Яндекс.Метрика
 
В 2019 году в России стартовал новый проект — опорные школы Российской академии наук. В нем участвует более 100 школ по всей стране. В Красноярске, по результатам независимой экспертизы, были выбраны три: 10 школа, 7 лицей и 13 гимназия. Работу с ними курируют научные сотрудники Красноярского научного центра СО РАН. У проекта много целей, в том числе — дать возможность талантливым детям попасть в научный мир, расширить представление о науке, найти востребованное направление, вуз, построить карьеру. Основная цель – привлечение молодых кадров и специалистов в науку. 

 
По итогам года ребята, обучающиеся в академических классах, представили свои научные проекты на  XXIV Междисциплинарной конференции молодых ученых ФИЦ КНЦ СО РАН, секция «Опорные школы РАН. Она прошла 22 апреля в гимназии № 13 в Академгородке. Это уже вторая ежегодная конференция для учеников опорных школ. 

 
У каждого образовательного учреждения, входящего в проект,  свое научное направление. В 13 гимназии  это молекулярная биология и персонифицированная медицина. В 7 лицее — химико-биологические исследования, в первую очередь, комплексной переработки возобновляемого сырья. Средняя школа 10 —  физико-математическое направление. Ученики восьмых и девятых  классов представили 16 докладов.  Над своими проектами ребята работали несколько месяцев. В работе им помогали кураторы – научные сотрудники, под руководством которых школьники изучали литературу по теме своего исследования, проводили эксперименты и обсуждали результаты. 

 
«Начать работу было нелегко, у учеников восьмого класса еще нет достаточной теоретической подготовки, у них по программе только началась химия и биология, а нам для работы нужны знания об основах генетики и молекулярной биологии, – рассказывает Марина Смольникова, научный руководитель класса РАН в Гимназии №13, кандидат биологических наук, руководитель группы молекулярно-генетических исследований НИИ медицинских проблем Севера КНЦ СО РАН. – Ситуация осложнялась тем, что мы, ученые, раньше не участвовали в образовательном процессе детей. Учиться пришлось всем. Тем не менее, уже в конце первого года реализации проекта «опорные классы РАН» (2019-2020 гг.) ребята из 13 гимназии приняли участие в ежегодной конференции молодых ученых Красноярского научного центра вместе с аспирантами. Школьники представили четыре проекта, которые были посвящены изучению клеток человека, иммунологии, изучению структуры белков и нуклеиновых кислот. В прошлом году работа, посвященная изучению состава мясных изделий, заняла первое место на конференции». 

 
На конференции 2021 года члены жюри –  ученые ФИЦ КНЦ СО РАН, отметили хороший уровень работ и осознанность в выборе тем. Лучшим проектом была признана работа Анны Захарченко и Юлии Лисицыной учениц 7 лицея «Выделение пектина из коры дерева». Научный руководитель –  Юрий Маляр, кандидат химических наук, старший научный сотрудник Института химии и химической технологии СО РАН, рассказал, что Анна и Юлия уже участвовали в конференции прошлого года, работают увлеченно и видят свое будущее в биохимии. 

 
2 место заняли: Юдасин Лев (Школа 10) Куратор –  младший научный сотрудник Института физики имени Л. В. Киренского СО РАН Роман Морячков. Тема его выступления «Компьютерная симуляция взаимодействия фотонов с атомами и их электронными оболочками». 

 
3 место разделили две научные группы. В составе первой Поддубный Александр, Чистова Арина, Солтис Майя, Потапова Екатерина, Василько Влада, Шилкина Кристина (Гимназия 13). Куратор проекта – Елена Хилажева. Тема исследования «Исследование дифференцировки нейрональных стволовых и прогениторных клеток». 

 
Состав второй группы: Дорошкевич Ирина, Ворошилов Лев, Алябьев Никита, Обедина Диана, Безрученко Юлиана (Гимназия 13) Куратор –  кандидат биологических наук Василиса Красицкая. Тема работы «Изучение термостабильности целентеразин-зависимых люцифераз Renilla muellery, Metridia longa и NanoLuc». 
 
Что дает ученикам участие в таких мероприятиях рассказал Алексей Кокорин декан факультета подготовки кадров ФИЦ КНЦ СО РАН, кандидат наук, ответственный исполнитель по проекту опорных школ РАН в Красноярске: 

 
«Все ребята получают дипломы для своего портфолио. Мы поднимали уже тему на уровне Академии наук, как стимулировать участников и, например, какие льготы при поступлении будет давать будущим абитуриентам участие в проекте и таких конференциях. Пока нет отработанной методики, потому что проекту только два года. Но до поступления этих ребят у нас еще есть время, и мы надеемся, что удастся решить этот вопрос, и ученики опорных школ РАН будут получать льготы или дополнительные баллы при поступлении в вузы. В любом случае, ребята получают опыт научной работы, навык участия в научных конференциях. А это подготовка работы, исследование, совместная работа с учеными РАН, выступление, ответы на вопросы, анализ своего результата, сравнение с другими. Появляется азарт, первые научные амбиции». 

 
В 2020 году была утверждена концепция развития опорных школ РАН в Красноярском крае. Она включает в себя теоретический, практический, экскурсионный и исследовательский модуль. Ставятся задачи, в том числе на самостоятельное изучение, учеников консультируют, мы предоставляем наше оборудование для получения научных результатов. Проект поддерживает ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» и Министерство образования края».

 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

 

Красноярский научный центр СО РАН провел конференцию опорных школ РАН
Красноярский научный центр СО РАН провел конференцию базовых школ РАН
Красноярский научный центр СО РАН провел конференцию базовых школ РАН