Уровень безработицы в России вырос до 6,4%. В январе 2020 г. безработными числились 3 482 000 человек, с марта по сентябрь этот показатель увеличился до 4 808 000. Из-за кризиса на рынке труда, подстегиваемого коронавирусом, обладатели дипломов вузов готовы сейчас работать курьерами, помощниками по хозяйству, администраторами. Однако спрос на высшее образование продолжает оставаться высоким. Из-за пандемии единый государственный экзамен (ЕГЭ) в этом году был обязательным только для тех, кто решил поступать в вузы, т. е. сдавать его можно было по желанию. Однако, по данным Рособрнадзора, 90% выпускников школ ЕГЭ сдавали. Таким образом, большинство приняло решение продолжить образование в институтах и университетах.
В 2020 г. в 252 российских вузах выделено 525 633 бюджетных мест.
Насколько высшее образование способствует успеху в карьере? Помогает ли оно при поиске работы, дает ли конкурентные преимущества? И в каких сферах оно все еще необходимо, а где без него уже можно обойтись?
Есть и другие причины – например, такая, как возможность получить отсрочку от армии. Но главное – в России диплом о высшем образовании все еще остается элементом национального культурного кода.
Во многих странах это уже не так. Вот что говорит психолог Джулия Врееман, работающая в Амстердаме:
«Согласно социологическим исследованиям, наша молодежь самая счастливая, точнее, самая довольная жизнью. При этом получать высшее образование планирует очень небольшая доля молодых людей. Дело в том, что люди с дипломом более разборчивы при поиске работы, более требовательны к тому, какой должна быть их карьера, а значит, не достигнув желаемого, острее начинают чувствовать себя неудачниками. А если учесть, что современное общество нуждается в большем количестве работников в сфере обслуживания, то люди с высшим образованием имеют высокие шансы оказаться на должностях ниже того уровня, на который рассчитывали. Потому у голландцев высшая школа не относится к категории почти необходимого, как зачастую бывает в России».
Десятилетия экономической стабильности также способствуют тому, что молодое поколение не спешит, завершив один уровень образования, сразу же переходить на более высокий.
«Сам по себе диплом никогда не был гарантией успешной карьеры или высокого социального статуса, – подчеркивает нейрофизиолог, психолог и HR-консультант Марина Беляева. – Все зависит от мотивации, личных достижений будущего специалиста, выбора направления, готовности к дальнейшему развитию в профессии».
При этом для России характерно, что человек, получив диплом по одной специальности, уходит совершенно в иные сферы. И чем проще процесс обучения и менее специфично выбранное направление, тем ниже вероятность того, что, поступая в вуз, человек принимает сознательное решение использовать полученное образование в своей дальнейшей работе. И наоборот.
Например, по данным Росстата, в области клинической медицины свою деятельность продолжает 97% выпускников медицинских вузов. Среди выпускников педагогических вузов только 20% кардинально меняют сферу деятельности, 80% так или иначе связывают свою жизнь с образованием, преподаванием и просвещением. Среди IT-специалистов полных «перебежчиков» уже больше – 22%: их знания и навыки востребованы сегодня во всех отраслях и IT-специалисты способны встраиваться почти в любые производственные и управленческие процессы. Куда меньше верны профессии обладатели дипломов юристов: работу по профилю продолжает немногим более 70%. А из выпускников факультетов экономики и управления свои знания использует по прямому назначению лишь 60% выпускников, остальные уходят в другие сферы деятельности.
Причины, вынуждающие выпускников вузов искать иное применение своим способностям, разные. Кто-то не может найти работу по специальности, кого-то не устраивает зарплата.
«Никто не знает, сколько и каких специалистов необходимо подготовить. Чаще всего руководители образовательных программ ориентируются на контрольные цифры приема, которые спускает министерство, и не занимаются исследованиями того, какие специалисты с высшим образованием и в каком количестве нужны конкретному региону. Чуть лучше дело с этим обстоит в федеральных вузах и национальных исследовательских университетах, – указывает Щеглова. – Эффективность диплома измеряется долей трудоустроенных выпускников и размером их зарплаты. Данные Росстата показывают, что в целом уровень занятости выпускников вузов и их зарплата выше, чем у тех, у кого нет диплома. Но эти преимущества образования нивелируются экономическим неравенством регионов: дипломированный специалист в Иванове зарабатывает вдвое меньше, чем такой же в Красноярске».
О сегодняшних предпочтениях абитуриентов Фальков рассказал в августе на совещании у президента Владимира Путина. В целом, без разбивки по вузам и регионам, выпускники школ чаще всего в 2020 г. выбирали информационные технологии, инженерное дело, медицину и педагогику. По всей стране выросли рейтинги специальностей, связанных с химией, биологией и физикой. Пользуются спросом направления, в основе которых изучение компьютерных технологий, методов обработки данных. Выросла популярность факультетов, связанных с цифровой аналитикой и веб-разработкой. По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, в 2020 г. самый высокий конкурс был на мехмате, биофаке, факультете вычислительной математики и кибернетики. А на один из самых молодых факультетов МГУ – космических исследований конкурс составил 40 человек на место. По данным Росстата, на фоне пандемии почти на 4% увеличилось число поступающих в медицинские вузы.
В то же время, как показывают исследования ВШЭ, определенный дисбаланс сохраняется: с 2015 по 2019 г. высокий спрос сохранялся на медицинские, педагогические, физико-математические, юридические, экономические, строительные и IT-специальности. В то же время сельскохозяйственные направления демонстрируют постоянный недобор даже на бюджетные места.
Тонкости трудоустройства
Согласно результатам обследования рабочей силы Росстатом за 2019 г. в целом по России 69% выпускников вузов работают по специальности или «скорее по специальности». Однако в стране очень высок уровень региональной дифференциации в трудоустройстве выпускников, обращает внимание Щеглова:
«Например, в Кировской области трудоустраивается 95% выпускников вузов, а в Ингушетии 41% молодых специалистов остаются безработными».
Так или иначе, значительное количество выпускников сталкиваются с проблемами трудоустройства. Работодателям сложно проверить компетенции молодого специалиста, и они предпочитают людей с опытом. Во времена СССР, когда существовала единая программа обучения, по вкладышу в диплом с оценками можно было хотя бы примерно понять, чему именно и насколько обучен человек. Сегодня каждый вуз в той или иной степени самостоятельно разрабатывает образовательные модули, потому не всегда предсказуемы набор компетенций выпускника и их уровень.
«Подразделения HR в крупных компаниях выстраивают собственные системы проверки квалификации молодых специалистов без опыта работы, – рассказывает Нина Яныкина, ректор Университета 20.35. – Обычно на новое место человек приходит с резюме. У HR есть свои критерии, по которым определяется, подходит ли сотрудник. Например, место предыдущей работы, наличие рекомендаций, сертификатов о прохождении курсов, стажировок, практик. Но когда речь идет о выпускнике, тут один показатель – диплом определенного вуза. В современной ситуации он может быть дополнен цифровым портфолио».
Для студентов Университета 20.35 наличие цифрового резюме – обычная практика. В него заносятся сведения о прохождении курсов, об участии в конференциях, интенсивах, создании стартапов, практике, стажировках в компаниях и т. п. Причем самостоятельно занести информацию в портфолио, т. е. подделать или «накрутить» компетенцию, студент не может.
«Такое цифровое портфолио наряду с дипломом вуза, который котируется у работодателя, помогают вчерашнему студенту быстрее трудоустроиться и реализовать свои амбиции», – уверена Яныкина.
Вуз дает фундаментальные знания, создает базу, позволяющую самостоятельно решать сложные задачи. Но главное – практика. «Совмещение учебы с работой позволяет студенту не столько зарабатывать, сколько приобретать и накапливать опыт, на который потом будет смотреть потенциальный работодатель», – подчеркивает Щеглова. Трудоустройству молодых специалистов помогает сотрудничество институтов с крупными компаниями.
«У нас более 300 вузов-партнеров, – рассказывает Андрей Очеретный, исполнительный директор Центра академических партнерств «Сбера». – Форматы сотрудничества разные. С одними мы работаем в рамках образовательных программ подготовки студентов и переподготовки преподавателей. С другими – через поддержку работы бизнес-инкубаторов и помощь в развитии перспективных стартапов. А с кем-то мы работаем по карьерным мероприятиям – например, предлагаем студентам стартовую позицию, стажировку или практику для успешных первых карьерных шагов в «Сбере».
В компании Biocad, по словам ее вице-президента по HR Александра Глазкова, с 2014 по 2020 г. стажировку прошло 466 студентов более чем из 90 вузов.
«Каждый четвертый продолжил свою карьеру в Biocad», – говорит Глазков.
А гендиректор компании «Геопроект-изыскания» Николай Алексеенко считает, что предприятия должны формировать прямой запрос к вузам с ориентацией на решение будущим выпускником определенных задач, чтобы по окончании вуза он мог быстро интегрироваться в производственный процесс.
«За последние годы в нашей компании прошли практику несколько десятков человек, в том числе из МГУ и Бауманки, – рассказывает Алексеенко. – Я уверен, что их карьера складывается успешнее по сравнению с теми, кто учился только по книгам. Совместно с Государственным университетом по землеустройству мы создали базовую кафедру цифрового землеустройства, и часть занятий проходит непосредственно в нашей компании».
Генеральный директор союза «Молодые профессионалы WorldSkills Russia» Роберт Уразов также считает важной возможность реальной верификации полученных студентами навыков и знаний.
«Например, отправляют на соревнования студента-инженера второго курса, дают ему задание по инженерному дизайну, а он не может выполнить базовый чертеж. Сразу возникает реальная оценка ситуации, – поясняет Уразов. – Инженер должен уметь сделать чертеж. Независимо от того, выполнен он карандашом на бумаге или в компьютерной программе, этот навык должен быть. Конечно, знания инженера-конструктора состоят не только из этого. Но если базовый навык, с помощью которого профессионал собирается зарабатывать, делать стартап, расти и строить профессиональную карьеру, находится на нулевом уровне, о чем можно говорить? И лучше об этом узнать на первом или втором курсе, чем когда выпускник с дипломом уже придет на работу. Именно поэтому важны стажировки, соревнования, практики, работа в бизнес-инкубаторах».
Учеба в реальном времени
Все большую популярность приобретает гибкая система подготовки студентов, которая позволяет собрать и достроить те компетенции, которые будут востребованы в профессиональной деятельности. Например, те части высшего образования, которые организуют мышление, или базовые системные знания по психологии, включая социальную психологию, так же необходимы для эффективного менеджера, как и знания законов экономики и основ производства.
«Четко определить границы профессии сейчас невозможно. Одни профессии быстро отмирают, им на смену приходят новые, требующие иных компетенций. Поэтому высшее образование, как и курсы дополнительного образования, встраивается в практику обучения в течение всей жизни, – отмечает Щеглова. – Так называемое life long learning – это не собирание «корочек», а необходимые элементы развития человека. Конструирование компетенций по принципу Lego учит постоянной адаптации в работе. Подобные практики, например, используются по выбору для общеуниверситетских курсов в НИУ ВШЭ. Они так и называются: «МагоЛего». Любой студент может записаться на такой курс независимо от направления подготовки и изучать почти все – от древних рун до машинного обучения».
Часто аргументом в споре о ценности диплома является то, что многие успешные люди и визионеры не имели документа о классическом для своего времени образовании. В пример приводят Генри Форда, Билла Гейтса, Стива Джобса, Джона Дэвисона Рокфеллера.
«Конечно, единичные прорывы, в основе которых лежит глубокая вовлеченность конкретного гения, будут происходить и дальше, – считает Ирина Гордина, продюсер образовательных и социальных проектов. – Но системное высшее образование гарантирует, что специалист освоился в поле знаний структурированно, что из его обучения не выпало самое важное – формирование широкого профессионального и гуманитарного кругозора. Можно бесконечно развиваться в любом направлении. Но именно в университете человек получает базу научного мышления, раскрывает способность принимать взвешенные решения, учится выстраивать отношения в будущем профессиональном кругу».
Часто диплом уже действительно не дает в современном мире значимых профессиональных кредитов.
«С точки зрения прикладных навыков быстро наступает инфляция образования, – отмечает Щеглова. – Это особенно характерно для сфер искусства, дизайна, медиа, многих направлений IT».
Сегодня теоретические и практические навыки можно получить самыми разными способами – есть множество курсов (включая онлайн), образовательных центров и программ. Да и специальностей, где не требуется высшее профильное образование и где успех зависит исключительно от личных навыков и практики, немало.
«Кому должны предъявлять диплом о высшем образовании видеографы, независимые блогеры или стрингеры? Сами себе? – рассуждает Светлана Ярославская, директор Учебного центра кино и телевидения UHD. – На них работает собственное портфолио, личный блог, харизма. Да и ни одно образовательное учреждение не обеспечит вам высокий уровень профессионализма, до тех пор пока вы сами не наработаете этот уровень».
Валентина Ендовицкая