Яндекс.Метрика

Ведущий программы «Поздняков» поговорил с главой Российской академии наук Александром Сергеевым в своей программе на НТВ.

РАН подключается к решению амбициозных задач, поставленных президентом. При каких условиях наука станет локомотивом экономического развития с темпами выше среднемировых. Что исправить в ЕГЭ, чтобы он не давил на креатив нации. Что делать, чтобы догнать тех, кто обошел нас в техническом оснащении. Почему повышение зарплат иногда рождает несправедливость. Когда сеть центров ядерной медицины накроет всю страну. Поговорим об этом с главой российской академии наук Александром Сергеевым.

Александр Михайлович, вы увязали проблему утечки мозгов из России с ЕГЭ - мол, многое с ним не так. Так что же с ним не так, может быть, пора уже его отменить, или может быть, Российская академия наук каким-то образом готова способствовать совершенствованию этого экзамена?

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: Кирилл, вопрос о ЕГЭ действительно сейчас очень важный. У нас сейчас новый вектор развития страны, в том смысле, что мы встаем на растущий участок экономики, должны обеспечить темпы роста, которые выше среднемировых. А где тот ресурс, за счет которого мы стартуя из состояния в общем-то технологической отсталости, которую мы сейчас все признаем, вдруг рванем? Ведь мы понимаем, что те темпы роста, которые есть в странах, на которые мы хотим, так сказать, быть похожими в плане науки и технологий, они как раз наукой и технологией определяются. То есть это означает, что мы должны, как мы сейчас говорим, сделать науку нашим основным локомотивом роста.

В: А для этого нужны мыслящие люди.


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: Как это сделать, да. Мы должны, если хотите, раскрепостить творческие силы, прежде всего, конечно, ученых, и инженеров, и посмотреть по всем ступеням - как у нас устроена система аттестации кадров, и способствует ли она этому. Или наоборот, те требования, которые есть, они как раз не подчеркивают и не выискивают, в ком сильно это такое креативное начало. Мы можем пройтись сверху донизу, начав с системы ВАК. Дальше мы можем...

В: Просто много вопросов было.


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: Много вопросов. Дальше мы можем перейти к аспирантуре. Вот аспирантура всегда у нас была первой ступенью научной работы, и как раз проявлялись такие творческие способности у человека. А мы аспирантуру поставили как одну из ступеней обучения. Дальше мы переходим к ЕГЭ, а дальше мы переходим вообще говоря к нашим школьным программам. То есть по всему вот этому спектру нам надо посмотреть - все ли у нас нормально в регионах, если посмотреть, с какими ЕГЭ поступают ребята, и с какими ЕГЭ поступают здесь, это две большие разницы. Вот это в интересах развития регионов или нет? Я думаю, что нет. Поэтому здесь тоже надо к этому аккуратно подойти, взвесить ситуацию. Именно не с точки зрения того, что ЕГЭ - это плохая система аттестации, а с той точки зрения, что нашу систему аттестации нужно наполнять такими новыми качествами, которые позволят отбирать креативных людей.

В: Насколько я понимаю, в Российской академии наук речь шла о том, что вроде как от государства на науку нужно в год не менее 160 миллиардов рублей.


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: Речь шла об академических институтах. Федеральные агентства и научные организации на 24 миллиарда в этом году увеличилось, оно в районе 100 миллиардов сейчас стало, и это очень хорошо, это долгожданное увеличение средств на зарплаты. При этом, как мы с вами понимаем, появились вот эти региональные диспропорции, которые тоже нужно ликвидировать в ближайшее время.

В: В недавнем прошлом средняя зарплата научного работника по стране составляла примерно 35-45 тысяч. В январе, это данные Росстата, январь-февраль - сейчас средняя зарплата 96 тысяч. Этим цифрам верить?


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: Кирилл, вы знаете, статистике, я думаю, надо верить в смысле вот этого тренда. Мне трудно говорить с точностью до единиц и тысяч, что представляет из себя средняя зарплата, потому что все-таки...

В: Нет, но раньше говорили о диспропорциях.


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: Институты были озабочены выполнением Майского указа президента, и - да, мы получили солидные приращения в числитель этой формулы. Наверное, здесь еще надо понять, что у нас стоит в знаменателе. Как мы раньше считали, в прошлом году сколько у нас было научных работников, и как мы посчитали количество научных работников в январе-феврале месяце. Нужно еще посмотреть, и это тем более сейчас важно, потому что действительно готовятся новые решения на предстоящее шестилетие, и здесь нам и самих себя обманывать не надо. Понимаете, ведь мы можем этот знаменатель уменьшить так, что сказать - у нас теперь 156 тысяч средняя зарплата научных сотрудников...

В: В некоторых регионах уже, кстати, 150 тысяч, как говорят.


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: Но извините меня, у нас при этом число научных работников на 100 тысяч населения страны будет в два раза меньше, чем, скажем, в Китае или в Корее. Вот этого нам не надо, понимаете. У нас уже сейчас число научных сотрудников в расчете на, скажем, 100 тысяч населения меньше, чем в этих странах, и оно продолжает падать. Здесь надо быть очень осторожным. Что у нас получилось: мы имея более-менее одинаковые уровни, резко сейчас подняли Москву. И подняли Питер, поменьше, но тоже существенно. А регионы, которые уже фактически 200 процентов имели в регионах, мы им только повысили чуть-чуть, и у нас образовалась очень сильная диспропорция, которая воспринимается как несправедливость. 

В: То есть вы готовы привести цифры по зарплате?


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: Я могу привести. Значит, в институтах в Москве один научный сотрудник на этот год получит приблизительно на один миллион рублей больше, чем в прошлом году, на год. В Питере - от 500 до 700 тысяч, в Новосибирске - 150 тысяч, в Перми 40 тысяч. В Карачаево-Черкесии - ноль. Мы сейчас с вами должны предложить, каким образом мы эту ситуацию должны исправить, особенно в свете разговора о том, что пространственное развитие страны - это одна из самых главных наших задач, и мы понимаем, что мы вот этот вектор интеллекта, вектор поддержки - он должен идти в регионы сейчас.

В: Существенная проблема достаточно для научной сферы - это оборудование, оно должно быть продвинутым, для того, чтобы это были результаты мирового уровня действительно. А в плане обновления процесс, такое ощущение создается, идет не очень быстро. И вот возникло предложение - создать некий фонд в 30 миллиардов рублей в год, если не ошибаюсь, чтобы в ближайшие три года процентов на 50, по-моему, обновление совершить.


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: Научное оборудование должно быть все более и более чувствительным, для того, чтобы не только измерить, а вообще и найти тот процесс природы, который ты видишь, который ты хочешь увидеть. И те институты, те страны, в которых есть это уникальное оборудование, они являются законодателями мод, потому что только там они эту науку могут делать.

В: И мы от них зависим.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: Мы от них зависим.

В: Сильно зависим?

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: Мы зависим очень сильно. Сейчас во всем мире имеются приборы, которые могут исследовать процессы, которые длятся, скажем, 10 в минус 15-й секунды. А у нас в нашем распоряжении приборы, которые могут видеть процессы, которые длятся только 10 в минус 12-й секунды, вот эти три порядка величины - это есть разрыв между современными рубежами науки и тем, что в общем-то есть.

В: Так разговор о том, что - 30 миллиардов возьмем, в год потратим, это решает наши проблемы или нет?

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: Оценочно это решает, вот исходя из чего. Мы сейчас вместе с Федеральным агентством научных организаций провели оценку потребности. Мы посмотрели балансовую стоимость во всех институтах суммарно, академических институтов, это оказалось, по-моему, на уровне где-то 260 миллиардов рублей, вот все то оборудование, которое есть. Через систему ФАНО каждый год происходит обновление на уровне где-то всего-навсего 2,5 миллиардов рублей по всей стране. И понятно, что если мы будем обновляться такими темпами - 2,5 миллиарда, то даже этот уровень - 250-260 мы с вами можем обновить только через сто лет. Ясно, что это никуда не годится. Ну, а что годится? Наверное, все-таки желательно, чтобы мы имели оборудование, скажем, в среднем пятилетней давности. Мы фактически хотели бы в предстоящее пятилетие или шестилетие, чтобы мы на 50 процентов обновили наш приборный парк. Тогда еще в следующую пятилетку-шестилетку мы еще раз это сделаем, и мы выйдем на эти цифры. Вот это цифра в районе...

 

В: 30 миллиардов рублей.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: Вот она отсюда получается. Это очень оценочная. Мы, после того, как были встречи с президентом, который в принципе поддержал, он видит эту проблему, тем более что сейчас появились дополнительные средства на зарплату, вроде зарплата есть - а работать нечем. Были разосланы такие просьбы по институтам, как они, все-таки что бы они хотели приобрести. Да, эта цифра, конечно, гораздо больше, чем 30 миллиардов в год, но тем не менее мы не ошибаемся на порядке величин.

 

В: В рамках предложенной президентом концепции пространственного развития страны российская академия наук уже анонсировала ряд проектов, один из проектов - это накрыть страну логистической такой сеткой, второй - посмотреть из космоса, при помощи космического мониторинга, что происходит на территории страны в реальном времени, и третьей, если не ошибаюсь, это организовать сеть центров ядерно-лучевой медицины по всей стране. Насколько долгая это задача, и сколько времени займет подготовка?

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: Это проекты стратегического уровня, они на всю страну. По средствам, которые требуются на выполнение, это проекты, конечно, существенно разные. Они нужны для того, чтобы нам как можно быстрее обеспечить нашу медицину доступными средствами диагностики. Печально видеть, как то, что страны, даже то, что мы раньше называли какими-то странами третьего уровня, начинают нас обгонять, а мы ничего сами не производим. Мы все знаем, у нас есть все компетенции, есть технологии, но мы это не производим. Мы упустили огромный мировой рынок всего этого, помимо того, что мы нашу территорию страны не покрываем такой доступной медицинской помощью. Да, эти три проекта обсуждались, они заведомо вызвали интерес у президента. Это проекты, по которым мы бы сейчас хотели получить поручение о том, чтобы мы эти проекты уже сформулировали в конкретных цифрах точных, и в конкретных сроках, и в правильной, так сказать, тактике выполнения.

В: Я правильно понимаю, что возможно, с какой-то точки зрения, наиболее перспективное появление в ближайшее время - это как раз некое космическое наблюдение за территорией страны? Ну вроде спутники есть, оборудование есть.


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: Проект, который космический - мониторинга страны, во-первых, этот проект очень нужный, потому что в идеале, если у нас с вами, представьте, у нас некая интерактивная карта. Ну пусть она пока обновляется не со скоростью раз в секунду, а раз в несколько часов, но лиха беда начала, понимаете. И компьютеры будут более быстрыми, и обработка информации.

В: Ну да, это важно и с точки зрения безопасности.


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: Важно начать.

В: Кроме всего прочего.


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: Да, вопрос, наша космическая группировка, я имею в виду, конечно, гражданскую группировку, насколько она сейчас обеспечивает это? Не обеспечивает, значит, нужны действительно новые спутники. Что на эти спутники ставить? Мы должны оснастить нашу космическую группировку современным радиолокационным оборудованием, которое позволит всю страну, так сказать, покрыть пересекающимися участками, и снимать информацию динамическую.

В: Хотелось бы понимать какой-то горизонт, понимаете, временной.


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: Я думаю, что если...

В: Вот если мы этого хотим.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: Есть проект создания высокоскоростной магистрали, это проект, хотя авторы и оценивают его 10 лет, этого проекта, наверное, это может быть больше, может быть, чуть меньше, но это такого уровня. Если говорить о создании центров ядерной лучевой медицины, конечно, сейчас, если мы говорим не целиком о нашей компонентной базе, то может быть, это сделать можно, и достаточно быстро, горизонта, скажем, 5-7 лет. Если делать на нашей базе, то конечно, это тоже проект небыстрый, не знаю, 5, 7, 10 лет. Космический проект, я думаю, что в принципе, по крайней мере, если продвигаться такими частями, мог быть реализован быстрее. Дальше надо смотреть действительно на что хватит денег, какая будет поддержка.

В: Александр Михайлович, спасибо вам большое за разговор.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: Вам спасибо, Кирилл, за интерес. Всегда к вашим услугам.

Видео 

Интервью с президентом Российской академии наук А. Сергеевым
Минтруд объяснил высокую разницу в росте зарплат ученых в Москве и регионах
Минтруд объяснил высокую разницу в росте зарплат ученых в Москве и регионах
Минтруд объяснил высокую разницу в росте зарплат ученых в Москве и регионах
Президент РАН назвал несправедливой разницу зарплат ученых в Москве и регионах
Александр Сергеев. Эксклюзивное интервью НТВ
В Минтруде объяснили разницу роста зарплат ученых в Москве и регионах
В Минтруде объяснили разницу роста зарплат ученых в Москве и регионах
Руководство РАН обеспокоено разницей в зарплате ученых в Москве и регионах
Президент РАН назвал несправедливой разницу зарплат ученых в Москве и регионах
Президент РАН назвал несправедливой разницу зарплат ученых в Москве и регионах
Глава РАН назвал несправедливой разницу доходов ученых в разных регионах
Президент РАН назвал несправедливой разницу зарплат ученых в Москве и регионах
Президент РАН заявил о диспропорции в зарплатах ученых в Москве и в регионах
Президент РАН заявил о диспропорции в зарплатах ученых в Москве и в регионах
НТВ - интервью главы РАН Александра Сергеева
Глава РАН назвал несправедливой разницу доходов ученых в разных регионах
В Минтруде объяснили разницу роста зарплат ученых в Москве и регионах