Первым мероприятием головной программы
Красноярского экономического форума стал круглый стол “Развитие
кадрового потенциала науки: ставка на таланты” с участием президента РАН
Александра Сергеева и руководителя ФАНО России Михаила Котюкова.
Модератор обсуждения Владимир Княгинин, вице-президент Фонда стратегических разработок,
задавая рамки обсуждения, напомнил о принятых в последнее время
документах, определяющих комплекс задач, стоящих перед научной
общественностью: это указ Президента РФ о Стратегии технологического
развития на долгосрочную перспективу и правительственный план по ее
реализации; в значительной мере направленная на исполнение этого указа
программа развития цифровой экономики, а также Национальная
технологическая инициатива (НТИ). “Сама Стратегия построена на системе
вызовов, но они актуальны тогда, когда есть люди, способные их принять, -
подчеркнул В.Княгинин. - Вызовы принимают не исторические научные
школы, не мемориальные доски, а реальные люди”. Иными словами, кадры,
как и раньше, решают все. И первые свои вопросы модератор адресовал
президенту РАН: в чем ключевые задачи кадровой политики Российской
академии наук, можем ли мы сейчас принять эти вызовы?
А.Сергеев отметил, что, решая задачу
обеспечения растущего темпа развития страны, поставленную, в частности, и
в недавнем Послании Президента РФ Федеральному собранию, за ориентир
нужно брать скорость развития инновационного сектора экономики в
развитых странах. “А мы сможем двигаться в таком темпе только в том
случае, если основным локомотивом роста экономики в стране станет наука,
- подчеркнул президент РАН. Как этого достичь, учитывая технологическую
отсталость страны и, “в общем, не очень нравящееся нам состояние науки и
образования”?
- Основное условие такого движения на
базе научно-технологического развития - использование того начала
креативности, созидательности, которое есть в нашем национальном, а
точнее многонациональном характере, - сказал А.Сергеев, в качестве
примера напомнив, как Россия достигла паритета с США по ядерному
вооружению, несмотря на большую разницу в ресурсах. - Мне кажется, что
основная задача в подготовке кадров - суметь не только раскрепостить это
творческое начало на всех ступенях обучения, начиная со школы, но и
создать условия для его правильной оценки и вписывания в процесс
создания новой экономики.
Прямое отношение к этому, по словам
президента РАН, имеют вновь вспыхнувшая недавно дискуссия относительно
ЕГЭ и отстаиваемое научной общественностью решение о судьбе аспирантуры.
“То, что она “является ступенью высшего образования, большинство ученых
считает неправильным”, - заметил он. А.Сергеев призвал “спокойно и
критически” подойти к существующей системе аттестации знаний. “Конечно,
самое простое - как в ГИБДД - сдать экзамен по билетам и поставить
галочки. Но ведь в ГИБДД, даже если вы отлично по билетам сдали, вам
права-то никто не даст, дальше вы с инструктором поедете по городу и
формальные знания, которые получили, должны будете применить в ситуации,
требующей креативного мышления, - продолжил ученый. - Нам надо на всех
системах развития создать систему аттестации, которая могла бы уже со
школы способствовать отбору людей с творческим началом и стимулированию
их дальнейшего развития. Одних победителей олимпиад мало. Нужен целый
толстый слой креативно мыслящих людей!”
В.Княгинин в ответ возразил, что
“народ с этим не согласен”: ставки на креативность недостаточно. Он
напомнил ориентир, поставленный Президентом РФ: от 1,1% ВВП затрат на
исследования и разработки дойти до 2%. Но ведь понятно, что если при той
же самой системе научных исследований просто удвоить план работы, то
“оставь надежду всяк сюда входящий”. Понятно, что систему придется
реорганизовывать. Готова ли к этому академия? “Мне кажется, у вас
карт-бланш со стороны сообщества, вам в течение двух лет простят самые
кардинальные реформы”, - заметил модератор.
- У нас большие планы по реформированию. Но оно, конечно, не делается в одночасье, - ответил глава РАН.
Основная проблема сегодня, по его
словам, заключается в том, что в академическом секторе науки работать
практически нечем: инструментарий, которым пользуются ученые, “имеет
возраст примерно такой же, как у новой России”. Вот цифры: балансовая
стоимость научного оборудования - 260 млрд руб. Обновление происходит на
2,5 млрд руб. в год. То есть если двигаться такими темпами, на все
потребуется сто лет! “Сейчас на первый план выходит задача
инструментализации науки, - подчеркнул А.Сергеев. - Без инструментов вы
не игрок на научном поле. Очень надеюсь, что на основе оценок, которые
мы делаем и представляем в администрацию Президента РФ, в документах все
же появятся долгожданные цифры об обновлении на 50% инструментального
парка науки к 2024 году.
Он пояснил, что в Стратегии задаются
ориентиры на 2035 год, однако тогда отвечать за цифры будут уже не те,
кто их принимал. А вот когда ставится задача на краткосрочный период
(например, на 6 лет), - больше уверенности, что за достижение
обозначенных индикаторов будут отвечать те же люди и подход будет иной.
Свою “кадровую историю” представил
Александр Повалко, генеральный директор, председатель правления АО
“РВК”. Российская венчурная компания исполняет функции проектного офиса
НТИ.
- Нам приходится запускать
дополнительные инструменты подготовки кадров, - поделился А.Повалко. -
Это и университет НТИ, и создаваемые нами на базе университетов и
научных институтов научные центры с тройственной задачей: подготовка
кадров, исследовательская и инновационная деятельность.
По словам гендиректора РВК, несмотря
на то что через эти центры проходит довольно много народа, специалистов,
которые могут решать задачи для не сформированных, а только
формирующихся рынков, у нас “фантастически мало”.
- В РАН для меня не хватает людей,
которые были бы крайне адаптивны, способны решать нетривиальные задачи,
очень быстро на все реагировать, - пожаловался А.Повалко. Он сообщил,
что из шести центров НТИ, на конкурсной основе получивших господдержку,
академических института - только два, и добавил: “К низкой
интеллектуальной мобильности мы идем со школы! Сейчас почти для каждого
человека есть возможность построить персональную траекторию обучения, мы
же упорно загоняем всех в единый шаблон, а потом хотим креативности”.
Первый заместитель министра энергетики
Российской Федерации Алексей Текслер продолжил тему: “Все, что касается
науки, начинается с дошкольного возраста, потом - профориентация в
школе”. По его словам, сегодня ни школа, ни высшее образование пока не
могут помочь молодому человеку определиться с тем, в чем он наиболее
заинтересован. “Когда смогут, то, безусловно, лидеров молодых и не очень
станет гораздо больше, - сказал замминистра. - Я считаю, что и высшая
школа, и РАН должны активнее способствовать развитию молодых ученых.
Молодежь адаптивна, у нее есть жилка коммерциализации того, что
происходит в науке”.
Михаил Котюков заметил, что для
научной молодежи сегодня очень важно не попасть в зависимость от
стереотипов. “Система управления научными исследованиями требует
серьезного осмысления, нам предстоит серьезно поработать, выстроить
систему ценностей и приоритетов”, - заявил он.
Глава
ФАНО рассказал, что в этом году
завершена работа по “откровенной и честной” оценке научной
результативности институтов. “Примерно треть организаций у нас -
настоящие лидеры, четверть - те, что здорово приотстали, остальные
работают в среднем на достаточном уровне, - сообщил он. - Мы получили
системы индикаторов, которые отчасти позволяют сказать, “что такое
хорошо”, а что не очень, в области фундаментальных исследований. Это
будет задавать ориентиры, в том числе и для научной молодежи, для тех,
кто собирается в этой сфере искать реализацию своих способностей”.
Цифры, которые привел М.Котюков,
впечатляли: только в академических организациях в ближайшие пять-семь
лет понадобятся порядка 50 тысяч новых научных сотрудников. Только
научных! Чтобы был виден масштаб проблемы, он назвал другие цифры:
“Сейчас у нас 46 тыс. научных сотрудников, в 1988 году без учета союзных
республик было 92 тыс. А целевые 2% ВВП на исследования и разработки
тоже ведь кто-то должен наработать - это еще тысяч сто научных
специалистов, которые должны прийти в компании. А придут они все - и 50
тысяч, и 100 тысяч - из высшей школы”.
- Этот вызов для университетов сегодня
- один из самых ключевых: так настроить систему подготовки,
профориентации, взаимодействия с наукой и производством, чтобы люди
четко понимали траекторию своего развития, - заявил глава
ФАНО. -
Благодаря решениям, которые принимались по зарплате и сейчас принимаются
по инфраструктуре, у нас есть уникальная возможность сделать серьезный
шаг вперед. Мы сегодня можем платить достойную зарплату в ведущих
научных центрах. Конечно, еще есть над чем работать, и мы с Александром
Михайловичем постоянно находимся в диалоге, но в целом параметры
достигнуты очень существенные. А специалисты в науке сегодня
востребованы абсолютно разные! Например, нам нужны руководители
проектов, обладающие исследовательскими компетенциями, и руководители
организаций, у которых есть, кроме того, серьезный багаж управленческих
навыков: психологических, правовых, экономических и т.д. Соответственно,
нужны и разные программы, как масштабные, в университетах, так и
точечные, для подготовки лидеров - научных и в целом управленческих. В
ближайший год именно этому будем посвящать свое основное время.
Как можно было понять далее, речь шла о
межведомственной, скоординированной программе подготовки кадров для
науки, предлагающей разнообразие образовательных траекторий.
- И мы должны помнить, что через
пять-семь лет в научные институты придут ребята, которые сейчас учатся
на первых курсах вузов, а то и в старших классах школы, - добавил
М.Котюков. - Они уже сейчас должны “ловить” эти горизонты. Точнее, мы им
уже сейчас должны показать ориентиры и отладить систему, позволяющую
эффективно работать в науке.
Кейс конкретной реализации механизма
подготовки кадров “Школа ключевых исследователей” - серийной подготовки
профессиональных управленцев в науке - представил ректор
ТГУ Эдуард
Галажинский. А первый заместитель генерального директора агентства по
технологическому развитию Вадим Куликов рассказал о другом опыте работы с
кадрами: агентство совместно с двумя десятками партнеров создает 10-15
рабочих групп из инженеров в возрасте до 30 лет. Группы выдвигают
креативные идеи и разрабатывают на их основе проекты трансфера
технологий. Лучшие из разработок презентуются руководителям корпораций,
причем не только в России. В прошлом году за счет заинтересованных
инвесторов началась реализация трех авторских кейсов.
Выступавшие сошлись на том, что
решение проблемы подготовки научных кадров и кадровой проблемы в целом в
условиях ограниченности средств возможно только во взаимодействии всех
заинтересованных сторон. В.Княгинин сравнил его с “тройной спиралью”:
все ветви крутятся, и если движение одной из них замедляется, две других
это замедление компенсируют. Время от времени роли перераспределяются.
Как заметил М.Котюков, “других акторов на этой поляне у нас нет, и нам
надо договориться между собой, чтобы наши действия были системными”.
После окончания круглого стола, выходя из зала, корреспондент “Поиска” успел задать вопрос Александру Сергееву.
- Сейчас тут говорили о
том, что научные кадры надо готовить непрерывно, начиная чуть ли не с
детского сада. А какова роль академии в этом?
- Роль огромная! - ответил президент
РАН. - Я считаю, что одной из обязанностей академиков должна быть
просветительская работа, может быть, даже ориентированная прежде всего
на школу. Мы выступаем за то, чтобы вернуть в школу математику и физику в
прежнем объеме, ведь они в первую очередь учат логике, креативности,
моделированию. Для этого нужны государственные решения. Но ведь кроме
того ребят надо правильно мотивировать, и абсолютно точно, что здесь
сильнейшего эффекта можно было бы добиться благодаря встречам академиков
со школьниками. Каждому человеку нужны какие-то маяки! Престиж науки в
стране сейчас, к сожалению, очень невысок. В общественном мнении ученый
зачастую - это какой-то лузер. И когда в школах ребята увидят творцов
науки, услышат их интересные лекции, ситуация непременно начнет
меняться. Поэтому в новом законопроекте предлагается включить
просветительство в деятельность РАН. И это очень правильно!
Наталия БУЛГАКОВА