Яндекс.Метрика

Ученый с мировым именем, академик РАН, генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ), президент Ассоциации государственных научных центров РФ рассказал нам о состоянии дел в российской науке.

Ассоциация "НАУКА" была создана в 1995 году. Какие цели преследовались? Что получилось сделать? С какими основными трудностями сталкивались?

Евгений Каблов: Проводимые в начале 1990-х годов реформы негативно сказались на большинстве научных организаций, в первую очередь в отраслевой, прикладной науке. В этих условиях по инициативе группы директоров крупнейших научных организаций при поддержке этой инициативы руководством страны были предприняты меры по сохранению наиболее крупных и известных исследовательских центров, составляющих ядро научно-технического потенциала России. Одной из таких мер явилось создание государственных научных центров Российской Федерации (ГНЦ РФ) с целью сохранения ведущих научных школ мирового уровня, развития научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров. В результате было отобрано около 60 научных организаций, в том числе институты Российской академии наук, выполняющих исследования и разработки по различным научно-техническим направлениям, которым был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации.


В 1995 году по инициативе государственных научных центров с целью координации их деятельности, защиты прав и представления общих интересов ее участников была создана некоммерческая организация «Ассоциация государственных научных центров „НАУКА"» («Ассоциация „НАУКА"»), объединяющая в настоящее время 43 научные организации России (ГНЦ РФ), расположенные в семи субъектах России. 


ГНЦ РФ, представляющие собой крупные научно-технологические комплексы, выполняющие, как правило, полный цикл работ — от фундаментальных и поисковых исследований до создания и освоения промышленных технологий, выполняют исследования и разработки по широкому спектру научно-технических направлений, имеют различные организационно-правовые формы и ведомственную принадлежность. Важнейшими направлениями научно-технической деятельности ГНЦ РФ, обеспечивающими решение экономических и социальных задач, включая вопросы национальной безопасности страны, являются: ядерная физика и технологии, химия и материаловедение, электротехника, робототехника и машиностроение, электроника и приборостроение, медицина и биотехнологии, авиация и космос, судостроение и транспорт, метеорология и гидрогеология, метрология.


Важнейшая черта ГНЦ РФ — межведомственный характер проводимых ими исследований и разработок, одновременно обеспечивающих потребности многих отраслей оборонно-промышленного комплекса и гражданского сектора экономики.


Начиная с 2005 года были достигнуты следующие результаты:


— увеличение общего объема работ, выполняемых ГНЦ РФ, с 25,1 млрд руб. в 2005 г. до 136,2 млрд руб. в 2015 г. (546,6% за 10 лет);


— в 2015 г. ГНЦ РФ выполнили 14% всех фундаментальных исследований, более 45% прикладных исследований и более 40% научно-технических разработок в России;


— удельный уровень затрат на исследования и разработки, приходящиеся на одного занятого, к 2015 г. увеличился до 211 тыс. руб. в год на человека (в целом по науке на уровне 198 тыс. руб. на человека);


— объем работ по исследованиям и разработкам, выполненный собственными силами, отнесенный к численности исследователей, — на 10% выше среднего по государственному сектору науки (по данным Росстата);


— количество действующих охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана, отнесенное к численности исследователей, — на 10% выше среднего по Российской Федерации (по данным Росстата);


— в ГНЦ РФ и вузах (МГУ, МИФИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана и др.) создано более 200 научно-образовательных структур (базовые кафедры, научно-образовательные центры, совместные лаборатории);


— получены льготы по освобождению от налогообложения имущества ГНЦ РФ, а также льготы по освобождению от платы за земельные участки, используемые для научной и научно-технической деятельности ГНЦ РФ, расположенных в Москве (в соответствии с Законом города Москвы от 3 ноября 2010 года № 46);


— нормативными документами был установлен запрет на приватизацию ГНЦ, а впоследствии ГНЦ были включены в перечень стратегических предприятий;


— ГНЦ РФ являются координаторами пяти технологических платформ РФ, сокоординаторами 12 технологических платформ РФ и участниками 28 технологических платформ РФ.


Таким образом, можно отметить, что те задачи, которые были поставлены, выполнены, в том числе самая главная — сохранение и развитие научного и производственного потенциала научных организаций, имеющих системообразующий характер и значительно влияющих на развитие реального сектора экономики России.


Вместе с тем мы не должны останавливаться, и для реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642, построения нового социально-экономического явления — «экономики знаний», представляющей собой прежде всего инновационную экономику, нацеленную на повышение качества жизни, производство знаний и высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг при безусловном росте человеческого капитала, необходимо развивать систему ГНЦ РФ, придавать им новые функции, среди которых можно выделить важнейшие:


— обеспечение трансфера технологий. Для выполнения этой функции ГНЦ могут использовать РИД разных организаций и доводить технологии до промышленного внедрения;


— разработка нормативной документации, необходимой для продвижения продуктов и технологий на рынок;


— разработка образовательных программ для подготовки кадров, необходимых для внедрения технологий нового поколения.


Подводя итог вышесказанному, отмечаю, что система ГНЦ РФ является важнейшей и неотъемлемой частью российской науки, позволяющей реализовывать цепочку «фундаментальные НИР — прикладные НИР — ОКР — производство» в интересах инновационного развития нашей экономики.


В последнее время опять усилился отток ученых из страны. Почему это происходит? Что предпринимает ВИАМ и Ассоциация «НАУКА» для удержания специалистов?


Евгений Каблов: Отток квалифицированных специалистов, в первую очередь перспективной молодежи за рубеж происходит по целому ряду причин, к которым можно отнести нерешенность социальных вопросов, незаинтересованность руководства научных организаций в развитии молодого специалиста (а ведь чтобы получить отдачу, сперва в молодого ученого нужно вложить очень много сил и средств, буквально «вырастить» его), отсутствие механизмов стимулирования и мотивации. Безусловно, многие руководители научных организаций проводят мероприятия по привлечению и закреплению молодежи, однако это не может полностью решить проблему.


Необходима серьезная государственная поддержка, которая позволит ликвидировать разрыв поколений, возникший в 1990-х — начале 2000-х годов, и обеспечит создание кадровой основы из числа талантливой молодежи для сохранения преемственности, развития научных школ, поддержания творческой среды генерации знаний и инновационной деятельности.


Вопросам развития кадрового потенциала, и в первую очередь молодых ученых и специалистов, в ГНЦ РФ уделяется большое внимание. Система подготовки и переподготовки кадров складывается из нескольких элементов. Наиболее оптимальной является непрерывная схема «школа — вуз — аспирантура — защита кандидатской диссертации — защита докторской», которая успешно реализуется во многих ГНЦ РФ, в том числе в ВИАМ.


Это способствует закреплению на работе молодых специалистов, за это время они успевают получить первые положительные результаты своей работы, приобретают опыт по освоению и применению в новых изделиях полученные ими материалы и технологии. В подавляющем большинстве ГНЦ РФ действуют на постоянной основе Советы молодых ученых и специалистов и различные молодежные объединения (комиссии, секции, отделения при НТС, оргкомитеты, бюро). Молодые ученые и специалисты ГНЦ РФ совмещают научную и организационную работу в качестве заведующих отделами, лабораториями, секторами, назначаются руководителями и ответственными исполнителями научных тем. Таким образом можно «планировать» карьеру молодого специалиста с момента его поступления на работу, формировать кадровый резерв будущих руководителей ГНЦ РФ. 


Есть и еще одна очень простая вещь: человек, даже если он занимается любимым делом, всегда должен понимать, что это дело важное, от него ждут результатов, и эти результаты будут востребованы и реализованы в каком-либо изделии, сложной технической системе или комплексе. Второе: для того, чтобы человек был удовлетворен своей работой, он должен иметь хорошее оборудование, достойные условия для работы и соответствующую зарплату. Но ключевым моментом остается все же востребованность результатов! 


Почему так мало молодых людей идет в науку? 


Евгений Каблов: Необходимо активно пропагандировать моду на интеллект. Власть должна продемонстрировать обществу посредством системы стимулов и поощрений, что всемерно поддерживает людей, генерирующих креативные идеи, созидателей, представляющих интеллектуальную элиту нации.


Пока не будет изменено отношение государства (прежде всего государства) к инженерному и научному труду, пока не будет государство показывать, что по-настоящему заинтересовано в разработках ученых, инженеров, техников, ситуация не изменится. Если мы хотим иметь будущее, если мы хотим иметь здоровое поколение, если мы хотим иметь здоровое общество, в это надо вкладывать деньги. 


Должна быть разработана научно обоснованная идеология развития страны, консолидирующая общество вокруг решения задачи построения современного социального государства с высоким интеллектуальным и технологическим потенциалом, что имеет критически важное значение в противостоянии внешним и внутренним вызовам. И утвержденная Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации — один из краеугольных камней этой идеологии.


Мы можем наблюдать кризис кадров сейчас во многих технических областях. Как исправить положение? 


Евгений Каблов: В условиях поставленных стратегических задач в сфере инновационного развития экономики подготовка высококвалифицированных инженерных кадров является важнейшей задачей российской системы образования. Характерным утверждением в данной ситуации, с которым согласится большинство промышленных предприятий, является то, что у нас существует острый дефицит инженерных кадров, способных решать системные задачи именно в новых условиях, которые не отражаются в образовательных программах вузов. 


Этот дефицит производственно-технического персонала на предприятиях может быть преодолен за счет практико-ориентированного обучения во взаимодействии с предприятием. Если говорить о том, чем же будет отличаться инженер, который обладает системным мышлением, от «старого», то, прежде всего, нужно отметить, что современный инженер работает со сложными системами с длительным жизненным циклом. В настоящее время инженер должен охватывать техническую систему целиком и поэтому должен обладать новым инженерным мышлением.


В мировой практике пока не нашли лучшего способа закрепления теоретических знаний, чем производственные практики. Это способствует развитию у обучающегося системного мышления и умения анализировать многочисленные факты, делая правильные выводы. 


Думается, государственная политика в этом вопросе должна предусматривать и создание единой системы образовательных научно-производственных центров, призванной обеспечить научными и инженерно-техническими кадрами приоритетные научные направления, утвержденные Президентом РФ. Такие центры при минимальных затратах и в сжатые сроки можно сформировать на базе институтов РАН, ведущих университетов, а также ГНЦ РФ, которые по своему статусу призваны осуществлять подготовку квалифицированных кадров.


Так, ВИАМ за несколько лет построил систему непрерывного образования, позволяющую получать на выходе высококвалифицированные кадры для нужд института и отраслевой науки, а также закреплять в материаловедении научные и научно-педагогические кадры. Предлагаемая схема образовательной деятельности является ранее практиковавшейся в СССР схемой деятельности втуза, адаптированной к современным условиям и учитывающей направления модернизации экономики и развития промышленности.


Как подбирается команда?


Евгений Каблов: В первую очередь это определяется профессионализмом, опытом и готовностью людей взять на себя ответственность за руководство порученным участком работы. Это люди, «выросшие» в нашем институте, впитавшие в себя то, что можно назвать «духом» ВИАМ, которому уже больше 85 лет, люди, доказавшие не на словах, а на деле преданность нашему общему делу. Это мои коллеги, с которыми у меня взаимное доверие.


С самого первого дня своего руководства институтом я понимал, что «растить» руководителей можно и нужно на примерах наших великих предшественников, работавших в ВИАМ: профессор И.И. Сидорин, член-корреспондент АН СССР Г.В. Акимов, профессор С.Г. Глазунов, академик АН СССР С.Т. Кишкин, профессор Н.С. Лезнов, профессор Н.М. Скляров, академик АН СССР И.Н. Фридляндер и многие другие, которые своим трудом, своей целеустремленностью превращали наш ВИАМ в мощнейшую системообразующую научную организацию, которой поручали самые ответственные задачи по укреплению обороноспособности страны и развитию ее промышленного потенциала не только в авиационной отрасли, но и по таким важнейшим направлениям, как создание ядерного щита Родины, разработка ракетно-космических систем, энергетика. Сейчас мы продолжаем развивать эти и ряд новых направлений, и конкурентоспособность наших разработок и продукции крайне высока даже на мировом рынке. И руководить этими работами должны, конечно, ответственные и преданные своему делу люди.


Очень помогает и мой опыт работы секретарем парткома нашего института в 1980-х годах — это большая школа жизни, научившая меня работать с людьми, отстаивать свои принципы, ставить масштабные задачи и, самое главное — отвечать за каждое сказанное мною слово и сделанное дело и требовать этого от других. Этот опыт и позволил мне оценивать потенциал молодых сотрудников, формировать из них сплоченные коллективы, шаг за шагом повышать их по служебной лестнице в соответствии с их профессионализмом и компетенциями, при необходимости направляя и советуя. Сейчас в институте большинство начальников научных лабораторий и научно-исследовательских отделений — в возрасте до 40 лет.


Моя твердая позиция: нельзя сразу назначать сотрудника на высокую должность. Сотрудник должен пройти все ступени карьеры с самого низа, только так он может продемонстрировать ответственное выполнение порученных ему задач, заручиться поддержкой и доверием коллег, научиться отстаивать интересы дела и сформировать свою научную и гражданскую позицию. И только так он может стать компетентным руководителем, которому можно доверить важнейшее направление науки и производства.


Как, на ваш взгляд, повлияла последняя реформа образования на подготовку учащихся? 


Евгений Каблов: В области подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса следует вернуть традиционную российскую одноуровневую систему непрерывного образования, скорректировав при этом практику применения государственных образовательных стандартов по оборонным специальностям. Нужно дать вузам, связанным с подготовкой кадров для «оборонки», достаточно академической свободы с определением содержания профессиональной компоненты и образовательных программ. Кроме того, следовало бы принять решение, устанавливающее сроки обучения по оборонным специальностям на уровне 5,5–6 лет.


защита кандидатских диссертаций в ВИАМ.jpg 


Особый вопрос — аспирантура. В Министерстве образования и науки считают, что аспирантура — это следующая ступень образования, а ведь на самом деле она должна быть началом научной деятельности. Аспирантура должна учить людей проводить собственные, самостоятельные исследования, генерировать идеи. 


Вы практически всю жизнь работаете в ВИАМ. Как менялся институт? Как получилось перестроиться в 1990-е годы на новые экономические рельсы?


Евгений Каблов: В середине 1990-х годов наш институт оказался банкротом: задолженность в федеральный, региональный бюджеты и различные фонды составляла около 81 млн руб. (в ценах 1998 г. после деноминации), а оплата на содержание института, не считая заработной платы, составляла 42 млн руб. При этом портфель заказов был всего 15 млн руб. Но даже этими деньгами, которые поступали на счет института нерегулярно и не в полном объеме, ВИАМ не мог распоряжаться. Это было обусловлено тем, что на институт открыли счет недоимщика, то есть все заработанные институтом денежные средства в определенной очередности автоматически списывались на погашение задолженности перед государством. Положение было отчаянное. Мы не могли выплачивать и без того мизерную заработную плату, которая в среднем составляла 500 руб. Весь коллектив ВИАМ, а это без малого 2400 человек, остался без средств к существованию. Институт практически прекратил свою деятельность, только преданность и вера значительной части сотрудников в свой институт спасали ВИАМ от полного развала.


Перед нами стояла сложная задача: спасти то, что осталось, и создать нечто новое применительно к новым экономическим условиям. Была выработана программа финансового оздоровления института. Были ликвидированы все созданные вокруг института сторонние коммерческие структуры, а таких ООО и ЗАО было больше ста, и все они паразитировали на ВИАМ. Коллектив меня в этом всецело поддержал.


Мы пересмотрели научную направленность лабораторий и закрыли те, научные результаты которых в рыночных условиях не были востребованы. Решено было организовать научно-технологические комплексы, чтобы не только создавать необходимые материалы со всей нормативной документацией, но и обеспечивать выпуск опытно-промышленных партий для поставок непосредственно на заводы. Были созданы высокотехнологичные малотоннажные производства. Впоследствии идея эта полностью себя оправдала и стала основой для дальнейшей реорганизации и развития института с 2002 и последующие годы.


производство ВИАМ.JPG 


Помимо научно-исследовательской инфраструктуры, в ВИАМ была создана уникальная экспериментально-технологическая и производственная база. В первую очередь это вызвано необходимостью обеспечения предприятий оборонно-промышленного комплекса небольшими партиями высокочистых, высокопрочных, жаропрочных, функциональных материалов. Крупным промышленным компаниям подобное производство невыгодно, да и не имеют они необходимой технологической инфраструктуры. Однако решать проблему обеспечения гособоронзаказа было необходимо. И в 2002 году Президент России Владимир Путин поддержал идею создания малотоннажных производств на базе института. Это решение обеспечило модернизацию технологической инфраструктуры, позволило наладить выпуск необходимых материалов в требуемом объеме, а также организовать подготовку специалистов. Действующие сегодня в ВИАМ 25 малотоннажных высокотехнологичных производств позволяют выпускать более 200 наименований продукции и тем самым решать задачи как отечественного ОПК, так и других отраслей нашей промышленности.


производство ВИАМ (2).JPG 


Отмечу, что ежегодно институтом разрабатывается более 40 новых марок материалов, почти 150 наших разработок и технологий осваиваются на предприятиях промышленности, около 100 патентов используются в собственном производстве. Сегодня у ВИАМ зарегистрировано более 980 патентов на изобретения, 1300 секретов производства (ноу-хау) и 800 лицензионных соглашений.


На базе ВИАМ созданы учебные центры. Какую основную функцию они выполняют? Есть же профильные вузы. В чем отличие?


Евгений Каблов: В ВИАМ сформирована и функционирует на протяжении многих лет непрерывная система подготовки высококвалифицированных кадров. 


Награждение победителей конкурса Материаловед будущего.jpg 

 

Первым этапом системы непрерывного образования является проведение ежегодного конкурса среди школьников «Материаловед будущего», на втором этапе идет обучение победителей конкурса по программе бакалавриата или специалитета в одном из ведущих базовых вузов г. Москвы по целевому приему. На третьем этапе после успешного окончания вуза бакалавр или специалист поступает в магистратуру ВИАМ. 


Сейчас ВИАМ является единственной научной организацией, подведомственной Министерству промышленности и торговли РФ, которая самостоятельно реализует образовательную программу подготовки магистров по направлению «Материаловедение и технологии материалов» с выдачей диплома установленного образца. 


Это первый опыт, когда с целью усиления связи образования с производством и наукой образовательный процесс полностью осуществляется на базе государственного научного центра. Отличительной особенностью обучения в магистратуре ВИАМ является неразрывная связь с производством, поэтому объем практических занятий составляет не менее 70%. Занятия проводят как ведущие научные сотрудники ВИАМ, так и приглашенные специалисты и ученые из институтов РАН, ведущих конструкторских бюро и крупных компаний. При данной системе подготовки кадров студенты, обучающиеся в магистратуре, получают не только теоретические знания, но и практический опыт работы, участвуя в научно-исследовательских, опытно-конструкторских работах, который в дальнейшем закрепляют и развивают в аспирантуре ВИАМ.


обучение в ВИАМ.JPG 


Неотъемлемой частью системы непрерывной подготовки высококвалифицированных кадров является реализация программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) и программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, которые ежегодно актуализируются, исходя из стоящих перед промышленностью задач и текущего содержания основных программ высшего образования, и направлены на приобретение специальных компетенций узкопрофильными специалистами.


Как вы считаете, какое должно быть финансирование у НИИ: государственное, зарубежное или частное? Должен ли институт зарабатывать?


Евгений Каблов: Безусловно, должны быть различные виды финансирования научных исследований — и за счет государственного бюджета, и за счет бизнеса, и за счет иностранных заказчиков. Но нужно понимать, что инвестор, вкладывающий средства в науку, намерен получить в свои руки конкретный результат — нормативную документацию, патент, прототип. И вся интеллектуальная собственность будет в конечном итоге принадлежать заказчику. 


Поэтому нужно соблюдать баланс между источниками финансирования. Если большую часть исследований будет финансировать зарубежный заказчик, то следует понимать, что это может привести к раскрытию важнейших технологий, связанных с обеспечением обороноспособности страны, к ориентации российских ученых на научно-исследовательские работы, интересные в первую очередь зарубежному научному сообществу, что приводит к потере суверенитета российской науки в части выбора направлений исследований и оттоку перспективных молодых ученых за рубеж.


Некоторые области должны финансироваться государством без ожидания быстрой отдачи, так как эти направления устремлены в будущее и станут нашим научным заделом на далекую перспективу. Эти направления однозначно должны быть поддержаны и профинансированы, чтобы через некоторое время наша страна не столкнулась с утратой целых научных школ. Особенно это касается теоретических дисциплин и гуманитарных и общественных наук, которые выполняют важнейшую роль, хотя результаты их работы нельзя, что называется, «потрогать руками».


Наиболее оптимальным решением является реализация крупных прорывных проектов, имеющих межведомственный и системообразующий характер для всей промышленности, да и экономики в целом. Для реализации подобных проектов наиболее целесообразно создавать консорциумы, объединяющие институты Академии наук, университеты, государственные научные центры, промышленные предприятия, а также бизнес-структуры, берущие на себя часть финансирования. Объединение в консорциумы позволит сохранить и развить потенциал российской науки, добиться внедрения результатов исследований в промышленность и, что особенно важно, прекратить существующую практику «распыления» бюджетных средств на множество невзаимосвязанных небольших научных проектов, не имеющих перспектив коммерциализации. Такие консорциумы должны на основе цифровых технологий реализовывать проекты полного инновационного цикла — от фундаментальных исследований до промышленного производства, послепродажного сопровождения, ремонта и утилизации, включая разработку профессиональных стандартов для специалистов, которые будут задействованы на различных циклах производства.


Надо образовывать при институтах собственное производство, малые предприятия, заняться проблемой создания рынка интеллектуальной собственности. Когда этот рынок начнет работать, тогда инновационная система начнет функционировать. Нужно стимулировать крупный бизнес в части приобретения интеллектуальной собственности у научных организаций-разработчиков. Таким образом восстановится цепочка превращения знаний в продукт, которая была действенной раньше: Академия наук и вузы — научные центры — конструкторские бюро.


Какие первоочередные задачи у Института сейчас?


Евгений Каблов: По инициативе ВИАМ в 2011 году с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, тенденций развития материалов в мире, стратегий инновационного развития интегрированных структур были разработаны «Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года». В создании этого документа принимали участие 80 научно-исследовательских и конструкторских организаций, в том числе институты РАН, и в декабре 2011 года он был одобрен Научно-техническим советом Военно-промышленной комиссии РФ. Стратегические направления были актуализированы на 2017–2030 годы в соответствии со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации.


В документе заложены базовые принципы создания материалов нового поколения и сложных технических систем:


— фундаментальные и поисковые исследования для создания опережающего научно-технического задела с широким применением многоуровневого математического моделирования материалов на нано-, микро-, мезо- и макроуровнях;


— «зеленые» технологии при создании материалов и комплексных систем защиты;


— реализация полного жизненного цикла с использованием цифровых технологий (создание материала — эксплуатация в конструкции — диагностика, ремонт, продление ресурса — утилизация);


— неразрывность цепочки «материал — технология — конструкция».


Наибольшее внимание институт уделяет таким направлениям, как разработка новых органических, элементоорганических, неорганических и полимерных веществ, что в дальнейшем может позволить российской химической отрасли отказаться от значительной части импортных компонентов; разработка новых ресурсо- и энергосберегающих металлургических и химико-технологических процессов, что будет способствовать повышению конкурентоспособности продукции отечественного металлургического и химического комплексов на мировом рынке, и, конечно же, аддитивные технологии, которые являются одним из главных мировых трендов новой научно-технологической революции.


Беседовал Дмитрий Самарцев (Научно-издательский центр «ИНФРА-М»)


P.S. Ассоциация государственных научных центров «НАУКА» создана в 1995 году научными организациями, которым Правительством Российской Федерации присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации (ГНЦ РФ) с целью координации их деятельности, защиты прав и представления общих интересов ее участников. Сегодня она объединяет 43 научные организации России (ГНЦ РФ), расположенные в семи субъектах России.


В задачи Ассоциации «НАУКА» входит осуществление взаимодействия с федеральными органами законодательной и исполнительной власти, защита прав и законных интересов ГНЦ РФ, содействие в продвижении технологий, поиске партнеров, инвесторов как внутри страны, так и за рубежом, организация и содействие в проведении симпозиумов, конференций, выставок, профессиональной учебы специалистов ГНЦ РФ.


Важнейшими направлениями научно-технической деятельности ГНЦ РФ, обеспечивающими решение экономических и социальных задач, включая вопросы национальной безопасности страны, являются: ядерная физика, атомная наука и техника, химия и новые материалы, опто- и фотоэлетроника, информатика и приборостроение, биотехнологии, вирусология и медико-биологические проблемы, робототехника и машиностроение, транспорт, космос и авиация, судостроение, навигация и акустика, водоснабжение и гидрогеология, электротехника, металлургия, метеорология, селекция растений.