Яндекс.Метрика

Главную библиотеку Зауралья берут в тиски круглые даты. Пока книговед Александр Посадсков пишет книгу о столетии ГПНТБ, его самого стоит поздравить с 40-летием выдвижения монографии "Сибирская книга и революция" на соискание премии Ленинского комсомола.

Невероятно, но факт - история молодого государства и научно-технической библиотеки тесно переплетены. Как-никак, ГПНТБ - первая библиотека нового правительства. Правда, называлась она тогда иначе - государственная научно-техническая и экономическая библиотека Научно-технического отдела ВСНХ. Возникла не на пустом месте - "донором" стала библиотека Леденцовского общества. Купец Христофор Семенович Леденцов, умирая еще при царе, завещал все свое несметное богатство на нужды отечественной науки. Наследники купили здание в центре Москвы и переоборудовали его под книгохранение. Главным козырем фондов по праву считали патентный фонд российской империи. После революции, само собой, все национализировали. Иначе как бы привилегии попали в Новосибирск?!

Еще одна маленькая деталь. Ровно 95 лет назад руководителем Высшего совета народного хозяйства, головного органа будущей ГПНТБ, стал небезызвестный Феликс Эдмундович Дзержинский. И продержался на этом посту до конца своей жизни.

Ровно 60 лет назад, 17 октября, вышло постановление Совета Министров СССР о создании на базе Государственной научной библиотеки Министерства высшего образования СССР (к тому времени так уже называлась ГНБ) двух библиотек - ГПНТБ СО АН СССР в Новосибирске и ГПНТБ СССР, подчиненной Государственному комитету по науке и технике, - в Москве. Это не просто, как говорится, "много букв", но и бездна полномочий. Вдумайтесь - литературой сибирской ГПНТБ тогда пользовались абоненты 408 городов Советского Союза. В это же время библиотека, кстати, получила право пользоваться международным абонементом.

Следующая дата не круглая, но важная. В 1961 году началось "великое перемещение фондов", 7 января в Новосибирск прибыл первый контейнер с книгами. Разделение "материнской" библиотеки на "московскую" и "сибирскую" предполагало "пожизненную ссылку" 4 млн единиц хранения. Мировая история не знала столь масштабной книжной миграции!

Следующий тост я бы поднял за первый опыт обмена передвижными книжными выставками между США и СССР. Экспозиция "Многокнижная Америка: народ, политика и представительство США" произвела в Новосибирске фурор ровно 30 лет назад. За неполный месяц ее посетило 14 тыс. человек.

По итогам девятой пятилетки Правительство Советского Союза настолько прониклось успехами ГПНТБ СО РАН, что наградило директора - Николая Карташова - орденом Трудового Красного Знамени! И вскоре, конечно, столица призвала Николая Семеновича к себе - он возглавил Государственную библиотеку СССР им. В. И. Ленина.

Искусство тоже себя чувствовало между книг превосходно. Четверть века назад в библиотеке возник концертный абонемент "Встречи на Восходе". Каждый филармонический концерт сопровождала книжная выставка. Скажем, выступление "Сибирского диксиленда" снабдили изданиями о джазе, а для программы "Романс - серенада на все времена" выставили уникальную подборку открыток оперных и театральных артистов дореволюционного и советского периода.

А еще раньше, на излете СССР, в ГПНТБ СО РАН начали регулярно выставляться молодые художники, далекие, в общем-то, от идеологически выверенного курса. Благодаря книге отзывов с одного из таких вернисажей, сохраненной участником - художником Андреем Курченко, возник проект Back in GPNTB, прогремевший в прошлом году.

У председателя Правления Новосибирского союза журналистов Якова Самохина свои история: "В 1978 или 1979 году, точно не помню, предстояла нам, студентам, прибившимся к отделу редких книг, протирка этих самых книг в хранилище. А их там до фига, и каждая упакована в отдельную коробку. И вот Владимир Алексеев (руководитель отдела в то время. - "КС") нам намекнул, что в одну из коробок он при прежней протирке запаковал бутылку коньяка. И, дескать, кто найдет - тому счастье. Ох мы и пахали... и что думаете - нашли!"

Я тоже связан с книжной историей - в год моего рождения впервые в Сибири открылся университет библиотечно-библиографических знаний. Его слушатели - научные сотрудники и специалисты города и институтов СО АН СССР, - пока меня везли из роддома домой, уже слушали первые лекции по теории и практике организации информации в нашей стране и за рубежом.

Библиотечные стены располагали к принятию судьбоносных решений. Скажем, архитектор и краевед Игорь Поповский приходил в библиотеку с сокурсницей смотреть иностранные журналы по архитектуре. "Кто мог знать, что ровно через три года сокурсница станет прекрасным архитектором, и еще - моей женой", - восклицает Игорь Викторович. Здесь встречались Кипнисы - будущий директор Музыкального театра Леонид Михайлович и библиотекарь Раиса Израилевна. Художник Евгений Кирьянов в шутку напоминает, что библиотека была раем для жителей общаги - в академической, чопорной тогда обстановке можно было здорово отоспаться прямо на мягкой толстой книге.

В разное время в библиотеке проходили сеансы одновременной игры в шахматы, костюмированные балы, велопробеги, пленэры на крыше, джазовые концерты, чемпионаты по созданию машин Голдберга, экскурсии по этажам, от -4 до +5 и модные дефиле. Только за 2017 год гостями массовых мероприятий в ГПНТБ СО РАН стали более 50 тыс. человек.

В сентябре календарь событий пестрит громкими проектами, главный из них - международный фестиваль "Книжная Сибирь". Это уже традиционный форум литераторов, издателей и библиотекарей, хоть и проходит в наших стенах всего в четвертый раз. Пользуясь случаем, не могу не пригласить 13-15 сентября в ГПНТБ СО РАН, будет интересно.

Антон Веселов​, заместитель директора ГПНТБ СО РАН

Библиотечные страсти