новости и события21.09.2020 10:00:00Валерий Фальков в Госдуме: испытание ковидом пройдено успешно<p style="text-align:justify;"><strong>В рамках правительственного часа в Госдуме 16 сентября выступил глава Минобрнауки Валерий Фальков. Поскольку год назад его предшественник Михаил Котюков рассказывал парламентариям о ходе реализации нацпроекта «Наука», в этот раз внимание депутатов было сосредоточено вокруг второй составляющей деятельности ведомства – высшего образования. Тема заседания звучала даже более конкретно: «О готовности системы высшего образования к организации образовательного процесса в изменившихся условиях». Разговор, впрочем, предсказуемо вышел за рамки обозначенной темы. </strong></p><p style="text-align:justify;"><strong>О том, ждёт ли студентов полный переход на онлайн-образование, от чего будет зависеть зарплата ректоров и ждёт ли Россию отказ от болонской системы, рассказывает портал </strong><a href="https://profiok.com/news/detail.php?ID=12540"><strong>profiok.com</strong></a><strong>.</strong></p><h2 style="text-align:justify;"><strong>Вирусоустойчивость доказана </strong></h2><p style="text-align:justify;">Вынужденный переход российских вузов на дистанционный формат обучения стал для системы образования непростым испытанием. Однако, по словам Фалькова, он стал стресс-тестом, продемонстрировавшим, что при должном уровне подготовки вузов и при наличии адекватных организаторов «не выйти из равновесия» в новой реальности всё-таки возможно. </p><p style="text-align:justify;">Министр признал, что далеко не все вузы были готовы к полному переводу учебного процесса в онлайн. Однако постепенно этот процесс удалось нормализовать, чему помогли регулярные консультации и обмен лучшими практиками. Конечно же, здесь сыграл большую роль и существовавший до этого задел: организовать процесс онлайн-обучения с нуля, разумеется, не получилось бы. </p><p style="text-align:justify;">Итоговые цифры впечатляют: за несколько недель по всей стране на дистанционный формат было переведено преподавание более миллиона дисциплин, и большинство курсов были проведены вовремя, то есть без переноса на следующие семестры.</p><p style="text-align:justify;">Сыграла роль и самоотверженность вузовских преподавателей, которую Валерий Фальков отметил особо. Именно благодаря их усилиям удалось организовать защиту выпускных квалификационных работ и государственные экзамены. По итогам закончившегося учебного года дипломы о высшем образовании получили 550 тысяч студентов-очников.</p><p style="text-align:justify;">«Переход на дистанционный формат работы был вынужденной необходимостью, но российская система высшего образования с данным вызовом в целом справилась», – подытожил министр. </p><p style="text-align:justify;">Тем не менее, Фальков особо отметил, что при всех выявившихся плюсах «удалёнки» ни о каком полном переводе образования в дистанционный формат речи быть не может. И дело даже не только в том, что не все вузы готовы к дистанционному формату технически и не все преподаватели в состоянии резко перестроиться и погрузиться в «цифру». Это как раз решаемо. Дело в том, что важнейшие процессы университетской жизни, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса, сделать виртуальными невозможно в принципе. </p><p style="text-align:justify;">А раз так, противопоставление традиционного и дистанционного образования попросту лишено смысла. В реальности в чистом виде уже не будет ни того, ни другого. Эти форматы отныне и впредь будут дополнять, а не заменять друг друга. </p><p style="text-align:justify;">Стоимость платного обучения в вузах оставили прежней. Вернее, некоторые поспешили её поднять, однако после явно высказанного недовольства президента тут же вернули её на уровень прошлого учебного года. </p><p style="text-align:justify;">Необычно прошла и приёмная кампания. Однако главной её особенностью стали не сдвиг сроков и не онлайн-формат подачи документов. В этом году существенно выросло количество бюджетных мест в регионах. В результате много талантливых молодых людей поступили на бюджетные места в региональные вузы. </p><p style="text-align:justify;">«Система высшего образования оказалась наиболее вирусоустойчивой и организационно, и технически, и кадрово, она оказалась больше других отраслей готова к работе дистанционки», – заявил в ходе обсуждения представитель ЛДПР Алексей Диденко. «Министерство справилось с теми вызовами, которые сформировал коронавирус, – подтвердил коммунист Михаил Берулава. – По крайней мере, наша фракция получила в несколько раз меньше писем с критикой в адрес ваших подчинённых, чем в адрес их коллег из Министерства просвещения». Оспаривать эти тезисы никто не стал. </p><h2 style="text-align:justify;"><strong>Не только учить, но и воспитывать</strong></h2><p style="text-align:justify;">Пожалуй, впервые при обсуждении работы системы высшего образования теме воспитания было отведено едва ли не столько же времени, сколько вопросам формирования необходимых квалификаций и компетенций. Образование, по словам министра, немыслимо без воспитания, и это касается не только образовательной, но и высшей школы. </p><p style="text-align:justify;">Фальков подчеркнул, что как только студенты перешли в режим самоизоляции, формальные молодёжные структуры резко снизили активность. Зато студенческие организации, сплотившиеся вокруг реальных лидеров, продолжили деятельность – например, благодаря соцсетям. </p><p style="text-align:justify;">Минобрнауки подхватило эту тенденцию и стало организовывать волонтёрскую деятельность. В рамках волонтёрского движения молодые люди помогали пожилым людям, помогали преподавателям школ и вузов осваивать цифровые технологии, многие работали в своей профессиональной сфере, оказывая медицинскую, юридическую или психологическую помощь. Эта работа, по словам министра, непременно будет продолжена. </p><p style="text-align:justify;">Кроме того, Фальков выделил и другие направления в работе с молодёжью. В частности, планируется вовлекать молодых людей в исследовательские проекты, связанные с развитием науки и технологий. </p><p style="text-align:justify;">Кроме того, важно включать молодёжь в процессы выработки решений, от которых зависит будущее нашей страны. Для этого нужны просветительские проекты, а также организация «конструктивного взаимодействия между поколениями» – например, регулярные встречи с политиками и депутатами.</p><p style="text-align:justify;">Наконец, Валерий Фальков подчеркнул, что важно формировать у молодых людей уважение к истории России, её культуре и традициям населяющих её народов. </p><p style="text-align:justify;">«Страна у нас большая, сложная, разнообразная, она основана на разных традициях, но в то же время у нас общая история, общие ценности и общая судьба», – пояснил министр. </p><h2 style="text-align:justify;"><strong>Системность как тренд</strong></h2><p style="text-align:justify;">Разговор на правительственном часе прошёл на редкость спокойно, взвешенно и конструктивно. То ли оттого, что своё выступление в Госдуме Фальков тщательно готовил, в том числе выделив достаточно время на предметное общение с каждой из думских фракций, то ли потому, что новый министр действительно способен формировать и реализовывать стратегию, а не суетиться в режиме латания дыр.</p><p style="text-align:justify;">Год назад, когда перед парламентариями выступал Михаил Котюков, Вячеслав Володин обратил его внимание на несоразмерно высокие в сравнении с «обычными» преподавателями зарплаты ректоров. Естественно, Володин об этом сюжете не забыл, поэтому вопрос о разнице в зарплатах он задал одним из первых. Скорее всего, Фалькову вполне сошло бы с рук обещание вникнуть и разобраться. Однако оказалось, что к вопросу он готов. Более того, министерство уже сформировало проект изменений в процесс формирования зарплаты ректоров и проректоров с учётом реальных успехов вуза, а не достижения формальных показателей по освоению бюджетных средств. </p><p style="text-align:justify;">На остальные прозвучавшие вопросы ответы у Фалькова тоже были, причём взвешенные и не противоречащие друг другу. Например, на вопрос о возможном отказе от болонской системы министр ответил, что при определении формата и сроков обучения нужно отталкиваться от запроса работодателей. И если отрасль формирует такой запрос, то по ряду направлений вместо бакалавриата может быть введён даже шестилетний специалитет. Главное – обойтись без «перекосов» и «не кидаться в крайности», ориентируясь не на сиюминутные порывы, а на национальные интересы. </p><p style="text-align:justify;">Валерий Фальков также уделил немало времени теме интеграции высшего образования и науки. Минобрнауки предлагает запустить в текущем году программу академического лидерства, ставящую задачей увеличение вклада научных образовательных организаций в достижение национальных целей России. </p><p style="text-align:justify;">Кроме того, министр пообещал по возможности снизить бюрократическую нагрузку на учёных и преподавателей вузов. </p><p style="text-align:justify;">В ближайшей перспективе ведомству Фалькова предстоит решить множество системных проблем. Так, аудитор Счётной палаты Дмитрий Зайцев обратил внимание на недофинансирование сферы общего образования, недостаточно развитую цифровую инфраструктуру и недостаточно развитую систему непрерывного образования. </p><p style="text-align:justify;">Не до конца решена задача повышения конкурентоспособности российских вузов. Программа «5-100», на которую потратили более 80 миллиардов рублей, безусловно, оказала влияние на развитие вузов-участников, но конечная цель по вхождению в топы международных рейтингов достигнута так и не была. </p><p style="text-align:justify;">Не всё хорошо с качеством образования: работодатели продолжают жаловаться на недостаточный объём и качество знаний выпускников вузов. Здесь, по мнению парламентариев, может помочь расширение программ целевого обучения. </p><p style="text-align:justify;">Фальков наличие проблем признавал, но при этом не сделал ни одной попытки сослаться на нехватку средств или последствия пандемии. Словом, в отличие от многих предыдущих правительственных часов, посвящённых развитию науки и высшего образования, разговор получился спокойным и конструктивным. Оттого и закончили на мажорной ноте: Владимир Жириновский пожелал Валерию Фалькову войти в историю в качестве лучшего министра в современной России. И хотя за это высокое звание Фалькову есть с кем побороться, например, с Денисом Мантуровым, его выступление в Госдуме дало надежду, что в сфере высшего образования, наконец, начнут претворяться в жизнь продуманные и системные решения. </p><p> </p>новости и событияВалерий Фальков в Госдуме: испытание ковидом пройдено успешно<tags><tag>og:description</tag><value>В рамках правительственного часа в Госдуме 16 сентября выступил глава Минобрнауки Валерий Фальков. Поскольку год назад его предшественник Михаил Котюков рассказывал парламентариям о ходе реализации нацпроекта «Наука», в этот раз внимание депутатов было сосредоточено вокруг второй составляющей деятельности ведомства – высшего образования</value><tag>og:image</tag><value>http://news.sbras.ru/ru/NewsPictures/разовые/falkov-v-gosdume.jpg</value></tags>

 Источники

 

 

 Видео

 

 

 

 

 Файлы