Яндекс.Метрика

Число иностранных студентов в Томском госуниверситете (ТГУ) превысило две тысячи по итогам минувшего учебного года, почти 500 из них - из дальнего зарубежья.

Зачем сингапурским технарям русский язык, почему "поколение 1 тысячи евро" остается жить в Томске и как французские химики помогут попасть вузу в мировой топ-100, РИА Томск рассказал проректор по международной деятельности ТГУ Артем Рыкун.

- В минувшем учебном году (2017/2018) у нас учились 2292 иностранных студента, из них из дальнего зарубежья - 480. До прошлого года количество студентов из дальнего зарубежья ежегодно увеличивалось вдвое, сейчас динамика снизилась: мы уперлись в потолок по местам в общежитиях. Но эта проблема решится к концу 2019 года, когда мы запустим новое общежитие, которое строится на улице Аркадия Иванова, в 200 метрах от "Паруса".

С другой стороны, дополнительный приток иностранных студентов создадут наши новые направления. Например, появилась первая группа вьетнамцев на специальности "компьютерная безопасность", чего мы давно добивались. С 2019 года впервые в истории ТГУ у нас будет учиться музыке небольшая группа китайских студентов, пять человек.

- Они будут учиться по какой-то специальной программе или вместе со всеми?

- Обучение у нас рассчитано на пять лет, оно будет происходить в общей группе. В этом есть некоторая проблема: поступление в Институт искусств и культуры на специальность "искусство концертного исполнительства" предполагает за плечами даже не музыкальную школу, а музучилище. Это достаточно высокие требования. Из-за границы же приезжают с более низким уровнем.

Но поскольку это рынок очень перспективный (в Китае очень востребовано обучение исполнительскому мастерству), руководство Института искусств и культуры и лично Виталий Вячеславович Сотников (художественный руководитель хоровой капеллы ТГУ - Ред.) посчитали, что лучше вложить в "недотягивающих" иностранных студентов больше сил, дополнительно с ними заниматься, но протоптать дорожку в Азию.

- Какие специальности сейчас самые популярные в ТГУ у иностранцев?

- Явно лидирует Институт экономики и менеджмента, там сейчас учатся около 30 азиатских студентов. Другие лидеры - Институт прикладной математики и компьютерных наук, истфак (отделение международных отношений). Европейские студенты - лингвисты и русисты - в массе своей поступают на филологический факультет и факультет иностранных языков.

- Популярность компьютерных наук еще более-менее понятна - в Томске реально есть чему поучиться в этой области. Но зачем им экономическое образование в России?

- Это связано с общим высоким спросом на экономическое менеджериальное образование во всем мире: бизнес-менеджмент, финансы и кредит, особенно все, что связано с бухгалтерией, потому что на этих специалистов очень большой спрос на рынке труда. При нормальном качестве образования у нас вполне конкурентоспособные цены, поэтому люди и едут в Томск.

Еще один момент, влияющий на популярность экономических специальностей, - зарубежные абитуриенты ориентируются на самозанятость, хотят занимать более активную позицию на рынке труда. Для этого нужно знать, как управлять бизнесом, как быть менеджером. А учебники по менеджменту везде одинаковые...

Сейчас ТГУ предлагает 11 англоязычных программ: две бакалаврские и девять магистерских (по математике и механике, физике и астрономии, биологии, IT, психологии, экономике и управлению). В 2018 году доход от обучения иностранцев составил около 50 миллионов рублей.

Большой популярностью пользуются интенсивные школы русского языка, которые мы делаем достаточно давно и очень качественно. Ребята приезжают на три недели и интенсивно учат язык. Например, этой зимой второй год подряд проводили школу для Наньянского технологического университета из Сингапура, это лучший университет Азии, он сейчас занимает 11-ю строчку в рейтинге QS (Quacquarelli Symonds).

У них было прямо пожелание - приехать именно зимой, потому что лето и в Сингапуре есть. Остались очень довольны! Причем уровень русского у студентов Наньяна высочайший.

- А зачем им вообще русский?

- Сингапур - это крупнейший технологический, логистический, финансовый центр Азии. Это город-государство, в котором огромную роль играет китайская этническая группа. В свое время группа богатых китайских бизнесменов создала два университета - Национальный университет Сингапура и Наньянский технологический, которые всегда входят в топ-20 лучших вузов мира.

Они готовят китайскую бизнес-элиту, которая ориентирована на работу за рубежом. Поэтому вполне логично, что такой хороший рынок, как Россия, вызывает у них интерес.

Второй момент - Сингапур дошел сейчас до такой степени интеллектуального развития, что его жителей стали привлекать и эстетические аспекты: подлинная европейская культура, литература, стиль.

Во время недавнего визита в ТГУ профессор Йельского университета и автор теории эмоционального интеллекта Дэвид Карузо рассказал, что его любимый писатель -Тургенев. Именно из-за него он учит русский язык.

- Европейские русисты и лингвисты, которые поступают на факультет иностранных языков (ФИЯ) или филфак, тоже учат язык из-за условных Толстого и Достоевского?

- В основном да, из интереса к русской культуре. Недавно ко мне приходила студентка из Чехии - у нее идеальный русский: ни акцента, ни одной речевой ошибки! Восемь лет учила его самостоятельно, просто как хобби.

Но для кого-то это и возможность трудоустроиться. Для Южной Европы это очень острая проблема. Есть такой термин - "поколение 1 тысячи евро". Именно такова сумма начальной зарплаты выпускника вуза университета в Италии, Испании, Греции (а в странах Восточной Европы этот минимум еще ниже). Это мало, учитывая стоимость жизни там. Причем это трудоустройство им не гарантировано.

А здесь они, имея европейскую трудовую этику, которая выгодно их отличает, могут устроиться на сравнимые деньги, и при этом стоимость проживания будет существенно ниже.

- А их не смущает наша русская действительность, ее бытовая сторона прежде всего?

- Сейчас русская действительность не особо отличается от европейской. Когда студенты приезжают в Томск, они удивляются, что у нас те же сетевые супермаркеты, чисто на улицах, нормальные дороги.

Смущает их другое - то, что в магазинах и госучреждениях люди боятся говорить с человеком, плохо говорящим по-русски. Не пытаются даже объясниться, вступить в контакт.

Для помощи в этих и других ситуациях у нас работает целая служба адаптации иностранных студентов. Например, есть услуга, когда за иностранцем закрепляется куратор из числа русских студентов, который будет сопровождать его везде до тех пор, пока это требуется. Кстати, в нашем районе Ленина - Московский тракт, в принципе, персонал магазинов и кафе приспособился: с иностранцами научились как-то объясняться, словами или жестами.

Итальянец Анджело Фальвино после получения образования остался в Томске и уже несколько лет преподает итальянский на ФИЯ ТГУ.

- В целом вы можете сказать, что ТГУ в мире знают?

- Однозначно - знают, причем уже не только в Европе и Азии, но и в Латинской Америке. По интернационализации, например, входим в топ-150 вузов.

- Интернационализация - это ведь не только количество иностранных студентов? Что еще входит в это понятие?

- Помимо числа обучающихся иностранцев, оценивается образ университета вовне, известность в научных, политических и бизнес-кругах, развитый интерфейс, привлечение иностранных ученых, совместные зарубежные исследования и программы обучения, коммуникации и публикации (в первую очередь академические, а не медийные) на иностранных языках.

В каждом из этих пунктов мы успешно продвигаемся. Например, у нас действуют программы совместной подготовки с такими великими университетами, как Хими Паритек (Chimie ParisTech) в Париже - суперэлитный химический вуз, где работали все Кюри, или Эколь Политехник (École Polytechnique) - сильнейшая инженерная школа континентальной Европы.

У нас обширные дипломатические контакты: на днях был посол Китая, две недели назад - посол Ирана, месяц назад - посол Индонезии. Когда гости находятся более долгое время, мы выясняем, как они нас видят. Отсюда я могу сказать, какой образ ТГУ сложился в мире: это среднеразмерный, динамичный, очень креативный университет с историей. Качественный, европейского уровня.

- Скажите честно, реальная ли задача - попасть в топ-100 мировых рейтингов в 2020 году?

- По предметным рейтингам - да. Кроме QS и Times Higher Education (THE), которые выбраны в качестве целевых и в которых мы шаг за шагом продвигаемся, есть менее коммерциализированные и более уважаемые в академическом сообществе рейтинги.

Это, скажем, Шанхайский рейтинг ARWU, мы там тоже есть, причем по металлургии (новым материалам) входим в топ-150. Новые материалы - это то, чем занимается СФТИ (Сибирский физико-технический институт), наши химики, физики. Старое, проверенное направление. Но есть и новые, которые хотелось бы вывести на мировой уровень, например, все, что связано с программной инженерией. Это будет дорогого стоить.

Елена Тайлашева​