Яндекс.Метрика

На недавнем совещании с вице-премьерами председатель правительства Дмитрий Медведев вел разговор о будущем Министерства науки и высшего образования.

В ведении нового министерства вопросы не только вузовской и академической науки, но и дополнительного образования, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики, научной, научно-технической, инновационной деятельности, нанотехнологий, развития центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности. А накануне премьер подписал распоряжение о назначении четырех заместителей министра науки и высшего образования.

Заместителями Михаила Котюкова стали Григорий Трубников (первый заместитель министра науки и высшего образования РФ), Сергей Кузьмин, Алексей Медведев и Александр Степанов. Как пояснила на встрече вице-премьер, курирующая блок, Татьяна Голикова, существенный фронт работ к вновь созданному министерству перешел от ликвидированного Федерального агентства научных организаций (ФАНО). И нормативное регулирование, которое раньше было отнесено к сфере компетенции этой организации, сохраняется сегодня за новым министерством. То есть государственные задания на проведение фундаментальных и поисковых научных исследований для научных организаций, которые находились ранее в ведении Российской академии наук, а еще раньше и российских академий Медицинских наук и Сельскохозяйственных наук, так же как и при деятельности ФАНО, министерство будет утверждать с учетом предложений РАН.

Руководителей научных организаций, ранее находившихся в ведении ФАНО, пояснила Татьяна Голикова, министр науки и высшего образования будет назначать и утверждать в установленном порядке. Этот порядок принят еще в 2014 году (и в этой части правительство не намерено ничего менять). В соответствии с этим порядком кандидатуры на должность руководителя научной организации, переданной из ведения ФАНО в ведение министерства, подлежат согласованию с Президиумом РАН. Более того, положение предполагает, что между Министерством науки и высшего образования и РАН в течение двух месяцев должен быть разработан порядок взаимодействия по всем вопросам, которые относятся к совместному ведению работы между этими двумя органами.

Вопросы развития высшего образования по педагогическим специальностям и формирования государственных заданий на проведение научных исследований, которые будут осуществляться учреждениями, подведомственными министерству и соответственно Российской академии образования (РАО), будут решаться Министерством науки и высшего образования во взаимодействии с Министерством просвещения, заявили на совещании.

Напомним, что официальная версия разъединения бывшего Министерства образования и науки - это сложность формирования единой стратегии, которая бы устраивала и высшее образование, и науку, и общее среднее. Цель первого и второго - поиск талантов для научной деятельности, задача третьего - дать равные возможности в образовании для всех без исключения. Для средней школы ЕГЭ в свете такого подхода - благо, возможность социального лифта, который позволяет детям из глубинки поступать в любые вузы страны. Для академиков ЕГЭ - социальное зло, которое губит творческое начало на корню. Размежевание задач в итоге привело к разделу министерства. И вообще, как теперь официально принято, осуществить развитие образования поможет концентрация управленческих сил и финансовых средств на отдельных проектах.

Также еще раз напомним, что новое Министерство науки и высшего образования создано на базе ликвидированного ФАНО. А должность главы этого министерства отдана бывшему главе ФАНО - Михаилу Котюкову. В свое время целью создания этой организации было развести управление имуществом и собственно научную работу. Но неожиданным образом эти сферы разошлись так далеко, что это повлияло на развитие собственно науки. Теперь, как нам объясняют чиновники, делается новая попытка выстроить систему управления наукой. То, что в рамках новой структуры оказалась связка науки и высшей школы, означает, что государство делает серьезную ставку на молодежь. Кстати, и выделение такой структуры, как Росмолодежь, в отдельную организацию тоже свидетельствует в пользу этого.

Как уже сообщала ранее министр просвещения РФ Ольга Васильева, реорганизация бывшего Минобрнауки продлится до конца года, и с января 2019 года каждое из новых министерств будет действовать самостоятельно. Разделение породило слухи о скорой реорганизации системы ЕГЭ.

Возможно, что в будущем все-таки главный экзамен будет несколько трансформирован. Контролирующую функцию школьного образования он уже едва ли потеряет. Все-таки контроль на выходе доверить исключительно учителям (как это было ранее) уже не решатся. А вот что касается истории поступления в вузы, то здесь еще многое может поменяться. Сегодня, например, уже существует ЕГЭ на углубленном уровне и на базовом. Скорее всего как раз здесь могут появиться варианты, что сдавать первый будут только те, кто идет далее учиться в университет.

Елена Герасимова

Государство делает ставку на молодых ученых