Яндекс.Метрика
Согласно оценке главы Минобрнауки Валерия Фалькова, которую разделяют ведущие эксперты сообщества, система в целом успешно справилась с вызовами нагрянувшей эпидемии. Университеты смогли быстро перестроиться и доучить студентов дистанционно, а во многих вузах уже стартовал процесс государственной итоговой и промежуточной аттестации. 

– Принципиальное решение в этой части, поддержанное университетами, состоит в максимальном использовании онлайн-формата. В случае, когда проведение экзамена в таком режиме объективно невозможно, вузы вправе принимать решение о переносе сроков, – сообщил В.Фальков на совещании у Президента РФ Владимира Путина по вопросам образования в условиях пандемии коронавируса. По данным министра, 77% вузов сохранили оба вида итоговой аттестации выпускников – государственный экзамен и защиту диплома.

Он отметил, что пример быстрой трансформации остальным дали ведущие университеты, при этом большинство справилось с ситуацией вопреки целому ряду обстоятельств: существенно возросла нагрузка на преподавателей, многие из которых до эпидемии не имели опыта работы в виртуальной среде; информационная инфраструктура большинства вузов оказалась не готова к полному переводу учебного процесса в онлайн, как и национальные цифровые платформы; созданный до пандемии ресурс «Современная цифровая образовательная среда», где размещались 900 открытых онлайн-курсов, закрыл лишь 7% потребностей страны. Подчеркнув, что впредь речь не должна идти о замене традиционного формата обучения дистанционным, министр сообщил, что «предлагается определить стандарты для разработки онлайн-курсов и запустить отдельную программу стимулирования их создания, вовлекая в эту деятельность максимально широкое количество представителей научных и образовательных организаций».

В числе ключевых постэпидемических мероприятий в сфере высшего образования – расширение его доступности. По мнению Президента РФ, к намеченному на 2021 год увеличению количества бюджетных мест пора приступать уже сейчас: к приемной кампании-2020 контрольные цифры приема в вузы (КЦП) должны вырасти так, чтобы «не менее 60% выпускников школ смогли претендовать на бесплатное обучение в высших учебных заведениях». Глава министерства доложил: с 1 сентября 2021 года КЦП существенно увеличатся, причем преимущественно в регионах. Дополнительно в этом году будут распределены 11 тысяч бюджетных мест. Кроме того, университеты получат больше возможностей для перевода на бюджет лучших студентов-платников и будут действовать в соответствии с рекомендацией президента «не задирать» цены на обучение. Ставку по образовательным кредитам Минобрнауки предлагает снизить с почти 9 до 3%, одновременно увеличив срок погашения с 10 до 15 лет.

Своими соображениями по организации и поддержке трудоустройства учащихся (в том числе на летний период) и 553 тысяч выпускников вузов поделились практически все участники совещания. По мысли В.Путина, дополнительные рабочие места для студентов должны организовать сельхозпредприятия, в июне будет принят закон, разрешающий старшекурсникам трудиться по месту учебы (как временно, так и постоянно), а летом они могут поработать с детьми. Напомнил глава государства и о формах занятости для учащихся IT- и инженерных специальностей. Минобрнауки, как сообщил В.Фальков, уже прорабатывает пакет дополнительных мер по трудоустройству выпускников этого года, о чем он пообещал рассказать позднее.

Рассчитывают на студентов и в образовательном центре «Сириус».

– Мы готовы в Sirius online объявить набор студентов и представителей региональных компаний партнеров для организации проектной, прикладной, технологической, а по сути воспитательной работы школьников на базе наших региональных центров. Тогда они смогут узнать и стратегию развития регионов, познакомиться с опорными университетами, которые в большем количестве смогут их принять. Летом ребята будут учиться дистанционно, а потом взаимодействовать и очно, – сказала руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева.

Предложение возродить традицию формирования корпуса вожатых из студентов одобрил президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий. В своем выступлении он особо отметил сплоченность руководителей вузов в период пандемии. Ректор МГУ поделился идеей привлекать в страну иностранную молодежь, усилив информационную деятельность вузов и профильных министерств. К примеру, по его словам, нужно активизировать сайт Russia.Study, рассказывающий о преимуществах нашей системы образования. В.Садовничий также предложил зачислять абитуриентов-иностранцев по системе портфолио, выразив уверенность в том, что таких первокурсников в 2020 году будет не меньше, чем в прошлом. Ректор СПбГУ Николай Кропачев подкрепил ее вескими фактами:

– Если в прошлом году на эту дату в наш университет были поданы 1500 заявлений от иностранных студентов, то сейчас их более 2100. Больше всего заявлений поступило из тех стран, где Россия оказывала гуманитарную помощь.

Сказалось это обстоятельство и на количестве участников вебинаров СПбГУ для зарубежных учителей: число записавшихся на занятия выросло с 70 человек в прошлом году до 990 человек в нынешнем. Ощутимо возрос и интерес к библиотеке, музеям и мероприятиям вуза.

О настоящем и будущем российской высшей школы ее глава говорил и в ходе диалога с генеральным директором АНО «Россия – страна возможностей» Алексеем Комиссаровым. Его команду недавно поздравляли с двухлетием запуска одноименной платформы десятки лидеров, стартовавших с нее на новый этап карьеры.  Среди них есть ректоры вузов, мэры, губернаторы, министры. На базе ресурса недавно был запущен очередной проект – онлайн-марафон «Время карьеры», в формате которого студенты смогли пообщаться с представителями крупных отечественных и зарубежных компаний, поучаствовать в семинарах и мастер-классах, найти для себя вакансии и стажировки. Одной из тем диалога стало трудоустройство управленцев в университетах и Министерстве высшего образования и науки. В.Фальков приоткрыл «завесу тайны»:

– Мы приготовили несколько назначений на вузы, включая проректоров и ректоров, некоторых присмотрели прямо в министерстве.  У нас сейчас такой период, когда изменилась структура и появились вакансии.

Он также сообщил, что в «людях неординарных, желательно без профессиональной деформации сознания» сегодня очень нуждаются создаваемые министерством НОЦ (научно-образовательные центры мирового уровня). Отсутствие технологических предпринимателей, способных связать исследователей, рационализаторов и инноваторов с массовым производством,  министр назвал «самым слабым местом» этих структур. Он пообещал, что в следующем году под победителей конкурса «Лидеры России» в НОЦ целевым образом будут открываться управленческие, исследовательские и предпринимательские позиции.

Татьяна ВОЗОВИКОВА