Яндекс.Метрика

Можно ли при поступлении учитывать не только результаты ЕГЭ, но и когнитивные способности абитуриентов, выявленные на основе анализа их профилей в социальных сетях. Подобного вида исследования были проведены в Томском государственном университете, и впервые в 2018 году в ТГУ даже проводится набор с учетом анализа профиля абитуриента в социальных сетях. Об этом заявил ТАСС сотрудник (ТГУ), заведующий лабораторией Института человека цифровой эпохи Артем Фещенко.

Идею нашли также интересной участники Первой ускоренной образовательной программы по подготовке кадров для цифровой экономики и НТИ "Остров-1021", которая стартовала в середине июля на острове Русском во Владивостоке. Более того, участники программы готовы сами построить аналитическую модель, которая будет узнавать в новых людях те или иные качества личности (например, уровень интеллекта, креативности, личностной мотивации и т.д.) по профилю в социальной сети. Внести показатели в официальные критерии оценки абитуриентов, то есть добавлять к баллам ЕГЭ еще и данные анализа - так формулируют сегодня участники программы предложение властям. Молодежь "Острова-1021" - это технологические предприниматели, школьники, стартаперы, региональные и федеральные чиновники, специалисты в области Big Data и цифровых дисциплин. На острове Русском они учатся у ведущих российских и зарубежных ученых, предпринимателей и экспертов в области цифровой экономики и технологического развития.

"Такое предложение видится мне не лишенным смысла, - прокомментировал предложение молодых ректор Росноу и президент Ассоциации независимых вузов РФ Владимир Зернов. - Вспомните, что у нас было в прежние времена? В МИФИ, МФТИ, на некоторые факультеты МГТУ имени Баумана и в другие хорошие вузы невозможно было попасть, не пройдя собеседование. Оно же было построено так, что позволяло без труда понять, как может человек решать нестандартные задачи. В те времена можно было набрать 20 баллов на экзаменах и не пройти в вуз, завалив собеседование. И можно было набрать всего 14 баллов, но проявив себя блестяще на собеседовании, стать студентом вуза. Сегодня социальные сети несомненно помогают понять глубже характер абитуриента, его вкусы, привязанности, даже образ мышления и реакцию на те или иные события, но… при одном условии - честности пользователей Сети. Хотя повторю - эта идея достойна дальнейшего изучения".

Напомним, что в настоящее время в РФ уже достаточное количество ученых занимаются исследованиями поколений.

Где-то в конце 1990-х и начале 2000-х годов стало появляться особенно много социологических поколенческих исследований. Наиболее популярна разработанная Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом теория о четырехчастном поколенческом цикле и повторяющихся моделях поведения в истории США. Ученые определяют поколение как совокупность всех людей, рожденных в промежуток времени, составляющий примерно 7 лет, или одну фазу жизни: детство, молодость, средний возраст и старость. Несмотря на неоднозначное отношение к поколенческим теориям, сегодня по крайней мере понятен предмет исследования и принята классификация, согласно которой каждому новому поколению можно присваивать различные обозначения (например, X, Y и Z). Современное поколение (Z) значительно отличается от предыдущих в плане восприятия информации, концентрации внимания, работы мнемонических механизмов, считают современные исследователи.

Одной заметной чертой этой молодежи исследователи считают - трудности у них сосредоточения на чем-то одном. Да, эта молодежь способна одновременно присутствовать в нескольких виртуальных пространствах и справляться с технологической многозадачностью. Но... при том психологический уровень вовлеченности в каждый отдельный вид деятельности здесь очень страдает. Полностью погрузиться в одно из их многочисленных занятий эта молодежь не способна. Ведь что ценится более всего в виртуале? Способность привлечь к себе внимание, организовать вокруг себя как можно "больший хайп". Поэтому - надо успеть!

Кандидат философских наук, доцент кафедры социальных коммуникаций Томского государственного университета Андрей Глухов читает курсы, посвященные виртуальным коммуникациям в социальных медиа, размещенные на таких известных онлайн-образовательных платформах, как Coursera и Openedu.ru. Преподаватель считает, что молодые люди очень хорошо научились "дирижировать" своими коммуникационными связями. Зная правила игры, они понимают, где и как им лучше себя виртуально презентовать. Многие из них давно работают фрилансерами и, если подозревают, что в их виртуальные аккаунты заходят руководители или сотрудники компаний, с помощью настроек приватности успешно решают задачи выгодной самопрезентации: одни посетители их личной страницы видят одни фото, а другие - совершенно иные. Профиль в Сети выступает как элемент рефлексивного соотношения с самим собой, диалога не только со своим "альтер", но и с "эго", что открывает возможности сознательного изменения как своего имиджа, так и своей идентичности.

Поэтому и предложение о восприятии аккаунтов не лишено смысла, но... с большими оговорками.

Елена Герасимова

Новый эксперимент: аккаунты дополнят ЕГЭ
Новый эксперимент: аккаунты дополнят ЕГЭ