​​​Вода в земном ядре, нюхание как признак сознания, микробы в опухоли, новая геномная база и, как обычно, — очень много коронавируса. Таким получился традиционный обзор свежих выпусков ведущих журналов от научного редактора Indicator.Ru.

Nature

Обложка. В тематическом выпуске за эту неделю четыре статьи содержат подробные сведения, почерпнутые из Genome Aggregation Database (gnomAD). Преемник базы данных ExAC 2016 года, в которой содержались экзомы 60 706 человек, gnomAD объединяет 125 748 экзомов и 15 708 последовательностей цельного генома. Это увеличение размеров и масштабов позволило консорциуму gnomAD каталогизировать не только отдельные нуклеотидные вариации в отдельных геномах, но и более сложные структурные вариации, состоящие из 50 или более нуклеотидов. В «главной» статье​ Конрад Карчевский и его коллеги рассматривают базу данных и исследуют варианты, которые могут инактивировать гены, кодирующие белок. Во второй работе ​Берил Каммингс и ее коллеги показали, что данные об экспрессии РНК могут быть использованы для интерпретации вариантов. В третьей работе Эрик Миникель и его коллеги исследуют, как данные gnomAD могут помочь идентифицировать генетические мишени для лекарств. В четвертой работе​ Райан Коллинз и его коллеги составили каталог из 433 371 структурного варианта и проанализировали их влияние на физиологические особенности.

Редакционных статей в Nature две. Первая​ посвящена, естественно, коронавирусу. За последние несколько недель в мире произошел взрыв вводящих в заблуждение утверждений о COVID-19. Они в основном появляются в интернете, и многие из них предназначены для того, чтобы посеять сомнения в отношении вакцинации как способа защиты от инфекции. Для отдельных лиц и организаций, вовлеченных в такую дезинформацию, пандемия — это огромный пул возможностей заработать. Они извлекают выгоду как из большого массива пока еще неизвестного о вирусе и болезни, так и из многих законных вопросов о безопасности и эффективности, поскольку вакцины разрабатываются с беспрецедентной скоростью.​

Вторая статья связана с темой номера и посвящена​ базе данных gnomAD.

Из обзоров новостей науки в других журналах в первую очередь мы отметим статью в журнале Nature Geoscience, которая предполагает​, что в ядре нашей планеты может быть больше воды, чем во всех океанах Земли.

Другая работа посвящена исследованию​ в Science Advances, как спасти цвета картины Эдварда Мунка «Крик».

Увы, есть и некролог — он посвящен скончавшемуся 22 апреля Джулиану Перри Робинсону, химику и юристу, который стал создателем договоров по запрещению химического и биологического оружия.

В комментариях отметим десять причин, по которым введение иммунных паспортов — большая ошибка.

В рубрике «Где я работаю» — история Эндрю Хоси, куратора Западного музея Австралии в Перте, который работает с организмами из глубин океана.

Что, кроме четырех «геномных» статей, мы отметим из исследовательских работ в текущем номере?

Важная работа о происхождении вещества во Вселенной: плотность барионов, определяемая по линиям видимости для локализованных быстрых радиовсплесков, соответствует плотности, определяемой по космическому микроволновому фону и требуемой для нуклеосинтеза Большого взрыва.

Вирусологическая оценка госпитализированных пациентов с COVID-2019. Детальный вирусологический анализ девяти случаев коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19) дает доказательства активной репликации вируса SARS-CoV-2 в тканях верхних дыхательных путей.

Интересная работа из области химии: спектроскопия короткоживущих радиоактивных молекул.

Палеонтология: Adalatherium hui, недавно обнаруженное млекопитающее мелового периода с Мадагаскара, датируемое почти концом мелового периода, демонстрирует черты, соответствующие длинной эволюционной траектории изоляции в островной среде.

Происхождение сложности в эволюции гемоглобина. Экспериментальный анализ реконструированных предковых глобинов показывает, что сложная тетрамерная структура гемоглобина и его кислородсвязывающие функции развивались по простым генетическим и биофизическим механизмам.

И напоследок — неврология: обнюхивательные реакции пациентов свидетельствуют о наличии сознания у неотвечающих пациентов с черепно-мозговой травмой.

Science

Обложка иллюстрирует бактерии в тканевых срезах из нескольких типов опухолей человека. Бактерии часто встречаются в опухолях, и различные типы опухолей имеют различные микробные композиции, представленные здесь различными цветами бактерий. Изображение также отражает наблюдаемую внутриклеточную локализацию опухолевых бактерий, в основном внутри раковых и иммунных клеток. В будущих исследованиях изучат роль этих бактерий в развитии опухоли и реакции на лечение.

Редакционная статья посвящена исследованиям COVID-19 в Африке.

Рубрика In Depth. Один материал посвящен​ клиническим исследованиям по переливанию плазмы при COVID-19. Другой — привлечению искусственного интеллекта для того, чтобы справиться с «цунами статей по COVID-19».

В рубрике Perspectives отметим статью об удаленной стимуляции клеток. Электрические поля стимулируют генетически модифицированные β-клетки поджелудочной железы выделять инсулин у мышей. А также интересны статья о поиске животной модели для лечения COVID-19 и статья​ о быстрой разработке вакцины от COVID-19.

Некролог в Science посвящен​ легендарной женщине — астроному и астрофизику Элеанор Маргарет Бербридж, скончавшейся на 101-м году жизни.

Что мы отметим из исследовательских статей, помимо статьи с обложки?

Интересная работа о самоиндуцируемом состоянии спинового стекла в кристаллическом неодиме.

Новый метод, позволяющий автоматически синтезировать однодоменные белки за часы.

Статья о взаимодействии тропических циклонов с течением Куросио.

Единственный обзор в Science озаглавлен «Всепроникающие сдвиги в динамике лесов в меняющемся мире».

Тотальный синтез бриостатина 3.

Интересная статья​, описывающая сравнительный патогенез COVID-19, MERS и SARS на моделях нечеловекообразных приматов, и вдогонку — работа о восприимчивости хорьков, собак, кошек и других домашних животных к новому вирусу SARS-CoV-2.

The Lancet

Традиционная цитата на обложке представляет собой заголовок редакционной статьи: «COVID-19 в Африке — не место благодушию». Большинство комментариев в журнале тоже связаны с пандемией: «Интерферон-бета-1b при COVID-19», «Участие общества критически важно в пандемию», «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний в рамках борьбы с COVID-19» и так далее.​

Рубрика World Report содержит два материала, посвященные очень тяжелой ситуации с COVID-19 в Йемене​ и в Перу

Рубрика The Art of Medicine задается вопросом: «Неужели COVID-19 разрушил глобальное здравоохранение?»

В рубрике Correspondence тоже сплошной коронавирус: «Применение растительных препаратов для лечения COVID-19 следует проводить​ с осторожностью», «Паровые ингаляции и ожоги детей во время пандемии COVID-19», «Время для мировой дипломатии в области здравоохранения»…

Все три исследовательские статьи — тоже про COVID-19. Рандомизированное клиническое исследование интерферона бета-1b (вторая фаза), популяционное когортное исследование, дающее оценку избыточной смертности на временном интервале в один год, и популяционное исследование применения ингибиторов ренин-ангиотензин-альдостероновой системы и риска развития COVID-19, требующего госпитализации.

Автор: Алексей Паевский​