Яндекс.Метрика
​​
Научный подход отличается от обывательского опорой не на домыслы, а на факты. Фактов для анализа на последнем заседании Президиума СО РАН прозвучало предостаточно. Тема была животрепещущей: «Коронавирус: ситуация в настоящий момент». По словам основного докладчика, члена-корреспондента РАН, вирусолога Сергея Нетесова, человечество сегодня находится в лучшей ситуации, чем во время борьбы с эпидемией атипичной пневмонии в 2003 году, – знаний о коронавирусах с тех пор у ученых прибавилось. Пока пандемия разворачивается. По данным Университета Джона Хопкинса, зафиксированы более 5 миллионов заражений и свыше 340 тысяч летальных исходов. Примерно у 14% заболевших наблюдается тяжелое течение болезни, средняя летальность по миру на сегодняшний день – 6,6%, в России – около 1%, но в нашей стране пик смертности, к сожалению, еще не пройден. Итоговую летальность можно будет посчитать не раньше, чем через 14 дней после окончания пандемии. Причем число случаев заражения в России и мире может быть, по мнению С.Нетесова, существенно больше, официальная статистика – лишь вершина айсберга. Дело в том, что вирус коварен –  большая часть заболеваний протекает бессимптомно. Именно поэтому в статье в National Geographic, где проведен сравнительный анализ принятых в Европе мер борьбы с пандемией, утверждается, что наибольший эффект дали повсеместное ношение масок, социальное дистанцирование и отмена массовых мероприятий. Подтверждается эта гипотеза и американскими цифрами. Губернатор Сан-Франциско ввел жесткие противоэпидемические меры на шесть дней раньше, чем губернатор штата Нью-Йорк, в итоге в первом штате – 90 000 зараженных, во втором – 360 000. 

– Сейчас необходимы противоэпидемические меры с обязательным ношением масок во всех общественных местах, – подчеркнул вирусолог. – Параллельно следует усиливать выявление больных, в том числе и бессимптомных, за счет массового тестирования. Кроме того, нужно начать тестировать всех желающих на антитела, но только с использованием официально зарегистрированных тест-систем. И,  может быть, имеет смысл выдавать сертификаты гражданам с хорошим уровнем защитных антител.

Что касается качества существующих тест-систем, С.Нетесов рекомендовал (и президиум его поддержал) выйти на Росздравнадзор и другие официальные органы – с предложением публиковать сравнительные таблицы эффективности различных тестов, как это делается в некоторых европейских странах.

Объективные данные – то, чего сегодня не хватает ученым. При их наличии мгновенно разоблачаются, скажем, конспирологические теории появления вируса SARS-CoV-2  в нашей жизни. Так, в 2015 году в Nature была опубликована работа о совместном исследовании американских, швейцарских и китайских ученых, получивших вирусный гибрид – коронавирус с синтезированной ДНК. Но любому вирусологу сразу ясно: этот вирус не гомологичен нынешнему. Более того, судя по опубликованным нуклеотидным последовательностям, SARS-CoV-2 – природного происхождения. «К сожалению, конспирология, сама как прилипчивый вирус», – подчеркнул докладчик.

Для моделирования развития эпидемии не хватает информации о том, какая доза вируса, попадая в организм человека, приводит к заболеванию и какую человек выделяет в окружающую среду за единицу времени, какова скорость инактивации вируса при различных температурных условиях. Неясны до конца и механизмы развития болезни в организме человека. Несмотря на количество летальных исходов, не хватает данных гистологии. Nature даже призвал патологоанатомов разных стран объединяться в консорциумы и обмениваться результатами вскрытия.

– Колоссальный рост научных публикаций (более 200 тысяч на данный момент) и сверх­быстрое накопление фактов создают огромную сложность в оценке сложившейся ситуации. Надежные компьютерные модели прогноза эпидемической динамики CoViD-19 отсутствуют, – подчерк­нул содокладчик С.Нетесова академик Николай Колчанов.

Родоначальник математической иммунологии в России – академик Гурий Марчук, долгие годы работавший в Сибирском отделении. Неудивительно, что институты СО РАН инициировали разработку интегрированной информационно-компьютерной платформы для изучения коронавируса и создание мультимасштабной модели для принятия эпидемиологических решений.

В последней рекомендации ВОЗ честно сказано, что сегодня нет препаратов с подтвержденной эффективностью для лечения CОViD-19. Еще один содокладчик – заместитель председателя СО РАН академик Михаил Воевода – отметил, что нельзя предсказать, как будет развиваться заболевание у конкретного человека. «Мы не можем предугадать, случится ли пневмония, цитокиновый шторм, острый респираторный дистресс-синдром, легочный фиброз, тромбоз… Судя по всему, здесь решающую роль будут играть генетические исследования больных», – предполагает академик. Тем не менее  основную часть пациентов из группы риска удалось обрисовать достаточно четко: это пожилые люди, у которых есть сахарный диабет, болезни сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, почек, ожирение (излишний вес, кстати, фактор риска даже при отсутствии хронических заболеваний). М.Воевода резюмировал, что у медиков открылось огромное поле для фундаментальных исследований. Оказалось, что развитие острых респираторных вирусных инфекций изучено явно недостаточно.

Внесут свой вклад сибиряки и в разработку вакцины от SARS-CoV-2. Сегодня в ВОЗ зарегистрированы более 90 проектов по разработке вакцин, в России ведут работу над 20 кандидатными вакцинами. Но подавляющее большинство препаратов производится методами генной инженерии. В ФИЦ фундаментальной и трансляционной медицины СО РАН решили применить старый добрый способ получения вакцин на основе ослабленного и дезактивированного вируса.  По словам М.Воеводы, этим займется группа исследователей под руководством докторов медицинских наук А.Шерстопалова и А.Чепурнова.

Благодаря успешному функционированию Межведомственной рабочей группы по CoViD-19 и Меж­институтского центра компетенций для борьбы с особо опасными инфекциями уже проведены математическое моделирование и прогнозирование распространения эпидемии в Москве (прогноз группы под руководством члена-корреспондента РАН Сергея Кабанихина подтвердился), получена поддержка от правительства Новосибирской области по расширению производства ключевых компонентов для тест-систем на базе Института химической биологии и фундаментальной медицины и компании «Биосан» (на снимке), передан на клинические испытания ряд противовирусных препаратов.

Что же касается сегодняшней ситуации, по мнению С.Нетесова, человечество подошло к развилке: либо нам удастся победить вирус, а в будущем и искоренить его, как случилось с возбудителем атипичной пневмонии, либо придется с ним жить, защищаясь вакцинацией или грамотной терапией. Во всех этих случаях роль науки будет первостепенной.

Ольга КОЛЕСОВА