Яндекс.Метрика
Процедура лишения ученых степеней станет менее прозрачной в связи с решением Высшей аттестационной комиссией запретить непрофильным членам ВАК присутствовать на отраслевых сессиях президиума. Об этом Indicator.Ru рассказали член ВАК, заместитель директора Института проблем передачи информации РАН Михаил Гельфанд и сооснователь сообщества «Диссернет» Андрей Заякин

«Когда рассматривается дело о лишении жуликов ученых степеней, довольно часто мы видим, что гуманитарии, особенно те, кто не разбирается в данной конкретной области гуманитарной науки, голосуют со слов совета, в то время как естественники, биологи, математики, физики, которых иногда нелегкая заносит на заседание соответствующей социально-гуманитарной сессии ВАК, гораздо более критично относятся к рассмотрению дел о лишении ученых степеней по юриспруденции и экономике особенно», — заявил Indicator.Ru Андрей Заякин.

«Процедура рассмотрения заявления о лишении ученой степени несомненно станет менее прозрачной просто потому, что у независимых членов ВАК не будет возможности в этом участвовать», — заявил Гельфанд. Решение ВАК может оставить не у дел рядовых членов ВАК, считает эксперт. «Следует понимать, что здесь речь идет даже не столько о тех членах президиума, которые теперь ограничены собственными сессиями, сколько о тех членах ВАК, которые ни к каким сессиям не приписаны. Теперь они вообще ни в каких заседаниях принимать участие не могут. Непонятно, в чем теперь заключается их миссия», — отметил Гельфанд.

Принятое решение может быть выгодно некоторым членам руководства ВАК, считает Михаил Гельфанд. «Это может быть выгодно Николаю Ивановичу Аристеру лично, потому что это лишает его всяческого контроля, он может делать все, что считает нужным. Я не думаю, что ограничения в работе независимых членов ВАК полезны Владимиру Михайловичу Филиппову, потому что он ректор, в прошлом ученый, а не ваковский бюрократ», — отметил эксперт.

Андрей Заякин отметил, что не считает запрет Минобра целенаправленным актом против Диссернета. «Я бы не сказал, что это целенаправленное действие. Я бы не искал целенаправленности там, где царствует глухое, темное и иррациональное. Я бы здесь сместил акцент с противодействия конкретным людям на чисто иррациональное, темное и мутное бессознательное, которое состоит в ненависти и нетерпимости людей глупых, ограниченных и безграмотных к людям профессиональным, грамотным и принципиальным», — заявил Заякин.