Такое решение было принято с учетом обратной связи от организаций, одержавших победу в грантовых конкурсах Фонда Потанина в период кризиса, и основано на результатах онлайн-опроса, проведенного в ноябре 2020 года. В опросе приняли участие 162 организации.
Анализ показал, что негативные последствия пандемии в большей степени сказываются на организациях в целом (38%), чем на поддержанных проектах (12%) (Рис. 1-2). При этом более 40% опрошенных пока не могут определиться с тем, какое влияние пандемия окажет на проект или организацию. Для минимизации рисков, связанных с устойчивостью организации в период напряженной эпидемиологической обстановки, Фонд увеличивает сумму грантов на 10%, но не более, чем на 300 тыс. рублей, от суммы содержательных расходов по проекту для юридических лиц, победителей следующих конкурсов:
- «Общее дело», «Новое измерение», «Школа филантропии» в рамках благотворительной программы «Эффективная филантропия»
- «Музей 4.0», конкурс 2020 года, в рамках благотворительной программы «Музей без границ».
Дополнительные средства гранта могут быть потрачены на любые нужды, которые будут способствовать стабильной работе организации. Важно отметить, что они не могут быть потрачены на нужды, которые запрещены принципами и правилами конкурсов, но при этом Фонд не требует финансовой отчетности (достаточно отразить в содержательном отчете по гранту, как они были использованы для достижения целей проектов).
Рис. 1
Рис. 2
Подавляющее большинство (88%) опрошенных грантополучателей (Рис. 3) заявили о своей готовности завершить поддержанные проекты в утвержденные сроки.
Рис. 3
Учитывая продолжающуюся неопределенность, а также трудности у ряда грантополучателей, Фонд предлагает при необходимости воспользоваться опцией продления срока действия грантов и продлить договор на срок до 12 месяцев (если срок проекта меньше 12 месяцев) или на срок до 18 месяцев (если срок проекта больше 12 месяцев) с даты его заключения. Данная опция также относится к грантополучателям – победителям указанных выше конкурсов.
73% процента опрошенных (Рис. 4) заявили о том, что им требуется дополнительное обучение в сложившейся ситуации. Среди наиболее востребованных тем для обучения оказались фандрайзинг и маркетинг, информационные технологии, развитие внутри- и межсекторных партнерств, антикризисный менеджмент. Фонд продолжит экспертное сопровождение грантополучателей и будет предлагать различные форматы и инструменты для их развития, в том числе с учетом выявленных пожеланий. К настоящему моменту мы успели запустить ряд программ повышения квалификации совместно с ведущими российскими вузами, среди которых «Дистанционные методы образования» (ВШЭ), «Научная коммуникация» (ИТМО), «Педагогический дизайн» (ТГУ). Кроме этого по инициативе Фонда были созданы такие курсы как «Как закрыть год в НКО онлайн» (D-Group Social), курс по цифровым компетенциям для музейных специалистов (ИКОМ) и целая серия образовательных продуктов от фонда «Добрый город Петербург» – «Удаленная работа НКО: эффективные решения», «Кризисный менеджмент в НКО: обживаем новый мир» и «Устойчивый проект в неустойчивые времена».
Рис. 4
Грантополучатели, попадающие под условия дополнительной поддержки, получат уведомление в свои личные кабинеты на нашем портале, где будет подробно описан порядок действий для обращения в Фонд.