Ученые МГУ проанализировали собранные в Байкале пробы и пришли к неутешительному выводу: озеро загрязнено микропластиком. Результаты исследования опубликованы на сайте "Берега России".

Много или мало?
Специалисты изучили пробы воды, взятой возле Танхоя, Нового Энхалука и Бабушкина. По их словам, это наиболее заселенные прибрежные зоны на Байкале и, следовательно, самые загрязненные. В 1300 тоннах воды ученые обнаружили 248 частиц микропластика.

- Это кусочки полимеров от 0,3 до 5 мм, по сути, фрагменты трудноразлагаемого мусора, - уточняется в исследовании.

По подсчетам ученых, это около 30 тысяч частиц на один квадратный километр.

- Максимальный показатель был в районе города Бабушкин - довольно крупного по меркам Байкальского побережья. Там обнаружено почти 50 тысяч частиц на квадратный километр, - отмечают в МГУ,

Далее приводится сравнительная характеристика с другими знаковыми водоемами в мире.

- Много это или мало? Честно говоря, немало. Если сравнить с литературными данными, это в 1,5 раза больше, чем в монгольском озере Хубсугул. Но в 1,5 раза меньше, чем в Великих Канадских озерах, в 1,7 раза меньше, чем в Женевском озере, и всего в 11 раз меньше, чем в Большом Тихоокеанском мусорном пятне, - говорят исследователи.

При этом замечают, что на берегу Женевского озера живет около миллиона человек, в разы больше, чем на Байкале, а его площадь наоборот в десятки раз меньше. А в Тихоокеанском мусорном пятне количество микропластика максимально из всех известных в мире.

Разрушается, но не исчезает бесследно
Также в исследовании говорится, что микропластик постепенно разрушается. Распад пластика происходит из-за воздействия ультрафиолета в прозрачной воде, из-за перепадов температур, циклов замерзания-оттаивания, действия волн - все это на Байкале сильно выражено. Также пластик могут рвать крошечные микроводоросли, которые его обрастают.

- Однако измельчение пластиковых частиц не бесконечно и не делает их менее неприятными; они все так же остаются в экосистеме. Биологические эффекты микропластика еще мало изучены, но они есть и часто носят негативный характер. К примеру, они могут заглатываться водными животными и планктоном, могут сорбировать на поверхности опасные вещества или сами выступать как токсины, на их поверхности могут существовать и мигрировать микроскопические формы жизни, не всегда приятные: бактерии и сине-зеленые водоросли, - отмечают ученые.

Ученые резюмируют, что пока проанализировали только пробы с сильно населенной по байкальским меркам зоны. На западном побережье и севернее, в районах заповедников, количество микропластика, возможно, окажется ниже.

- На конкретных участках акватории концентрация частиц микропластика не остается постоянной, она может изменяться в зависимости от направления и силы ветра, течений, сезона и др, - подчеркивается в исследовании.

Ранее сообщалось что специалисты Лимнологического института СО РАН и общественной организации "Глубина ответственности" рассказали, что сетями загрязнена значительная часть дна мелководий Байкала "с юга на север и с запада на восток".

Владимир Буяхаев