Яндекс.Метрика

В рамках правительственного часа в Госдуме 16 сентября выступил глава Минобрнауки Валерий Фальков. Поскольку год назад его предшественник Михаил Котюков рассказывал парламентариям о ходе реализации нацпроекта «Наука», в этот раз внимание депутатов было сосредоточено вокруг второй составляющей деятельности ведомства – высшего образования. Тема заседания звучала даже более конкретно: «О готовности системы высшего образования к организации образовательного процесса в изменившихся условиях». Разговор, впрочем, предсказуемо вышел за рамки обозначенной темы.

О том, ждёт ли студентов полный переход на онлайн-образование, от чего будет зависеть зарплата ректоров и ждёт ли Россию отказ от болонской системы, рассказывает портал profiok.com.

Вирусоустойчивость доказана

Вынужденный переход российских вузов на дистанционный формат обучения стал для системы образования непростым испытанием. Однако, по словам Фалькова, он стал стресс-тестом, продемонстрировавшим, что при должном уровне подготовки вузов и при наличии адекватных организаторов «не выйти из равновесия» в новой реальности всё-таки возможно.

Министр признал, что далеко не все вузы были готовы к полному переводу учебного процесса в онлайн. Однако постепенно этот процесс удалось нормализовать, чему помогли регулярные консультации и обмен лучшими практиками. Конечно же, здесь сыграл большую роль и существовавший до этого задел: организовать процесс онлайн-обучения с нуля, разумеется, не получилось бы.

Итоговые цифры впечатляют: за несколько недель по всей стране на дистанционный формат было переведено преподавание более миллиона дисциплин, и большинство курсов были проведены вовремя, то есть без переноса на следующие семестры.

Сыграла роль и самоотверженность вузовских преподавателей, которую Валерий Фальков отметил особо. Именно благодаря их усилиям удалось организовать защиту выпускных квалификационных работ и государственные экзамены. По итогам закончившегося учебного года дипломы о высшем образовании получили 550 тысяч студентов-очников.

«Переход на дистанционный формат работы был вынужденной необходимостью, но российская система высшего образования с данным вызовом в целом справилась», – подытожил министр.

Тем не менее, Фальков особо отметил, что при всех выявившихся плюсах «удалёнки» ни о каком полном переводе образования в дистанционный формат речи быть не может. И дело даже не только в том, что не все вузы готовы к дистанционному формату технически и не все преподаватели в состоянии резко перестроиться и погрузиться в «цифру». Это как раз решаемо. Дело в том, что важнейшие процессы университетской жизни, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса, сделать виртуальными невозможно в принципе.

А раз так, противопоставление традиционного и дистанционного образования попросту лишено смысла. В реальности в чистом виде уже не будет ни того, ни другого. Эти форматы отныне и впредь будут дополнять, а не заменять друг друга.

Стоимость платного обучения в вузах оставили прежней. Вернее, некоторые поспешили её поднять, однако после явно высказанного недовольства президента тут же вернули её на уровень прошлого учебного года.

Необычно прошла и приёмная кампания. Однако главной её особенностью стали не сдвиг сроков и не онлайн-формат подачи документов. В этом году существенно выросло количество бюджетных мест в регионах. В результате много талантливых молодых людей поступили на бюджетные места в региональные вузы.

«Система высшего образования оказалась наиболее вирусоустойчивой и организационно, и технически, и кадрово, она оказалась больше других отраслей готова к работе дистанционки», – заявил в ходе обсуждения представитель ЛДПР Алексей Диденко. «Министерство справилось с теми вызовами, которые сформировал коронавирус, – подтвердил коммунист Михаил Берулава. – По крайней мере, наша фракция получила в несколько раз меньше писем с критикой в адрес ваших подчинённых, чем в адрес их коллег из Министерства просвещения». Оспаривать эти тезисы никто не стал.

Не только учить, но и воспитывать

Пожалуй, впервые при обсуждении работы системы высшего образования теме воспитания было отведено едва ли не столько же времени, сколько вопросам формирования необходимых квалификаций и компетенций. Образование, по словам министра, немыслимо без воспитания, и это касается не только образовательной, но и высшей школы.

Фальков подчеркнул, что как только студенты перешли в режим самоизоляции, формальные молодёжные структуры резко снизили активность. Зато студенческие организации, сплотившиеся вокруг реальных лидеров, продолжили деятельность – например, благодаря соцсетям.

Минобрнауки подхватило эту тенденцию и стало организовывать волонтёрскую деятельность. В рамках волонтёрского движения молодые люди помогали пожилым людям, помогали преподавателям школ и вузов осваивать цифровые технологии, многие работали в своей профессиональной сфере, оказывая медицинскую, юридическую или психологическую помощь. Эта работа, по словам министра, непременно будет продолжена.

Кроме того, Фальков выделил и другие направления в работе с молодёжью. В частности, планируется вовлекать молодых людей в исследовательские проекты, связанные с развитием науки и технологий.

Кроме того, важно включать молодёжь в процессы выработки решений, от которых зависит будущее нашей страны. Для этого нужны просветительские проекты, а также организация «конструктивного взаимодействия между поколениями» – например, регулярные встречи с политиками и депутатами.

Наконец, Валерий Фальков подчеркнул, что важно формировать у молодых людей уважение к истории России, её культуре и традициям населяющих её народов.

«Страна у нас большая, сложная, разнообразная, она основана на разных традициях, но в то же время у нас общая история, общие ценности и общая судьба», – пояснил министр.

Системность как тренд

Разговор на правительственном часе прошёл на редкость спокойно, взвешенно и конструктивно. То ли оттого, что своё выступление в Госдуме Фальков тщательно готовил, в том числе выделив достаточно время на предметное общение с каждой из думских фракций, то ли потому, что новый министр действительно способен формировать и реализовывать стратегию, а не суетиться в режиме латания дыр.

Год назад, когда перед парламентариями выступал Михаил Котюков, Вячеслав Володин обратил его внимание на несоразмерно высокие в сравнении с «обычными» преподавателями зарплаты ректоров. Естественно, Володин об этом сюжете не забыл, поэтому вопрос о разнице в зарплатах он задал одним из первых. Скорее всего, Фалькову вполне сошло бы с рук обещание вникнуть и разобраться. Однако оказалось, что к вопросу он готов. Более того, министерство уже сформировало проект изменений в процесс формирования зарплаты ректоров и проректоров с учётом реальных успехов вуза, а не достижения формальных показателей по освоению бюджетных средств.

На остальные прозвучавшие вопросы ответы у Фалькова тоже были, причём взвешенные и не противоречащие друг другу. Например, на вопрос о возможном отказе от болонской системы министр ответил, что при определении формата и сроков обучения нужно отталкиваться от запроса работодателей. И если отрасль формирует такой запрос, то по ряду направлений вместо бакалавриата может быть введён даже шестилетний специалитет. Главное – обойтись без «перекосов» и «не кидаться в крайности», ориентируясь не на сиюминутные порывы, а на национальные интересы.

Валерий Фальков также уделил немало времени теме интеграции высшего образования и науки. Минобрнауки предлагает запустить в текущем году программу академического лидерства, ставящую задачей увеличение вклада научных образовательных организаций в достижение национальных целей России.

Кроме того, министр пообещал по возможности снизить бюрократическую нагрузку на учёных и преподавателей вузов.

В ближайшей перспективе ведомству Фалькова предстоит решить множество системных проблем. Так, аудитор Счётной палаты Дмитрий Зайцев обратил внимание на недофинансирование сферы общего образования, недостаточно развитую цифровую инфраструктуру и недостаточно развитую систему непрерывного образования.

Не до конца решена задача повышения конкурентоспособности российских вузов. Программа «5-100», на которую потратили более 80 миллиардов рублей, безусловно, оказала влияние на развитие вузов-участников, но конечная цель по вхождению в топы международных рейтингов достигнута так и не была.

Не всё хорошо с качеством образования: работодатели продолжают жаловаться на недостаточный объём и качество знаний выпускников вузов. Здесь, по мнению парламентариев, может помочь расширение программ целевого обучения.

Фальков наличие проблем признавал, но при этом не сделал ни одной попытки сослаться на нехватку средств или последствия пандемии. Словом, в отличие от многих предыдущих правительственных часов, посвящённых развитию науки и высшего образования, разговор получился спокойным и конструктивным. Оттого и закончили на мажорной ноте: Владимир Жириновский пожелал Валерию Фалькову войти в историю в качестве лучшего министра в современной России. И хотя за это высокое звание Фалькову есть с кем побороться, например, с Денисом Мантуровым, его выступление в Госдуме дало надежду, что в сфере высшего образования, наконец, начнут претворяться в жизнь продуманные и системные решения.