Место, которое Россия займет в
глобальном мире к середине нынешнего века, будет во многом
предопределено состоянием нашей системы образования в 2018-2024 годах,
включая детские сады, школы, колледжи, университеты, а также сферу
непрерывного образования.
Такой
вывод следует из доклада "Двенадцать решений для нового образования",
который подготовлен Центром стратегических разработок и Высшей школой
экономики.
Опираясь на теорию человеческого капитала, авторы
доклада утверждают, что инвестиции в образование как отдельной личности,
так и всей страны (в условиях неопределенного будущего и постоянных
глобальных вызовов) - есть наиболее оптимальное решение для устойчивого
роста качества жизни россиян и социального выравнивания. Инерционный,
промежуточный и оптимальный сценарии описывают разные варианты этого
процесса, исходя из экономико-социальных реалий и конкретного бюджетного
финансирования.
В качестве исходной, сравнительной базы
приведены данные о том, сколько (в процентах от ВВП) тратят на
образование разные страны: США - 5,3, Нидерланды - 5,3, Великобритания -
5,6, Франция - 5,7, Бельгия - 6,0, Россия - только 3,8 процента. Речь,
по мнению авторов доклада, идет не только о "вливании денег" или
повышении квалификации кадров.
Программа реформ на
уровне вузов должна предусматривать формирование, в буквальном смысле
выращивание новых научных школ, внедрение культуры инноваций и
предприимчивости. А обществу следует задуматься не только о новых
компетенциях для рынка труда, но и о социальной вовлеченности,
деятельном патриотизме, установке на общее благо. В качестве прорывных
инструментов предполагается использовать цифровую трансформацию
образования и широкое применение частно-государственного партнерства.
Доклад
дает представление о важнейших проблемах и узких местах современного
образования и включает следующие проекты: поддержка раннего развития;
школа цифрового века; современная материальная инфраструктура
образования; равные образовательные возможности и успех каждого; новое
технологическое образование в школе и СПО; развитие и поддержка
талантов; запуск системы непрерывного образования; вузы как центры
инноваций в регионах и областях; фундаментальные и поисковые
исследования в высшей школе, глобальные университеты, РАН; повышение
глобальной конкурентоспособности за счет экспорта профессионального
образования; современное содержание школьного образования: грамотность,
воспитание и универсальные навыки для всех; кадры для развития
образования.
ДЮЖИНА НА ВЫРОСТРоссийская газета # Спецвыпуск, 23.04.2018
Эксперты ЦСР и ВШЭ предложили школе 12 рецептовРоссийская газета (rg.ru), 22.04.2018