARS-CoV-2 вызывает интерстициальную пневмонию и репликацию вируса в легких трансгенных мышей, экспрессирующих человеческую версию ACE2, что подтверждает патогенность вируса в этой модели.

Патогенез и передача SARS-CoV-2 у золотистых хомяков напоминают особенности COVID-19 у пациентов с человеческими заболеваниями, что позволяет предположить, что эти животные могут быть использованы для моделирования этого заболевания.

Science

На обложке – ультрафиолетовое изображение Большой (X-класса) солнечной вспышки, произошедшей 7 марта 2012 года, объединив наблюдения, сделанные на с использованием космического аппарата Solar Dynamics Observatory . Эта вспышка нарушила радиосвязь на Земле. Предсказание того, когда произойдет вспышка X-класса, поможет предсказать космическую погоду Земли. Есть и популярная статья

Редакционная статья декларирует осторожный (и это особенно подчеркивается) оптимизм в борьбе с COVID-19.

В рубрике In Depth:

Китайская «бэтвумэн», исследовательница Ши Женгли отрицает свою ответственность за пандемию, требует извинений от Трампа.

Исследование прослеживает генетические реакции на патогенные микроорганизмы вплоть до предков неандертальцев и современных людей.

Горы и муссоны создали тибетское биоразнообразие.

Увы – в журнале очередной некролог. В солидном возрасте 92 лет скончался последний из Большой Тройки исследователей сна, основоположников сомнологии. Уильям Демент наряду с Натаниэлем Клейтманом и Юджином Азеринским стал классиком науки о сне еще при жизни.

В рубрике Perspectives:

Специфичный для человека ген является детерминантом когнитивной архитектуры коры головного мозга человека (в научной статье показано, что мармозетки с человеческим геном получали более развитую кору.

Отмечается и 30-летие космического телескопа Hubble, который был запущен в далеком 1990 году и до сих пор работает.

Из исследовательских статей, о которых мы еще не рассказали, дополнительно отметим:

Представлена молекулярная схема развития микроглии и ее гетерогенности в процессе эмбрионального развития человека.

Очень интересный обзор «Функция вилочковой железы и ее влияние на современную медицину».

Разработана схема перераспределения энтропии для применения в квантовом моделировании и обработке информации.

Анализ аллель-специфичного открытого хроматина обеспечивает функциональный механизм, лежащий в основе некодирующих нейропсихиатрических факторов риска.

Загрязнение воздуха твердыми частицами в Соединенных Штатах за последние четыре десятилетия существенно снизилось, но относительная картина распределения загрязнения сохраняется.

Что нового в Nature и Science. 3 августа